Кризисный отдых
Как поехать в отпуск за границу и не оказаться в положении брошенных клиентов
Пик туристического сезона в нашей стране обычно приходится на конец лета, когда тысячи россиян отправляются в путешествия по городам России и Европы. Но, как показали последние события, тщательно спланированный и заранее оплаченный отдых иногда может реально накрыться медным тазом. Банкротства ряда туроператоров, которые произошли одно за другим с конца прошлой недели, не вселяют оптимизма и показывают, что туриндустрия страны стоит на пороге затяжного кризиса. Впрочем, рядового потребителя мало волнуют макроэкономические причины: ему хочется просто отдохнуть за свои честно заработанные деньги и быть уверенным в том, что его доставят к месту отдыха и потом обратно на родину в срок и в соответствии с оплаченным тарифом авиабилета. Как не оказаться в положении пострадавших клиентов разорившихся турфирм, выяснили «Новые Известия».
Главная рекомендация на сегодняшний день от официальных структур – отдыхать в России. Временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олег Сафонов призвал россиян выбирать курорты внутри страны. Об этом он заявил на пресс-конференции, посвященной ситуации с банкротством российских турфирм, прошедшей в этот понедельник, 4 августа, сразу после экстренного заседания ведомства.
Правда, не всем россиянам этот совет придется по вкусу. Миллионы граждан нашей страны, несмотря на возросшие патриотические настроения в обществе и объективные экономические факторы (рост курса евро и доллара), по-прежнему предпочитают заграничные курорты отечественным.
Эксперты называют нынешнюю ситуацию в российской туриндустрии беспрецедентной. Рынок сильно перегрет, конкуренция очень высока, и в результате, как прогнозируют специалисты, дееспособными и платежеспособными останутся лишь единицы. Так, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе прогнозирует, что в ближайшее время на плаву могут остаться только самые крупные сетевые операторы и мелкие компании, предлагающие нишевые, эксклюзивные туры. Средние фирмы может погубить ухудшение экономической ситуации и жесточайшая конкуренция. Чтобы в отрасли не произошел коллапс, при Ростуризме в ближайшее время будет создан специальный штаб, который займется поиском выхода из ситуации, сложившейся после краха ряда крупнейших туроператоров.
Естественный отбор
Если отказаться от заграничного отдыха нет ни сил, ни желания, при бронировании тура и выборе туристической компании стоит внимательнее подходить к выбору посредника, брать турпакеты только крупнейших туроператоров, работающих со стабильными авиаперевозчиками – «Аэрофлотом», «Трансаэро», S7, «ВИМ-Авиа». Не лишне также уточнить, в какой компании застрахована гражданская ответственность туроператора. Впрочем, как известно, заложниками конфликта «Идеал тура» с «Оренбургскими авиалиниями» из-за накопившегося огромного долга (порядка 1,5 млрд. рублей) стали порядка 25 тыс. российских туристов, что подкосило сразу нескольких туроператоров, в том числе московский «Лабиринт» (тоже один из крупнейших). И нет никакой гарантии, что завтра ситуация не повторится уже с новыми туроператорами и авиакомпаниями. При этом пока неизвестно, кто еще из туроператоров может пострадать из-за долгов «Идеал-тура».
В связи с этим недоверие потребителя растет, и чтобы успокоить волнение, некоторые авиакомпании выступили с заявлениями. Так, «Трансаэро» в связи с ситуацией на российском туристическом рынке выпустила официальный пресс-релиз о том, что «в настоящее время все туроператоры-партнеры авиакомпании в полном объеме и своевременно осуществляют платежи за авиационные перевозки своих туристов. Более того, у целого ряда туроператоров на счетах авиакомпании размещены очень крупные депозиты, что является гарантией того, что все запланированные авиаперевозки будут выполнены». Авиаперевозчик заверил, что для туристов, пользующихся услугами компаний-партнеров «Трансаэро» и планирующих лететь к местам отдыха на рейсах компании, «нет угрозы того, что их планы будут нарушены из-за финансовых проблем во взаимоотношениях между турфирмами и авиаперевозчиком». То же самое можно сказать и о клиентах «Аэрофлота».
Избежать проблем можно, если отправиться в путешествие по Европе на автомобиле – в этом случае вы ни от кого не зависите и полностью автономны. Сами планируете маршрут, сроки выезда к месту отдыха и возвращения домой. У машины есть определенные естественные ограничения – моря и горы, но можно спланировать поездку таким образом, чтобы пользоваться переправами, паромами и объездными дорогами.
Еще один способ обезопасить себя от искусственно созданных преград – самому покупать авиабилеты и бронировать гостиницу, апартаменты или квартиру. Для этого можно воспользоваться многочисленными сайтами-агрегаторами авиабилетов, собственными сайтами авиакомпаний или купить билет непосредственно в офисе перевозчика. Выбирайте регулярные рейсы, а не чартеры – это надежнее. Жилье можно резервировать через российские и международные системы бронирования, на сайтах отелей, а также через сайты, на которых предлагаются комнаты, квартиры, апартаменты, дома и частные мини-гостиницы непосредственно хозяевами.
Отличная альтернатива самолету – поезд. У РЖД имеется 11 полноценных зарубежных маршрутов: из Москвы в Париж, Берлин, Ниццу, Прагу, Вильнюс, Таллин, Ригу и Хельсинки; из Санкт-Петербурга – в Хельсинки, Таллин, Ригу и Прагу. В зависимости от места назначения и класса вагонов минимальная стоимость билетов начинается с 170 евро, если речь идет о маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки, и может доходить до 400 евро на маршруте Москва – Ницца.
Источник: newizv.ru
Путешественник из Омска намерен добраться на попутках до черноморского побережья