Путешествие на поезде
В этом материале мы рассказываем о том, как путешествовать на поездах за границей.
Фото: Елена Перфилова
Где купить билеты и узнать расписание, как не потеряться на вокзале, чем отличаются разные типы поездов, и многое другое. и минусы. Путешествие на поезде – это в первую очередь романтика: сидя в купе, наблюдать за проплывающими мимо пейзажами, пить чай из фирменных стаканов и покупать сувениры на остановках. С практической точки зрения перемещаться на поездах не только дольше, чем на самолете, но зачастую и дороже. Впрочем, для многих людей, например, тех, кто страдает аэрофобией или другими недугами, несовместимыми с полетами, поезд – единственный выход. К тому же поезда позволяют добраться в самые отдаленные уголки и деревушки, куда не ходит другой транспорт.
Планирование поездки. Организовать поездку проще всего через официальный сайт той или иной компании- перевозчика. В Европе все железные дороги связаны между собой: самые крупные компании, такие как TGV во Франции, Thalys в Бельгии и Нидерландах, Deutsche Bahn в Германии, Renfe в Испании, курсируют между разными городами и странами по несколько раз в день. Есть и общий сайт, который объединяет все европейские железнодорожные компании: raileurope.com. Чтобы спланировать поездку и проложить маршрут, достаточно ввести направление, и система сама подскажет самые удобные варианты.
Покупка билетов. Самый простой и надежный способ приобрести билет – купить его через интернет. Не выходя из дома, вы выбираете удобный поезд и место в нем, переводите деньги, получаете билет и распечатываете его. Впрочем, последнее вовсе не обязательно – благодаря современным технологиям штрихкод билета можно считать и через айфон. Все это позволяет значительно сэкономить деньги и время. Главное – помнить, что в день отъезда билеты стоят дорого, поэтому лучше всего позаботиться о них заранее.
Лучше покупать билеты без посредников, через официальные сайты перевозчиков. Тем более что вне зависимости от страны вся информация обычно подробно представлена на английском языке.
Важный момент – бронь места в поезде (за это берут дополнительные €4 к цене билета). Согласитесь, стоять на протяжении всего пути, пусть даже это всего два или три часа, – удовольствие не из приятных. А учитывая, что популярные направления обычно раскупают «под завязку», имеет смысл потратить лишнее и все же зарезервировать себе место. Но даже если вы твердо намерены экономить, шанс получить свободные места есть: зайдя в вагон, внимательно смотрите на маленькие табло, горящие над каждым из сидений. Если на нем значится фамилия пассажира или направление (например, Париж – Бордо), значит, место забронировано. Если табло пустое – можно смело занимать место под ним.
На крупных станциях билеты можно купить в окне у кассиров, однако в последнее время их все чаще заменяют обычные автоматы. Принцип их работы не меняется от страны к стране: выбираете нужный язык, количество билетов, город назначения, вносите деньги и получаете билет. Здесь же можно распечатать расписание поездов, которые едут в указанный вами пункт назначения. Единственная проблема может возникнуть при оплате: как правило, все автоматы принимают как мелочь, так и купюры, а вот международные карточки Master Card и Visa срабатывают не везде.
Если по какой-то причине разобраться с автоматом не удалось, не спешите впадать в панику – на станции всегда есть дежурный служащий, который может вам помочь. В крайнем случае имеет смысл обратиться за помощью к любому из пассажиров.
Скидки. На европейских поездах действует широкая система скидок. Чаще всего их предоставляют туристическим группам, пенсионерам, инвалидам и их сопровождающим, семьям с детьми, студентам и молодым людям до 26 лет. Кроме того, в каждой стране есть как внутренние проездные (Passes), так и международные. Благодаря им вы можете посетить новые места и при этом заплатить в несколько раз меньше. К сожалению, международные карты Europe Rail Passes, по которым можно объехать всю Европу, не действительны для граждан России. Единственный вариант – приобрести местные региональные карточки, такие как Bahn Card в Германии или Renfe Card в Испании. Принцип их действия прост: раз оформив карту, вы экономите на покупке билетов и получаете скидку в течение года, ее процент зависит от типа карты.
Главное, на что стоит обратить внимание при ипользовании карты, – срок ее действия. Если после активации карты вы больше не хотите ею пользоваться, нужно заранее (более чем за месяц) аннулировать карту и письменно уведомить об этом соответствующую компанию. В ином случае деньги автоматически спишутся с вашего счета и никакого права их вернуть у вас не будет.
Интересные и выгодные предложения существуют для групп от 5 человек. А в Великобритании, например, действует специальная карта Railcard Two Together, которая дает скидки тем, кто путешествует вдвоем.
Штрафы. Не стоит испытывать судьбу и надеяться, что в европейских поездах удастся проехать «зайцем». Билеты проверяют регулярно, особенно если речь идет о поездках, курсирующих между большими городами. В Нидерландах и Германии контролеры всегда и везде, независимо от того, на какой остановке вы сели, попросят ваш проездной. Во Франции билеты часто проверяют в электричках. Сумма штрафа за безбилетный проезд зависит от длины маршрута. Как правило, вы обязаны оплатить двойную сумму билета и дополнительный штраф, который может быть фиксированым. Например, в Германии это €40.
Виды поездов и их отличия. Новичку иногда сложно разобраться в отличиях между поездами. Чаще всего они делятся на два типа: междугородние (Inter City (IC), Intercity Express (ICE)) и местные (Regional (RE), Lokal (L)). Разница между ними не только в цене, но и в степени комфорта. Если скоростные поезда совершают гораздо меньше остановок и оснащены ресторанами, то в региональных электричках, которые при этом чаще всего двухэтажные, еду придется брать с собой. При этом все поезда обычно оснащены дополнительными полками для багажа и туалетами, а многие, как в Нидерландах или Австрии, даже имеют отдельные отсеки для велосипедов.
Отдельно стоит отметить ночные поезда, которые курсируют через крупнейшие европейские города (например, от Братиславы до Парижа через Вену, Мюнхен, Цюрих, Амстердам, Брюссель). Проезд на них стоит дороже, но для тех, кто желает проснуться и позавтракать в пути, это настоящее удовольствие. Билеты на ночные поезда стоит приобретать как можно раньше, тем более что распродаются они быстро и ближе ко дню отправления заметно растут в цене.
Не потеряться на вокзале. Тому, кто первый раз попадает на вокзал в любом из европейских городов, поначалу бывает трудно не растеряться. Особенно во время пересадок, когда время ограничено. Прибыв на вокзал и ознакомившись с расписанием, стоит для уверенности распечатать через автомат подробный план маршрута, где будет указано точное время прибытия поезда, платформа, на которую он прибывает, и та, с которой уходит следующий. Как правило, указывается и время, отведенное на пересадку, чтобы пассажир мог рассчитать, сколько это займет. В случае, если один поезд опаздывает, второй, скорее всего, будет его ждать – тогда все расписание смещается по времени. Если у вас все-таки возникли вопросы, приветливые и толковые кондукторы или сотрудники вокзалов всегда помогут разобраться в них.
Перед отправлением необходимо пробить билет через специальные турникеты. На некоторых железнодорожных линиях в Германии обязательно иметь при себе паспорт и банковскую карточку, с которой производилась оплата, – с нее кондуктор считывает информацию, подтверждающую покупку. Всегда билет нужно сохранять до конца поездки.
Вагоны в поездах бывают разных категорий – это касается как скоростных поездов, так и региональных электричек. Поэтому если билет приобретен во 2-й класс, а пассажир сел в 1-й, то при проверке билетов контролер попросит его перейти в другой вагон. Штраф в данном случае пассажир, как правило, оплачивать не обязан.
В случае, если вы не успели на поезд, есть возможность сесть на следующий, при условии, что у вас стандартный билет, без четкого указания времени, т.е. не last minute. Вам не придется доплачивать за него, главное, что действует он в определенном типе и классе поездов. Скажем, если у вас билет на региональную электричку, вы не сможете по билету сесть на скоростной поезд.
Трудности перевода. Без владения хотя бы английским языком перемещаться по Европе непросто. Вывески, расписания и объявления на железнодорожных станциях часто дублируются именно на английском. Но не везде: если в крупнейших городах Европы, вроде Амстердама и Берлина, сотрудники без проблем смогут объясниться на английском, то в Варшаве вас скорее спасет знание русского. А если вы путешествуете по маленьким городам, то без знания местного языка сориентироваться будет в разы сложнее. Остается лишь уповать на помощь добрых жителей.
Личный опыт
Максим Гордеев, инженер
Как-то мне пришлось добираться на поезде из Вены в Зальцбург. Билет стоил недешево и при этом оказался без места. Когда я зашел в вагон, свободных мест в нем уже не было, и почти три часа пришлось ехать в тамбуре, сидя на чемоданах. Мой совет: покупать билеты с местами или приходить на вокзал заранее, чтобы занять свободные сиденья.
Игорь Мартынов, врач
Во время поездки во Францию мы с женой обнаружили, что поезда здесь не отличаются пунктуальностью. Вместо скорого поезда пришел обычный региональный, и дорога в итоге заняла не три часа, а все шесть, так что мы с трудом успели на самолет.
Виталий Петлевой, журналист
Однажды я ехал на поезде из Барселоны в Цюрих и ночью так крепко уснул, что не услышал, как пришли пограничники проверять багаж. Они осматривали каждую сумку и спрашивали, кто ее владелец. Когда дело дошло до моего чемодана, никто не признался, чей он, и пограничники забрали его. К счастью, утром я нашел свой чемодан у главного таможенника поезда.
Источник: nat-geo.ru
Правда, по мнению психологов из Эксетерского университета, пить надо после занятий, а не учиться с похмелья
Авиакомпания "Россия" предложит пассажирам десятки новых блюд