USD: 94.3242
EUR: 100.2787

Крыму грозит топливный кризис?

Цены на некоторых АЗС резко выросли 

Текст: Евгений Рожков
Крыму грозит топливный кризис?

На крымских заправках возникают перебои с бензином и дизтопливом, цены на некоторых АЗС резко выросли. Поставщики оправдываются: железнодорожные поставки топлива с Украины заблокированы, перевозить бензин грузовиками дорого, а постоянные поставки российского бензина пока не налажены.

Почти 50 рублей за литр

Жители Крыма начали отмечать острую нехватку автомобильного топлива на АЗС, передают корреспонденты «Газеты.ру». На тех заправках, где бензин еще есть, он сильно подорожал: за литр 95-го бензина на полуострове порой требуют 15 грн — это порядка 47,5 руб. Поставщики в растерянности: Украина заблокировала поставки топлива на полуостров с помощью железнодорожного транспорта, а схему, позволяющую на регулярной основе завозить топливо из России, они пока не нашли.

В комментариях изданию директор третьей по величине в Крыму сети АЗС «Современник» Ленур Сеттаров объясняет, что у Крыма нет формы платежей с Российской Федерацией, нет рублевых счетов, не отработана логистика. «Это новое для нас — не только для операторов, но и партнеров наших российских», — говорит Сеттаров.

Нефтетрейдеры сейчас могут рассчитывать только на то, что вскоре смогут договориться о поставках топлива с Москвой, в противном случае полуостров ждет топливный коллапс. Первый зампред республиканского комитета Крыма по топливу, энергетике и инновационной политике сообщил, что на полуострове топлива осталось менее чем на десять дней.

Источник в российской нефтяной отрасли объясняет, что цепочка поставок топлива слишком уязвима, ее очень легко прервать на любом этапе поставок. Дело в том, что бензин в отличие от сырой нефти нельзя долго хранить. Поэтому прокачка топлива должна идти более или менее постоянно.

Как открыть путь?

Основной путь завоза российского бензина пока по-прежнему паромная переправа.

Участники рынка утверждают, что в основном рост цен на бензин связан с плохой логистикой: российские нефтепродукты везут в Крым автоцистернами, которые подолгу простаивают в ожидании парома. Кроме того, из-за отсутствия банковского обслуживания АЗС не могут взять кредиты на закупку больших объемов топлива.

Одни из крупнейших российских поставщиков нефтепродуктов в Крым, «Газпром нефть» и «ЛУКойл», в пятницу были недоступны для комментариев.

Представитель еще одного поставщика, компании «Роснефть», заявил «Газете.Ru», что компания в данный момент разрабатывает новую бизнес-модель операций в Крыму. «Детали обсуждаются и поэтому не могут быть озвучены, — сказал собеседник «Газеты.Ru». — Так как такие комментарии могут оказать влияние на рынок».

Министерство энергетики РФ уже тоже провело проверку предприятий Севастополя, занимающихся продажей нефтепродуктов на предмет необоснованного завышения цен на топливо. В результате чиновники установили, что рост цен на заправках города обусловлен тем, что местные АЗС пока еще завозят топливо с Украины и из Евросоюза. Поставки идут в обычном режиме, но на крымских автозаправках наблюдается очень большой разброс цен — до 15 руб. за литр в зависимости от того, российский или украинский бензин, комментирует глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Украинский бензин дороже из-за закупочных цен, установленных правительством. Импортируемый бензин (из Белоруссии, Литвы, Румынии и Чехии) дороже за счет транспортных расходов.

«Профилактические беседы» как мера

Власти надеются скоро урегулировать топливный кризис. Исполняющий обязанности главы Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что российский бензин в достаточном количестве поступит на АЗС «со дня на день». По его словам, в ближайшее время будет разгружен танкер с топливом из РФ и бензин по российским ценам начнет поступать на крымские АЗС. Также власти проводят «профилактические беседы» с владельцами автозаправок, предупреждают их о необходимости воздержаться от спекуляций.

Помочь решить эту проблему должна и структура собственности заправок, в основном принадлежащих местным, а не украинским бизнесменам: около половины автозаправочных станций в Крыму контролируются локальными сетями. Крупнейшие из них — «Атан-Крым» (70 заправок под брендами АТАN, UPEC, УТН, владелец — местный предприниматель Алексей Тихомиров) и ТЭС (68 АЗС в Крыму, владельцы — Геннадий и Сергей Беймы), 34 заправки принадлежат крымской сети «Современник» (владелец — Ленур Сеттаров). Для сравнения: у группы «Приват» украинского бизнесмена Игоря Коломойского, которая лидирует по количеству заправок на Украине, на полуострове 46 АЗС (заправки ANP, «Укрнафта», АВIАС, SentosaOil) , 24 АЗС принадлежат украинскому бренду Wog (группа «Континиум»). Другие крупные украинские сети имеют на полуострове до десяти заправок. Поэтому масштабного закрытия АЗС, подобного закрытию банковских отделений украинских банков, ожидать не приходится.

Кроме того, экономическая блокада Крыма со стороны Украины может вскоре закончиться. Политолог Алексей Блюминов не исключает, что в дальнейшем Киев может вернуться к поставкам топлива на полуостров и перейдет к коммерческой формуле цен на ресурсы для Крыма.

Также в рубрике

Россия переживает бум на региональных новогодних волшебников

 0
Небывало высокую загрузку здравниц на лето обеспечили ограничения по выезду за границу и спрос на реабилитацию после COVID-19
 0