Полуостров полуотдыха
Ялта забита отдыхающими до отказа, на набережной яблоку негде упасть. И это в начале мая – а что будет в сезон?! Примерно такая же картина в Алуште, да и почти везде на Южном берегу. В этом году ожидается рекордный заезд – предполагается, что Крым примет 10 млн гостей. Это будет рекорд – в советское время полуостров принимал максимум 4 млн гостей. Корреспондент «Нашей Версии» отправился в Крым и оценил, насколько курорт готов к приёму туристов.
Из Москвы в Симферополь по железной дороге ехать нынче 32,5 часа. Раньше, когда поезда следовали через Белгород и Харьков, времени уходило гораздо меньше, даже вместе с двумя таможнями, отъедавшими часа полтора времени, всего 19 часов. Когда запускали новую железнодорожную ветку, через Ростовскую область, обещали, что средняя скорость движения составит 120 километров в час. Но поезд плетётся вдвое медленнее, едва 70 в час, да ещё и стоит подолгу на каких-то полустанках. Зато Крымский мост состав пролетает с рекордной скоростью. При этом большая часть пути по мосту, который подавался (и не без причин!) как повод для национальной гордости, проходит мимо высоченных щитов, закрывающих весь обзор. Объясняют: режимный объект – и нечего, понимаешь, глазеть.
Без приключений не доберёшься
Зато есть хорошая новость для тех, кто летит самолётом: в новом аэропорту Симферополя победили таксистскую мафию. На выходе из зала прибытия теперь заказываешь такси по сравнительно невысокой фиксированной цене и едешь куда надо. Рвачи, ломившие по нескольку тысяч за поездку в центр Симферополя и тысяч по 10-15 – «до моря», остались не у дел. Хотя нет – все они теперь на железнодорожном вокзале. И цены у них всё те же – ломовые. Почему в аэропорту, что называется, смогли, а на вокзале не осилили – загадка. Вообще-то машину можно заказать и в поезде – у проводников есть такая услуга. Но придётся от руки заполнить целый ворох каких-то бумаг с адресами, телефонами, явками и паролями.
Автомобильным туристам тоже приходится непросто. До праздников Ангарский перевал был закрыт из-за непогоды, а он – на пути следования из столицы Крыма на Южный берег. Часть автомобилистов пропускали (наверное, те знали волшебное слово), но большую часть разворачивали. И как, скажите, на море попасть?! А в объезд, через Соколиное и Ай-Петри. Там тоже перекрыта дорога, но там нет «живого» поста. Местные, понимающие что к чему, прут прямиком под «кирпич», а приезжим приходится испытать муки совести. Но ехать по третьей дороге, через Севастополь, совсем уж неближний свет. Да, и чтобы вы понимали: трасса «Таврида», которую все так нахваливают, не доходит до южнобережных курортов. Через перевал дорога просто плохая и очень узкая (а ещё по ней ползут неповоротливые троллейбусы), через Соколиное – хуже некуда (а ещё там крутой серпантин и на спуске, постоянно тормозя и перегревая колодки, можно влететь, так сказать, в историю). А через Севастополь ехать очень долго, правда, к дороге претензий почти нет. В общем, без приключений захочешь – не доберёшься.
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Мыться в море
После того как добрались, нужно устраиваться. Цены на жильё на Южном берегу нынче такие же ломовые, как у привокзальных таксистов, хотя до начала сезона ещё целый месяц. Обычный номер в трёхзвёздочной гостинице – от 10 тыс. в сутки. В приличной гостинице – порядка 20 тысяч. За люкс требуют 50 тысяч. Это Ялта. В Алуште чуть подешевле, но ненамного. Потому оптимально сейчас ехать в Судак или Феодосию – цены там намного гуманнее, порядка 5 тыс. рублей за одноместный номер в приличной гостинице. Купаться не выйдет: море ещё холодное, зато на востоке полуострова есть на что посмотреть. И Генуэзская крепость в Судаке, и катакомбы Аджимушкая, и Карадаг с Коктебелем, и Новый Свет.
С пресной водой, как и прежде, проблемы – даром что с украинской стороны размывает плотину и в Северо-Крымский канал потихоньку сочится вода. В общем-то, на первые-вторые этажи гостиниц вода без проблем подаётся даже на Южном берегу, но вот выше – увы. А уж если гостиница или пансионат стоят на возвышении («верхний» Мисхор, Рабочий уголок под Алуштой и т.п.) – пиши пропало, мыться придётся в море. Кое-где к гостиницам делают водоводы из горных речек, но это далеко не всегда законно. Впрочем, буквально вот-вот проблема может решиться – в марте крымские власти запустили насосную станцию Бештерек-Зуйского водозабора. С немецкими насосами «Сименс» и датскими «Грюндфос». А как же санкции? Да никак. Говорят, что среди пяти иностранных поставщиков госкомпании «Полипластик», поставившей трубы и отвечавшей за весь проект, немецкая и швейцарская фирмы. Так что политика политикой, а деньги важнее. Иностранные насосы уже качают пресную воду, правда, пока только в восточную часть полуострова. Но к лету вода потечёт и на юг. Нерешённой останется только проблема севера Крыма, где не бывает туристов.
Отдельный вопрос – доступ на пляжи. Эта тема особенно болезненная, в особенности для тех, кто решил отдохнуть в юго-западной части или на отрезке от Алушты до Судака. Все мыслимые и немыслимые подъездные пути к морю перекрыты цепями и шлагбаумами. Говорят, что собственники прибрежных построек устроили сговор, пытаясь продавить решение о продаже земли им в собственность. Перекрытия незаконны, но наряды полиции просто не успевают уследить за порядком. Одну цепь отомкнули, один шлагбаум свалили, но за ночь появились новые препятствия. Особенно остро проблема ощущается в Николаевке, Песчаном и Угловом (ближайшие от Симферополя места морского отдыха). Самоуправству местных хозяйчиков нет предела, при этом власти там, похоже, вообще не появляются. Сговор?
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
4 миллиона не найдут кроватей
Сейчас глава Крыма Сергей Аксёнов клянётся, что полуостров примет всех желающих отдохнуть, но есть и иное мнение. Подсчитано, что мощностей крымских гостиниц и домов отдыха хватит на то, чтобы в месяц принимать порядка миллиона отдыхающих. Ещё столько же без труда разместятся в частном секторе. То есть, как ни крути, больше 6 млн человек за сезон Крым не примет – не хватит ресурсов. Причём гостей надо не только где-то селить – их надо возить, кормить, лечить, в конце концов. Но у властей полуострова один ответ: приезжайте, всех обустроим! Ещё бы, ведь такая карта выпала: в преддверии майских Турция снова оказалась закрыта для любителей дешёвого «олл-инклюзива», так что надо ковать рубли, пока можется. А если приехавшие гости ужаснутся местному сервису, то ничего страшного – однова живём…
Казалось бы, зачем доводить до крайностей? Тем более что поступления от рекреационной индустрии в республиканский бюджет смехотворны – на уровне 2-3% (хотя реально денег оседает гораздо больше, чуть ли не на порядок, но вот куда девается основная часть средств, и гадать не надо – как повелось с украинских времён, уходит в частные руки, минуя налоговые сборы). И ради чего, в таком случае, местным властям стимулировать наплыв отдыхающих? Знающие люди объясняют: ради увеличения бюджетных дотаций. Много туристов – много дополнительных средств, причём не только федеральных, но и московских, а ещё и ведомственных. Знай успевай их осваивать!
Подмывает поинтересоваться: а как же ковид? Пандемию вроде бы не победили – за сутки в Крыму умирают порядка 10 человек, а заболевают около двух сотен. Но не сегодня завтра эта статистика может измениться, и произойдёт это благодаря наплыву туристов. Понимая это, под Евпаторией уже оборудуют обсерватор на несколько сотен мест, да только хватит ли его одного? Масочный режим более-менее соблюдают только в Симферополе и Севастополе – весь Южный берег разгуливает как ни в чём не бывало. В харчевнях нет даже намёка на социальную дистанцию – народу в них как сельди в бочках. Посмотрим, выстоит ли полуостров в битве за деньги курортников и чего это будет стоить.
Георгий Филин
Выставка Disgusting Food ("Отвратительная еда") с необычными "деликатесами" со всех уголков мира откроется в среду в городе Мальмё на юге Швеции