USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Яхты освободят от налогов

Эта мера поможет создать условия для развития яхтинга на Черном море

Текст: Татьяна Бородина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Яхты освободят от налогов

Минэкономразвития намерено временно освободить ввозимые яхты и прочие плавучие средства для отдыха и спорта от уплаты таможенных пошлин и налогов. Соответствующие изменения в перечень льготных товаров для временного беспошлинного ввоза были подготовлены министерством по поручению правительства РФ. Об этом «Известиям» сообщила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. В июне 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по итогам поездки в Крым поручил ряду ведомств — Минэкономразвития, Минтрансу РФ, Минкультуры, МИД, МЧС, ФСБ, ФТС, Ростуризму — подготовить предложения по созданию благоприятных условий для яхтинга в прибрежных зонах страны. В свою очередь, эксперты отмечают, что главной проблемой является полное отсутствие инфраструктуры для хранения, обслуживания и содержания яхт. Владельцы предпочитают хранить свои суда за границей — примерно €200 млн ежегодно уходят в казну европейских государств за содержание, ремонт и обслуживание яхт.

— Минэкономразвития России подготовило проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов», предусматривающий предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта. По мнению министерства, это, безусловно, будет способствовать созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах страны, — отметила Лашкина. — Данный вопрос был вынесен на рассмотрение подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заседание которой состоялось в сентябре, и по итогам обсуждения был также одобрен ведомствами.

Как отметила представитель Минэкономразвития, предложенная мера по полному условному освобождению при ввозе является по своей сути льготой. Поэтому после утверждения протокола заседания подкомиссии в правительстве Российской Федерации Минэкономразвития внесет предложение в Евразийскую экономическую комиссию для обсуждения с государствами — членами ЕАЭС, пояснила Лашкина.

В перечень ввозимых товаров, которые полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, входят товары, необходимые для оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству, для применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма, для оказания международной помощи и др. Среди них — служебное оборудование (персональные компьютеры, пишущие машинки), контрольно-измерительные приборы, буровое оборудование, сценические костюмы и декорации, передвижные лаборатории и мастерские, водные лыжи, гоночные автомобили, мотоциклы, спортивные летательные аппараты, книги, газеты, журналы, музыкальные инструменты и предметы для религиозных обрядов.

В пресс-службе ФТС России пояснили, что в настоящее время таможенные пошлины и налоги на ввозимые яхты (как для физических, так и для юридических лиц) исчисляются по следующей формуле: «ставка ввозной таможенной пошлины + ставка НДС в 18% + таможенные сборы за совершение таможенных операций».

Компании, специализирующиеся на ввозе и продаже яхт в России, отмечают, что на деле итоговый таможенный платеж составляет примерно 40%. Соответственно, чем выше стоимость яхты, тем больше и платеж.

В пресс-службе Минтранса РФ «Известиям» рассказали, что подготовили обязательные постановления по морским портам Керчи, Севастополя, Ялты, Феодосии и Евпатории, которые предусматривают упрощенный порядок оформления захода и выхода маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов в морской порт.

— Минтрансом даны поручения капитанам морских портов Крыма обеспечить применение упрощенного порядка захода маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов в морской порт и выхода перечисленных судов из морского порта. Также Минтрансом подготовлены проекты распоряжений правительства РФ об утверждении границ акватории морских портов Крыма. В отношении Ялты и Феодосии распоряжения уже приняты, остальные находятся в стадии согласования, — отметили в пресс-службе ведомства.

По мнению Минтранса, госнадзор, классификацию и освидетельствование, госрегистрацию в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, должны осуществлять Республика Крым и Севастополь.

В ведомстве также отметили, что «для популяризации яхтинга в прошлом году была организована регата Black Sea Tall Ship Regatta 2014, которая прошла по маршруту Варна (Болгария) – Новороссийск (Россия) – Сочи (Россия) – Констанца (Румыния) и стала первой регатой больших парусников, прошедшей вдоль всего Черноморского побережья России.

В Ростуризме «Известиям» пояснили, что создание туристской инфраструктуры для развития яхтинга возможно в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В пресс-службе Министерства культуры сообщили, что ведомство инициировало проведение мероприятий, направленных на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера круизного и яхтенного туризма, — «Севастопольская гавань» в Севастополе, а также инфраструктуры яхтенных марин в Ялте и Феодосии.

— Проблема в том, что в России крайне тяжело с яхтингом именно из-за слабо развитой инфраструктуры. Если посмотреть на юг Италии и Франции, то там это целая постоянно развивающаяся индустрия, в которой задействовано большое количество людей. В России же фактически всё стоит на месте. Наше побережье малоинтересное, единственный кусок, где можно круглогодично эксплуатировать яхты, — это Черное море в районе Сочи, Геленджика, Новороссийска, Анапы. Но большая сложность в том, что в этом районе крайне строгие правила пограничной службы: для того чтобы на яхте выйти прогуляться, нужно оформить массу разрешений. К тому же внутри России яхте даже негде заправиться. Два дня она может идти со своим топливом, а потом встает проблема, где его взять, — говорит директор по продажам компании Nordmarine (Princess Yachts Russia) Денис Новиков. — Что касается мест для хранения яхт, то в Москве и Санкт-Петербурге сейчас есть специальные ангары для яхт до 30 м. Также яхты отправляют на хранение в Турцию, Финляндию, Швецию и Германию.

Новиков отметил, что покупатели яхт — богатые люди, однако с началом кризиса спрос на яхты снизился.

— Все цены на яхты указаны в валюте, с учетом валютных колебаний в рублях их стоимость увеличилась ощутимо. Яхты поставляются из Великобритании и Италии, в России нет крупных отечественных производителей, — сказал он.

Согласно предложениям компании Nordmarine, самая недорогая яхта стоит £260 тыс. на заводе — с учетом транспортировки и таможенного сбора — ее конечная цена в России будет порядка 40 мнл рублей. Самая дорогая яхта в базовой комплектации обойдется в 1,5 млрд рублей (изначальная цена £15,5 млн).

Президент Краснодарской краевой ассоциации развития яхтенного туризма Александр Папенко считает, что освобождение от уплаты пошлин может благотворно сказаться на развитии яхтинга, но главная проблема все-таки в неразвитой инфраструктуре для хранения и содержания яхт.

— Имеющиеся стоянки и причалы не соответствуют по уровню оснащенности — эта проблема актуальна как для Краснодарского края, так и для Крыма. Например, в Анапе очередь на имеющиеся стоянки для яхт уже расписана на 5 лет вперед. В связи с этим обеспеченные владельцы яхт вынуждены хранить свои плавучие средства в Турции, на Кипре, в Греции. По оценкам экспертов, примерно €200 млн ежегодно уходит в казну европейских государств за содержание, ремонт и обслуживание яхт. В то время как эти деньги при достаточно развитой инфраструктуре могли бы идти в бюджет нашей страны, — рассказывает Папенко. — На побережье Северного Кавказа и Крыма нет естественных бухт для организации марин. А имеющиеся марины зажаты прибрежной инфраструктурой, расширить их невозможно. Естественные бухты есть только в Севастополе, однако туда никто не пустит — там расположены военно-морские базы. Нужно только строить, причем на открытой воде. Это колоссальные затраты по строительству — десятки миллиардов рублей. Издержки на строительство обещало взять на себя государство, однако в условиях кризиса финансирование также остается под вопросом. Причем необходимо создавать не только сами причалы, но и сопутствующую инфраструктуру — гостиницы, кафе, рестораны, ремонтную базу. Чтобы всё это наладить, нужна комплексная работа как федеральных, так и региональных властей.

Папенко также отметил, что законодательные послабления и комплексная работа по строительству новых марин увеличат спрос среди желающих приобрести яхты.

— У нас почти не изготавливают яхты, поэтому их приобретают за границей. При этом владелец сразу же сталкивается с высокими таможенными сборами, трудностями с дальнейшей классификацией и регистрацией судна. Сейчас основными владельцами яхт являются москвичи и обеспеченные жители прибрежных регионов. Тема востребованная: если бы люди видели, что есть где хранить и обслуживать, то спрос бы значительно увеличился, — говорит он. — Помимо таких люксовых яхт, большое количество людей содержат катера и моторные лодки среднего класса для того, чтобы заниматься дайвингом, рыбалкой, охотой как в личных целях, так и в качестве туристического бизнеса.

Папенко рассказал, что пока для отдыхающих предлагают лишь 2–3-часовые прогулки на яхте.

— Пока мы не в состоянии предоставлять длительные поездки и круизы на яхте — снимать яхту на неделю или месяц вместе с экипажем и выходить в открытое море, как, например, в Турции. Дело в том, что для этого также не хватает инфраструктуры — в случае шторма, грозы или бури яхтам негде будет укрыться. В Турции, например, марины расположены через каждые 70 миль (то есть дневной переход), у нас такой возможности нет. По этой же причине у нас провисает бизнес чартерных компаний, которые могли бы организовывать круизы.

В МЧС и ФСБ, которым премьер-министр ранее также поручил подготовить предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга, комментариев не предоставили.

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Также в рубрике

Крупнейшие американские производственные кинокомпании, отказываются предавать российским дистрибьюторам права для показа фильмов в Крыму

 0