USD:
EUR:

Некрадущийся тигр

Этот тигр красться не станет, он был рожден, чтобы появляться громко.

Фото: Дмитрий Бобровских

Некрадущийся тигр

Ведь этот тигр — ГАЗ-2330 «Тигр», российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник.

Родиной этого «Тигра» является Горьковский автомобильный завод, где он был спроектирован, доведён до массового производства и откуда впервые «вышел на охоту». Однако, история его рождения не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Фирме Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ понадобился проект многоцелевого транспортного средства, на который она готова была потратить 60 млн долларов. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО «ГАЗ») ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ). Первые образцы Tiger HMTV, — а именно так назывался первый рабочий прототип, — были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Но по каким-то странным причинам контракт на поставку готовых автомобилей так и не был подписан. Странным, потому что фирма-заказчик осталась довольна результатами испытаний прототипа.

В результате, Горьковский автозавод оставил при себе все наработки по Tiger HMTV и мог распоряжаться ими как угодно. Проекту не дали пылиться на полках архива, а взяли в активную разработку. В скором времени на заводе были пересобраны прототипы второй генерации, с измененной внешностью и салоном. Именно второе поколение прототипа было представлено под названием ГАЗ-2330 «Тигр» на MIMS-2002.

 

 

В своей основе «Тигр» имеет шасси рамной конструкции, несущее на себе основную часть агрегатов и кузов, и позволяющее уверенно справляться с самым суровым бездорожьем. Кузов автомобиля цельнометаллический однообъёмный пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырёх человек и до 1500 кг груза (бронированный трёхдверный однообъёмный, рассчитан на перевозку 6–9 человек и 1200 кг груза — для армейского и полицейских вариантов машины). Грузовое отделение отгорожено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2–4 человека.

 

Несмотря на всю утилитарность автомобиля, он имеет в своем арсенале и вполне гражданские «примочки», упрощающие управление: гидроусилитель руля, независимую торсионную подвеску всех колёс с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточную коробку с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколёсными дифференциалами повышенного трения, колёсные редукторы, систему автоматической подкачки шин, предпусковой подогреватель, электрическую лебёдку.

 

Опционально «Тигр» можно доукомплектовать кондиционером, аудиосистемой, электростеклоподъёмниками, дополнительным и независимым отопителем и даже ABS. Отдельно хочется отметить унификацию с БТРом, у которого были позаимствованы межколёсные дифференциалы и подвеска колёс на сдвоенных поперечных рычагах. Кроме этого, у БТР взята ещё и централизованная система подкачки колёс.

Корпус бронированных вариантов «Тигра» сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм (7 мм, если броня по ГОСТу 5-го класса), после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг. В целях унификации бронированный кузов сделан съёмным. Так что на одно и то же шасси можно устанавливать разные кузова — закрытые пассажирские, бронированные, с грузовой платформой.

 

Что касается силовой установки, то с ней вариантов не так много. Либо проверенный годами дизельный двигатель ЯМЗ-5347-10 с механической коробкой передач, либо двигатель Cummins B205, шестицилиндровый рядный, с турбонаддувом (205 л. с.), производства американской корпорации CUMMINS INC, трудящийся в паре с автоматической трансмиссией той же фирмы. Выдающихся динамических показателей такие силовые установки не дают, зато с ресурсом у них все в порядке. И аппетит вполне себе умеренный — около 13л/100 км «по паспорту» для бронированной версии (сухая масса — 7,5 тонн).

 

В настоящее время серийное производство автомобилей «Тигр» организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ). На нем собираются 5 версий «Тигра»:

• ГАЗ-233034 — СПМ-1 «Тигр» уровень баллистической защиты по 3 классу;

• ГАЗ-233036 — СПМ-2 «Тигр» уровень баллистической защиты по 5 классу;

• ГАЗ-233014 «Тигр» — армейский вариант бронированного автомобиля;

• КШМ Р-145БМА «Тигр» — командно-штабная машина;

• ГАЗ-233001 «Тигр» — автомобиль повышенной проходимости в небронированном пятидверном корпусе.

Первые две версии собираются и поставляются по заказу МВД России для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия ФПС России.

Вторые две — только для Министерства обороны РФ.

А вот пятая версия — это такой домашний кот породы мэйн-кун. Именно в такую версию можно заказать американские двигатель и трансмиссию, а сверху доставить всевозможные опции. И спокойно ездить по дорогам общего пользования, наводя ужас на «Гелендвагены» с «Крузаками». Стоит, кстати, «домашний Тигр» примерно столько же, сколько и Мерседес и Тойота: гражданская версия обойдется в районе 100-120 тыс. долларов, в зависимости от комплектации.

Гражданская версия. Фото с сайта huntsmanblog.ru

 

«Тигр» можно называть той самой отечественной разработкой, за которую действительно не стыдно. Пусть заказ, как таковой, и пришел «из-за бугра», но то, что разрабатывалась на Горьковском автозаводе, в конечном итоге послужило отличным плацдармом для дальнейших разработок новых версий и модификаций отличного автомобиля, который стоит на страже порядка и спокойствия нашей страны.

Источник: autorambler.ru

Также в рубрике

Медики полагают, что смерть опытного 59-летнего путешественника из Германии наступила по естественным причинам

 0

Как только турбизнес объявил о восстановлении собственных полетных программ на курорты Турции и Египта, стоимость организованных поездок в эти страны выросла примерно на 35% по сравнению с осенью прошлого года

 0