А ночи здесь белые…
Этот край с советских времен считался Меккой активного туризма.
Сюда ехали с палатками, рыбачили на берегах чистейших озер, сплавлялись по местным рекам… А еще – добирались на теплоходах до островов, чтобы полюбоваться деревянными церквями Валаама и Кижей. Сегодня руководство Карелии собирается еще больше увеличить поток туристов в регион, в том числе иностранцев.
Рускеальские водопады считаются одной из жемчужин этого края.
Часто, когда возвращаешься из поездки, спрашивают: что самое яркое запомнилось? И действительно – что в Карелии вспомнить прежде всего? Может быть, вид Ладоги, когда едешь на микроавтобусе по берегу и едешь – а озеро, открываясь за поворотом очередным пейзажем, все не кончается… Или удивительную тишину белой карельской ночи, когда кажется, что наступил новый, совершенный и необычный мир…
В канун одной из таких ночей мы – группа журналистов, которую организовал в пресс-тур по республике ФГУП «Национальный маркетинговый центр по туризму», – купили на набережной Сортавалы большого копченого судака. В числе прочих рыбешек продавал его простецкого вида парень – судя по всему, сам и ловил. Продавал дорого, за 700 рублей – а уступать в цене не хотел: «Я вам еще и скидку сделал». Но зато потом, спустя часа три-четыре, когда мы на этой же набережной, сидя на скамеечке, разделывали судака и прибавили к нему еще пару штук копченой форели да вяленую плотвичку, а на город падала эта самая, тихая и безмятежная, белая карельская ночь… Вот тут-то и возникло это чувство общемировой гармонии, которую многие, наверное, назовут счастьем.
Река Шуя, впадающая в Онежское озеро, наиболее популярна для сплава на рафтах и лодках.
Местные деревья хранят тайны давних времен.
Карелия складывается из таких, вроде бы, мелочей – чистой воды, тишины, сумеречного света – и не обязательно на Ладоге или Онеге. Так, мы заехали в маленькую, глухую деревеньку Кинерма, между Сортавалой и Петрозаводском, сюда электричество только в 70-е годы провели. Но деревне больше 500 лет, и когда-то здесь жило 200 человек, а сейчас – круглогодично – только пять. В основном это семья 13-летнего Вани Калмыкова, которая устраивает в своем доме выставки и приглашает на ночевки туристов – в общем, занимается столь популярным ныне «этнографическим туризмом».
Сам Ваня, как опытный экскурсовод, провел нашу группу по деревне. Рассказал, что считает себя карелом (отец у него русский, а мама – карелка) и, вместе с английским, учит карельский язык в школе. В школу, кстати, приходится на автобусе ездить в соседнее село. Интернет в Кинерме ловится с трудом, телефонная связь плохая… В номерах – а попросту комнатах в деревенском доме – даже нет телевизоров! Но уже сейчас места здесь на новогодние праздники забронированы: многим хочется хоть на несколько дней оторваться от цивилизации и глотнуть свежего воздуха.
Наша группа поучаствовала в печати гравюр на память о Карелии.
Впрочем, Карелия – это совсем не обязательно глушь. Взять ставший широко известным горный парк «Рускеала» – в этом каньоне когда-то добывали мрамор для Исаакиевского собора, а нынче катают на лодках туристов по искусственному озеру. Здесь есть модная «тарзанка», современный ресторан, организована продажа самых разных сувениров, ягод и варенья. Не случайно по рейтингу газеты «Гардиан» парк уже попал в десятку самых посещаемых британцами мест в России. К слову, именно на Рускеальских водопадах снимались сцены известного советского фильма «А зори здесь тихие».
– Система туризма у нас, в отличие от многих других регионов, развита с давних времен и подкреплена долгим опытом, поэтому и турпродукт гости получают качественный, – говорит директор Информтурцентра республики Алексей Тигушкин. – Это и спортивный туризм – сплавы по рекам, гонки на собачьих упряжках, конные прогулки, и паломнический – поездки на Валаам и в Кижи, и оздоровительный – например, лечение в санатории «Марциальные воды»…
Наша группа тоже не смогла отказаться от предложения сплавиться по реке Шуе – пройти на рафте несколько порогов, в числе которых был очень популярный у туристов Большой Толли (или, как его еще называют, «Большой Толик») 3-й категории сложности. Мы приехали в Карелию после страшной трагедии на Сямозере (тогда во время шторма по вине руководства лагеря и неопытных инструкторов погибли школьники), и поэтому многие журналисты (особенно те, кто впервые столкнулся с экстремальным спортом) задавались вопросами – кто будет нашим инструктором, насколько безопасен подобный сплав.
Забегая вперед, надо сказать: любительский рафтинг (в отличие о профессионального, где преодолеваются пороги 5–6-й категории сложности) безопасен даже для новичков. Но чтобы подобные трагедии больше не повторялись, нужен инструктаж для туристов, надежная экипировка, а главное – и это подчеркнул Алексей Тигушкин – необходима сертификация и инструкторов, и туристических маршрутов.
Мрачны и загадочны подземные переходы в Рускеальском парке.
Нашим инструктором на сплаве оказалась студентка мединститута из Петрозаводска Лиля. Несмотря на молодость, она вполне уверенно «рулила» нашим рафтом. А потом, когда мы, усталые, мокрые, но счастливые, вернулись в лагерь, еще и поднесла «для сугреву» по рюмке знаменитого «Карельского бальзама»…
…Везут из Карелии домой этот бальзам и «клюковку», тех же копченых судаков с сигом и лещами, везут целебный камень шунгит и варенье из местных, экологически чистых ягод. Если из брусники, земляники или черники – варенье стоит 140 рублей, а если из «царской ягоды» морошки – то и все 360 за маленькую баночку (в этом году на морошку неурожай). Но сегодняшние туристы не скупятся на сувениры и готовы доплачивать за комфортный отдых. Многие предпочли бы жить не в палатке, а в недорогом отеле, да вот беда – в Карелии явная нехватка гостиниц и гостевых домов для среднего класса.
Во время пресс-конференции в Петрозаводске с участием министра культуры республики Алексея Лесонена была даже озвучена конкретная цифра: сейчас во всем регионе насчитывается 9000 мест комфортного проживания. А за год республику посещают более 2 миллионов туристов! И количество приезжающих постоянно растет: за последний год прирост составил 11 процентов.
Региону нужно «подтягивать» не только гостиницы, но и качество дорог, и количество недорогих и стильных кафе. «Наши минеральные воды ничем не уступают баденским, – поделилась проблемой одна из руководителей знаменитого санатория «Марциальные воды», – но вот дорога, которая к нам ведет, отпугивает многих туристов».
Антураж в деревне Кинерма сохранился, как в старину.
Впрочем, дорогу обещают подремонтировать в ближайшее время. И вообще ситуация с инфраструктурой должна измениться к лучшему – при помощи государства. Во-первых, республика вошла в федеральный проект «Серебряное ожерелье», который объединяет 11 регионов Северо-Запада России и в перспективе должен стать таким же популярным маршрутом у иностранцев, как Золотое кольцо. Здесь псковские и вологодские монастыри, архангельские и мурманские деревни – ну и, конечно, Карелия с Кижами, Валаамом и прочими чудесами…
Кроме того, министр Алексей Лесонен рассказал о создании двух новых туркластеров, в которые собираются вложиться 15 инвесторов. Один – это археологический комплекс «Беломорские петроглифы», он может быть внесен в реестр объектов ЮНЕСКО. Другой проект – «Южная Карелия» – направлен на развитие пяти муниципальных районов между Ладожским и Онежским озерами. На создание этого кластера, центром которого станет старинный городок Сортавала, пойдут инвестиции в размере 3,2 миллиарда рублей. Не случайно именно Сортавала стала неофициальной «Новогодней столицей России-2016», и тогда прибывшие на праздник 40 тысяч туристов заняли не только все немногочисленные отели города и соседних районов, но даже гостиницы приграничных городков Финляндии! Палатка же в зимнюю карельскую ночь – не помощник.
Соединение стихий воды, огня и ветра – вот она, энергетика Ладоги!
…Все, кто сплавляются мимо уже упомянутого «Большого Толика», замечают стоящую на берегу высокую березу. На ее ветвях висят десятки пар обуви – старые и не очень кеды, кроссовки, тапочки… У туристов существует поверье: если оставишь сношенную на местных тропах обувь на дереве – обязательно вернешься в эти края!
Ведь разве можно, хоть однажды вдохнув влажный воздух здешних озер и ощутив безмятежную тишину белой карельской ночи, сюда не вернуться.
Источник: rustur.ru
Журналисты побывали в городе Плёс Ивановской области, где, по словам местных жителей, строятся дачи для президента и премьер-министра РФ