Стоимость пятидневной вип-рыбалки на Байкале достигает 100 тысяч рублей
Наверное, каждый житель Бурятии хоть раз в жизни отдыхал на Байкале. Однако летние набеги улан-удэнцев ограничиваются лишь популярными курортами, а до заповедных уголков Баргузина добираются лишь единицы. Среди гостей Забайкальского национального парка в основном иркутяне, приезжие из западных регионов и иностранцы. Лежбище нерп, термальные источники, прозрачный лед Байкала и удивительная природа – все это можно найти только здесь, в Чивыркуйском заливе.
Паломничество туристов
В гимне Бурятии есть знакомые всем нам строки про таежную, озерную, степную. И, действительно, трудно найти регион с такими разнообразными пейзажами. Единственное, что мешает наслаждаться этими видами каждые выходные, – это расстояния, ведь по площади наша республика превосходит, к примеру, целую Италию. Второй фактор – это дороги: чтобы добраться до Усть-Баргузина, еще несколько лет назад нужно было выкинуть из своей жизни шесть-семь часов. Впрочем, сегодня этот путь стал заметно комфортнее, в этом корреспондент "Номер один" убедился на своем личном опыте.
Больше всего иностранцев можно встретить здесь летом. Но и в сибирские морозы поток туристов не иссякает.
– Если в 2013 году в гостях у Забайкальского национального парка побывало 26300 туристов, то в 2014 – уже 47095! – рассказывает специалист "Заповедного Подлеморья".
За последние два года эти цифры чуть уменьшились и остановились на отметке в 36 тысяч. Интересно, что среди туристов большинство составляют жители других регионов и стран. Пожилой поляк Адам приехал в Чивыркуй вместе с женой и младшим сыном. О Байкале он узнал еще из советских фильмов, тогда же и загорелся идеей приехать сюда с семьей. – Мы обошли весь залив пешком, ночевали в бухте в палатке. Здесь удивительно красиво, даже лучше, чем показывали в кино, – признается польский турист.
22-летняя парижанка Эмма добралась до Усть-Баргузина автостопом – зимний Байкал был одним из пунктов ее большой программы путешествий по России. В одиночку девушка объехала уже 18 городов, отсюда Эмма уехала на Ольхон, далее Иркутск, затем было долгое возвращение на родину.
– В Европе очень много стереотипов о России и русских, я даже поругалась из-за поездки с мамой. Но сейчас я так рада, что побывала на Байкале! Я мечтала увидеть это место именно зимой – в снегу и льдах, – рассказала на английском француженка.
Кордон заповедного спецназа
Конечной точкой нашего путешествия стал кордон "Монахово". Здесь в небольшом распадке живут инспекторы Забайкальского нацпарка. На территории несколько уютных домиков, во дворе спецтехника – навстречу к нам выходит руководитель опергруппы "Баргузин" Артур Мурзаханов, команду которого называют "заповедным спецназом".
Это не случайно, ведь именно отряд Мурзаханова занимается отловом многочисленных браконьеров, которые не гнушаются выловом омуля даже в нерест. Вечером у костра Артур Романович рассказывает нам истории – о хитром лисе Обжоре, который обожает рыбу, соболе по прозвищу Суслик, белохвостом орлане и многих других обитателях этого удивительного места. Увидеть их на снимках можно не только в личном блоге Мурзаханова, но и на международных фотовыставках.
– Вот птица кедровка. Это удивительная птица, у нее на горле специальный мешочек, куда она складывает орешки. Их она прячет в землю для своих птенцов, а потом забывает. Природа так мудро придумала, что кедровка летит закапывать орешки в те места, где нужен новый лес. Там из этих орешков и прорастает кедр, – рассказывает Артур Романович.
А кадры с местными медведями можно рассматривать часами. Вот на картинке медведь-подросток, он совсем худой, а в его взгляде читается растерянность перед большим миром. Вот уже взрослый зверь, на фоне вечернего Байкала медведь лакомится ягодой и жмурится от удовольствия.
– Этой фотографией я горжусь. У нас не было кадров медведя с видом на озеро, а тут получилось, что картинка в трех цветах – белое небо, синий Байкал и красная ягода. Медведь в триколокоре – смотрится символично, – улыбаясь, говорит инспектор.
Белоснежное царство
Чивыркуйский залив, бухта Змеевая, мыс Покойницкий – топографические названия этих мест звучат, словно сказочный путеводитель кладоискателя. Если летом здесь настоящее буйство красок – от иссиня-черного Байкала до перламутровых цветов, то зимой Байкал превращается в белоснежное царство – от этого сияния нестерпимо болят глаза, а загар на щеках появляется уже через два часа.
Среди тех улан-удэнцев, кто приезжает сюда зимой, попадаются не только рыбаки и школьники. Начинающие фотографы выбираются в Усть-Баргузин за необычными кадрами целыми отрядами. – Зимой нужно уметь быстро работать на локации, особенно когда модель в легком платье. Но все это компенсируется необыкновенной красотой Байкала, – говорит фотограф Артем Шаханов.
Еще одна большая группа любителей зимнего Байкала – скандиходы. С палками в руках они бродят по льду несколько часов и могут намотать больше 50 километров.
– Мы уже облазили, наверное, весь священный Байкал, вот недавно ходили в Баргузинскую долину, на родину восточного ветра, который может достигать 20 метров в секунду, в край тайги, в край участков пустыни и высокогорной тундры, бескрайних горных Баргузинских и Икатских хребтов. Байкал – это то место, где можно отдохнуть душой и телом, – рассказывает участник клуба путешественников "Ходим-бродим" Марина Пескова.
Рыбачат олигархи и политики
Пока чиновники ломают голову, какой вид туризма продвигать в Бурятии, частники не изобретают велосипед и привозят на Байкал рыбаков. Спортивная рыбалка за последние десять лет стала настоящим организованным движением, а число фанатов этого хобби растет с каждым годом. Самый большой плюс таких VIP-рыбаков – это их уровень доходов, ведь прилететь на озеро с другого конца страны стоит немалых денег.
– Я занимаюсь спортивной рыбалкой уже 14 лет. У меня индивидуальный подход, рыбалку можно организовать и катером, и с вездеходом, да хоть с вертолетом. Средний тур длится пять дней, стоимость от 30 до 100 тысяч рублей, – рассказывает Владимир Шевченко, владелец турбазы в Чивыркуйском заливе. Сюда, в самые заповедные места Байкала, чаще всего приезжают рыболовы из политической элиты и крупные бизнесмены.
– Народ самый разный бывает. Это и артисты, и олигархи, и депутаты Госдумы, один раз даже конгрессмен Сената США прилетал, – говорит Владимир.
В отличие от многочисленных турбаз в Энхалуке, Максимихе или Горячинске, здесь отдыхающим предлагают спартанские условия. Причина – центральная природоохранная зона. Здесь запрещается почти все.
– По новому закону мне пришлось убрать деревянный туалет и умывальник. Видимо, теперь будут мыть руки прямо в Байкале, – сетует предприниматель.
Сам Владимир добирается до своей базы на огромной чудо-машине. У вездехода "Трэкол" колеса в человеческий рост, а в шинах сверхнизкое давление. Благодаря этому автомобиль с легкостью пробирается по ледяным торосам Байкала.
– Завтра поеду на Ольхон за туристами – часа четыре езды. Они тут частые гости, – говорит Владимир.
Более бюджетный вариант рыбалки в Чивыркуйском заливе предлагает уже сам нацпарк. В специально обустроенном месте прямо на льду поставили щитовые домики. Внутри три лежанки и печка, а в центре "пола" – прорубь. Рыбачить в таких условиях можно без куртки и шапки!
– Приехали три дня назад. Пока клев не идет. Поймали всего 11 хвостов, – шепотом, чтобы не спугнуть рыбацкую удачу, рассказывает Баир, один из рыболовов.
Ассортимент в этих местах богатый – под метровым льдом на удочку можно поймать хариуса, сорогу, сига или омуль. Если повезет, зацепишь и щуку – в Чивыркуе она достигает 16–17 килограммов.
Интересно, что немыслимо красивыми видами дикой природы большей частью приезжают любоваться туристы из других стран или регионов. Сами жители республики, чаще всего, ограничиваются более земными радостями: пляж, купание, шашлыки и алкоголь на побережье Священного озера.
Источник: gazeta-n1.ru
Единственный питьевой источник Челябинска – Шершневское водохранилище – может быть отравлен фекальными водами