USD:
EUR:

Полет в один конец

Катастрофа на Истринском водохранилище стала 31-й за год

Фото: lifenews.ru

Полет в один конец

Количество авиапроисшествий неуклонно растет. При этом увеличивается количество инцидентов с официально не зарегистрированными воздушными судами. Только за этот год произошло 31 авиационное происшествие с воздушными судами авиации общего назначения (далее — ВС АОН, в которую входит малая авиация и полеты на бизнес-джетах), в которых погибли 29 человек. Это следует из данных Росавиации (есть у «Известий», актуальны на 10 августа 2015 года).

Из 31 происшествия 18 произошло с зарегистрированными в Росавиации самолетами (семь из них классифицированы как катастрофы, в которых погибли 18 человек, еще 11 — как аварии). Для сравнения, за весь 2013 год с зарегистрированными ВС произошло 17 авиапроисшествий (восемь катастроф и девять аварий, погибли 13 человек), за 2014 год — 23 происшествия (15 катастроф и восемь аварий, погибли 32 человека).

С незарегистрированными ВС за неполный 2015 год произошло 13 инцидентов — восемь катастроф (в них погибли 11 человек ) и пять аварий. При этом совокупно за 2 года (2013, 2014) произошло 42 авиапроисшествия с незарегистрированными ВС (погибли 46 человек).

— АОН аварийная во всем мире, так как за штурвалами в большинстве случаев сидят непрофессиональные пилоты, именно с этим связаны многочисленные авиационные происшествия как в России, так и в мире. Коммерческие пилоты, например, учатся несколько лет. Столь частые авиапроисшествия в АОН связаны с тем, что эксплуатанты умышленно нарушают правила использования воздушного пространства, летают на незарегистрированных ВС и без свидетельств пилотов и сертификатов летной годности, — говорит представитель Росавиации. — Кроме этого, распространена незаконная коммерческая деятельность в АОН, так называемые покатушки: для примера, это предложение увеселительных полетов за деньги. При этом потенциальный покупатель такой сомнительной услуги не информируется о том, что он никакой страховки не имеет (в коммерческой авиации наличие билета на борт сразу подразумевает страхование жизни).

Авиация общего назначения (АОН) — это вид гражданской авиации, в которой эксплуатант воздушного судна не считается предпринимателем (в отличие от коммерческой гражданской авиации), поясняет директор института воздушного и космического права «Аэрохелп» Олег Аксаментов. Соответственно, эксплуатант не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. В большинстве случаев в целях АОН воздушное судно используют эксплуатанты малой авиации или владельцы бизнес-джетов, которые удовлетворяют исключительно свои личные интересы (путешествия, перемещение на работу и т.п.). Также к АОН относятся полеты на корпоративных самолетах и вертолетах, говорит Аксаментов.

Последним зарегистрированным на данный момент авиапроисшествием стала катастрофа над Истрой. Вечером 8 августа над Истринским водохранилищем столкнулись гидроплан Cessna 206 и вертолет Robinson 44. В результате погибли девять человек, в том числе двое несовершеннолетних. Авария произошла примерно в 500 м от берега. По данному факту возбуждено два уголовных дела по ч. 3 ст. 263 («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») и ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более лиц»).

Как сообщили вчера в Росавиации, самолет не имел сертификата летной годности, а его пилот Михаил Ермолин не получал летного свидетельства. Также в ведомстве сообщили, что Ермолин не уведомлял органы управления воздушным движением о предстоящем полете. На данный момент пилоты малой авиации обязаны уведомлять соответствующие органы о своих намерениях совершить полет, что кардинально отличается от работы коммерческой гражданской авиации — когда для взлета или посадки пилот обязан получить разрешение диспетчера.

Вечером 10 августа по итогам беседы с главой Росавиации Александром Нерадько, в ходе которой обсуждались последствия крушения над Истринским водохранилищем, вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил промышленности проработать и создать на базе ГЛОНАСС оборудование для системы зависимого наблюдения для малой авиации. Этой техникой должны быть оснащены все легкие вертолеты и легкомоторные самолеты. Система зависимого наблюдения — технология, позволяющая и пилотам в кабине самолета, и авиадиспетчерам на наземном пункте видеть трафик движения воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, и получать аэронавигационную информацию. Она основана на технологии ультракоротких волн и в настоящее время активно внедряется в России на маршрутах коммерческой авиации.

Не осталась катастрофа и без отклика профильного ведомства: 11 августа Росавиация предложила увеличить штрафы за нарушения в полете. Как указано в сообщении ведомства, в соответствующие разделы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) внесут изменения, которые ужесточат ответственность за «умышленные нарушения при использовании воздушного пространства, при полетах на воздушных судах без сертификата летной годности, без пилотских свидетельств, на незарегистрированных воздушных судах». Для физических лиц штрафы увеличат до 3 млн рублей, для должностных — до 7 млн рублей, для юридических — до 12 млн рублей.

Росавиация не предоставила список авиапроисшествий, по которым была составлена статистика. Но, вероятнее всего, она учитывает и случай с аварийной посадкой частного самолета, которым управлял гендиректор S7 Владислав Филев. В марте этого года Филев, приземляясь в столичном Домодедово на самолете Epic LT (базовая стоимость самолета порядка $2 млн), забыл выпустить шасси. В итоге машина села «на брюхо» и выкатилась за пределы взлетно-посадочной полосы. Позже Филев объяснил этот инцидент своей усталостью — тогда он совершил несколько перелетов подряд: из Москвы он вылетел в Калининград, оттуда направился в Карловы Вары и в Брно, а затем вновь в Москву.

Еще одним резонансным авиапроисшествием в бизнес-джетами в 2015 году стало столкновение двух одинаковых Bombardier Global Express. Инцидент произошел в аэропорту Пулково во время Санкт-Петербургского экономического форума.

Однако самой крупной катастрофой за последние несколько лет, связанной с бизнес-джетами, стала трагическая гибель гендиректора французской Total Кристофа де Маржери. 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково-3 четырехместный самолет Falcon 50, следовавший рейсом Москва–Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу. В результате крушения три члена экипажа и пассажир — президент французской компании Total Кристоф де Маржери, который возвращался в Париж, — погибли.

Также среди недавних катастроф в сфере авиации общего назначения можно вспомнить случай крушения незарегистрированного самодельного самолета в Ростовской области. Он разбился в июне в Дубовском районе области и, по данным LifeNews, им управлял военный летчик на пенсии В. Гутуров. В результате катастрофы он погиб.

— Причина увеличения количества авиационных происшествий — в выросшем парке малой авиации, — полагает Роман Гусаров. — Увеличивается парк самолетов — увеличится и количество пилотов-любителей, которые начнут чаще летать, что потянет вверх за собой статистику и летных происшествий.

В свою очередь, сами аварийные ситуации происходят, по мнению Гусарова, по двум основным причинам: из-за отказа техники и отсутствия опыта у пилота.

— В России, к сожалению, нет нормальной системы поддержания летной годности самолетов малой авиации, — отмечает Гусаров. — А та, которая есть, — безумно дорога. Самолеты должны соответствовать регламентам, и на соответствие их проверяют в специальных сервисных центрах, где обслуживание очень дорогое. И поэтому многие люди, купившие самолет, часто идут на нелегальные подработки, чтобы иметь возможность оплачивать услуги этих центров, — в частности, начинают катать туристов без документов.

Источник:izvestia.ru

Также в рубрике