Эксперты: малый бизнес нужно привлекать к улучшению качества городской среды в регионах
Представители власти, госкорпораций и общественных организаций на одной из сессий Гайдаровского форума обсудили развитие городской среды, выработав решения по повышению качества жизни в российских городах. Большая часть экспертов склонилась к тому, что начать формировать новое качество более комфортной городской необходимо, привлекая малый бизнес.
Гайдаровский форум - ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики, которая проводится с 2010 года. Организаторами форума выступают Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). ТАСС - генеральный информационный партнер форума.
Привлекая малый бизнес
Глава госкорпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что во многих городах не обустроен комфортный быт, и начинать в первую очередь надо с этого.
"У нас очень хочется говорить про высокие технологии, но жизнь вокруг себя просто не устроена. Вокруг [в городах России] элементарных сервисов нет: где поесть, помыться, обуться, почиститься и так далее. Жизнь вокруг себя [в городе] должна быть обустроена. Она может быть обустроена только малым предпринимательством", - отметил Шувалов.
Он подчеркнул, что таких вопросов почти ни у кого нет в повестке. "Невозможно просто создать красивые широкие и удобные дороги. Этого недостаточно. Нужно сделать так, чтобы рядом с этими дрогами возникла целая индустрия, которая будет обеспечивать комфортную жизнь. Вы можете туда высокоскоростную магистраль РЖД построить, а в городе будет некомфортно жить", - пояснил Шувалов.
Он добавил, что институты развития должны создавать возможности для того, чтобы бизнесы развивались, создавая комфортный город.
Москва - хороший пример
В качестве примера по качественному улучшению городской среды Шувалов привел Москву и деятельность столичного мэра Сергея Собянина.
"Вот ругают мэра Москвы за то, что он палатки снес, но зато в Москве появилась Никольская улица (превратившаяся во время ЧМ-2018 в главную туристическую достопримечательность). Мы слышали от некоторых субъектов, что Москва им не пример, что они не смогут повторить то, что делает Москва. Но через (недавнее) партнерство с КБ "Стрелка" по параметрам развития нового качества городов мы поняли, что при мотивированной команде мэра, губернатора и вовлечения горожан в городе, в котором проживает 100 тыс. человек, можно сделать не меньше, чем в Москве", -подчеркнул Шувалов.
Привлечение туристов
В свою очередь глава Фонда развития моногородов Ирина Макеева отметила, что в каждом малом городе должна быть своя туристическая улица.
"Вчера приехали более 100 мэров малых городов. У нас была дискуссия (по новой программе поддержки моногородов). Мы единодушно приняли следующее. В каждом городе будет сделана своя "улица Никольская". Второе, в каждом городе мы пошагово нанесем интересные объекты для туристов на Google-карту", - сказала Макеева.
В свою очередь исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отметила, что за последние три года эксперты ассоциации побывали примерно в 40 регионах, проверив их на предмет туристических ожиданий.
"Мы посетили больше 130 городов. Все города без исключения говорили, что хотят видеть иностранцев. Это была мечта. При этом мы понимали, что в подавляющем большинстве случаев город не готов к приему иностранцев по целому ряду причин", - пояснила Ломидзе.
По ее словам, чтобы аргументировать позицию регионам по продукту и по позиционированию города на российском мировом рынке был проведен опрос "Что надо сделать городу, чтобы туристу захотелось туда вернуться?"
"Ключевая цель любой турпоездки - не одноразовая поездка, а чтобы в город хотелось вернуться не только российском гражданину, но и иностранному гостю. Единодушным был ответ - в городе должно быть удобно и интересно местному жителю. Тогда туда начнут приезжать туристы. Таким образом, это та концепция, которую озвучил Игорь Иванович (Шувалов). Это уже базис для того, чтобы этот город стал интересным с точки зрения туризма", - отметила Ломидзе.
Комфортная среда
Глава Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) Александр Браверман согласился с главой АТОР. По его мнению, любые преобразования по улучшению качества городской среды должны начинаться, касаясь конкретного человека.
"Конкретный человек - это всегда соприкосновение с сервисным сектором экономики, а это почти всегда малый бизнес. Мы помним, что агломерация всегда развивается быстрее, чем город, город развивается всегда быстрее, чем субъект, субъект всегда развивается быстрее, чем страна. Это мировой тренд. По сервисному сектору экономики (у корпорации) есть отдельная программа, которая касается, прежде всего, развития квалифицированного среднего бизнеса (в городах России) через (онлайн-сервис поддержки малого и среднего бизнеса) бизнес-навигатор", - отметил Браверман.
Он добавил, что сервисом бизнес-навигатора сегодня воспользовались более 1,5 млн отечественных малых и средних компаний, а сама система позволяет в несколько шагов проанализировать необходимые для запуска нового бизнеса условия в привязке к конкретному городу и даже району, узнать информацию о конкурентах по виду деятельности, объему спроса.
Больше центров экономического роста
Заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин отметил, что сегодня внутренняя миграция из одного региона в другой во многом связана с притяжением населения к центрам экономического роста. По данным министерства, таких центров экономического роста в России сегодня порядка 20.
"Один из выводов, который можно сделать, что количество центров притяжения, роста должно возрастать, чтобы возникало дополнительное притяжение населения и на другие территории", - сказал Живулин.
По его мнению, развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из факторов дополнительного притяжения населения.
"Сегодня в структурах экономик многих городов представленность малого и среднего бизнеса очень возрастает. В национальном проекте (МСП) мы предусмотрели специальные мероприятия по развитию поддержки МСП в городах и программу по новым видам деятельности, которые могут быть сегодня реализованы малыми и средними компаниями, а также наиболее востребованы в городе", - отметил он.
По мнению Живулина, к примеру благоустройство, ресторанный и отельный малый бизнес наиболее востребованы в городах России.
"В городах именно сфера услуг показывает наибольший рост, поэтому кто как не малый бизнес ее должен реализовать", - резюмировал Живулин.
Музей из Коломны стал лауреатом премии правительства РФ в области туризма