КышДаКар-фест: как фермеры угостили тысячи человек хлебом и сыром
В Казани остались довольны первым опытом проведения новогодней ярмарки
По примеру городов мира, где новогоднее настроение уже с ноября задают рождественские ярмарки, в Казани наконец-то появился подобный праздничный фестиваль. С 29 декабря по 7 января на улице Петербургской стояли торговые ряды, где можно было купить фермерские продукты и украшения ручной работы. За каникулы ее посетили 20 тысяч человек. Если в Европе ярмарки - это всегда колбаски и глинтвейн, то в Казани это были сыр и хлеб. О том, как это было, мы писали здесь.
Тонна сыра за неделю
В Казани должно быть не хуже, чем в Европе, - такую задачу сразу ставили организаторы. И, похоже, наш покупатель тоже ищет на таких ярмарках что-то «европейское» - самым продаваемым продуктом стал сыр. В условиях санкций российские фермеры научились его делать похожим на французские и итальянские сорта.
- Нам удалось сделать ярмарку европейского формата. Главная фишка таких ярмарок - большой ассортимент новогодней продукции и сувениров, - говорит директор Комитета по развитию туризма Дарья Санникова. - Участие приняли 20 представителей фермерских направлений. Посетители продегустировали и купили более тонны сыра. Не без внимания остались и сладкие сувениры, которые пользовались большой популярностью. Фермеры получили возможность не только реализовать продукцию, но и представить свой бренд. Это очень важно в том числе и для поддержки среднего и малого бизнеса.
Чей конь?
На фестивале была установлена карта мира, на которой посетители могли отметить свой город. Так сложилась картина географии гостей: они приехали более чем из 30 городов России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Самара, Тольятти, Ижевск, Уренгой, Владивосток. Были гости из Казахстана, Франции и даже из США.
На ярмарке действовала акция «Конь для друга». Казанцам, к которым на праздники приехали друзья из других городов, нужно было привести их к торговым рядам и сделать общую фотографию на фоне продукции. Это фото надо было выложить в соцсети с хэштегом #кышдакарфест. Методом случайного выбора победил казанец Антон Александров, к которому в новогодние каникулы приезжали друзья из Чебоксар и Санкт-Петербурга. Он получил 5 килограммов кызылыка.
По словам Дарьи Санниковой, фестиваль станет ежегодным. К следующему Новому году увеличат ассортимент продукции и количество участников.
В этот раз приглашали всех, с кем уже сотрудничали на других подобных мероприятиях, например, на «Вкусной Казани». В три предпраздничных дня участники платили за аренду прилавка 2 тысячи рублей в день, а с 1 января - 1000 рублей. Вся выручка полностью оставалась у фермеров.
У нас колбаски пока не пожаришь
Мы поинтересовались у представителя содружества фермеров Татарстана Алены Белоглазовой как «КышДаКар-фест» может измениться в будущем и какое впечатление он произвел на самих участников - фермеров.
- Хочется сказать огромное спасибо организаторам и городу за то, что устроили такую ярмарку. Когда мы будем делать это на постоянной основе, наши результаты будут лучше. Большое количество людей до проведения фестиваля не знали о существовании многой продукции. Уже поступают заявки на участие в следующем году. Пишут из Йошкар-Олы, Самары, Подмосковья. У нас есть возможность расширить географию участников, - сказала она.
Алена Белоглазова добавила, что «проекту есть куда расти в плане формата».
- Одной из главных целей организаторов стало приближение формата фестиваля к европейскому. Когда я смотрела фотографии друзей, отдыхавших в новогодние праздники в Европе, у всех видела различные ярмарки, торговые ряды. В каком бы городе они ни находились, в центре любого стояла вот такая ярмарка. Другой вопрос: а чем она заполнена? Это зависит от разрешения. В той же Венгрии (на ярмарке) жарят сосиски на открытом огне. Это было бы интересно и для наших посетителей, но мы, к сожалению, находимся в рамках законодательства, которое, пока что, не разрешает все это предоставить, - рассказала представитель содружества фермеров Татарстана.
По ее мнению, важно, чтобы гости пробовали и забирали с собой то, что олицетворяет Татарстан и Казань. В этом и состоит уникальность площадки.
- Именно здесь можно найти те или иные товары. В другой период вы их не найдете. Здесь мы сосредотачиваем внимание на нашем колорите, - подытожила Белоглазова.
Ориентир на здоровое питание
Площадка «КышДаКар-феста» была оформлена декорациями, иллюминацией и музыкальным сопровождением, а в самый разгар праздника ее украсил настоящий северный олень, ставший символом события.
Кроме торговли были организованы мастер-классы от участников ярмарки: игра на варганах, праздничная упаковка подарков. На глазах у зрителей были приготовлены сыры уникальных сортов и рассказаны интересные факты о сыроделии.
Внимание многих привлекла лавка основателя торговой марки «Васырыч» Сергея Черкина, который делает сыр из лосиного молока - он варил его тут же, на морозе.
- Это хорошая площадка для начинающих производителей, которые могут показать себя и свою продукцию. Народ привыкает к такому ассортименту. Многие понимают, что здоровое питание - это важно. Я сейчас покидаю Татарстан - снова уезжаю работать в Подмосковье, но связь с Казанью терять не буду. Готов принимать участие и в следующий раз, - говорит сыровар.
- Проект позволяет приезжающим в Татарстан туристам увидеть реальных производителей интересной фермерской продукции, - говорит представитель бренда «Кони» Ильнур Гатин, который уже несколько лет занимается производством кызылыка и деликатесов из конины. - Республика хорошо себя зарекомендовала в плане ее качества. Фестиваль масштабный, и поэтому в будущем хотелось бы увидеть большее количество фермеров. Некоторые участники согласились, что место для ярмарки выбрано не совсем удачно. Туда попросту многие туристы не заходят. Многие даже не знали о фестивале и случайно попадали, проходя мимо. Но не стоит забывать, что это все-таки был первый, пилотный фестиваль.
Создание «КышДаКар-феста» обсуждалось давно, но утвердили его проведение только в ноябре прошлого года. Ожидания от него не меньше, чем от «Вкусной Казани», которая в первый раз прошла почти незаметно, но спустя пару лет была названа журналом «National Geographic» лучшим гастрономическим событием России.