Росмолодежь шагает в ногу со страной
Структура будет осваивать Крым, но, ни в коем случае не забывая про Селигер
Новое руководство Росмолодежи шагает в ногу со страной: в августе в Крыму пройдет форум «Таврида». Какие еще перемены ждут молодежную политику — выяснял The New Times
Панорамный вид на крымский поселок Орловка — место, где пройдет молодежный форум «Таврида» /фото: пресс-служба ФАДМ Росмолодежь
Форум «Таврида» — не просто аналог лагеря «Селигер». Это первый проект федерального агентства Росмолодежь после того, как вместо ушедшего в марте в отставку 36-летнего Сергея Белоконева его возглавил лидер московского отделения «Молодой гвардии» 34-летний Сергей Поспелов. Тогда же, в марте, чиновники агентства по его указанию посетили полуостров — были в Судаке, Ялте, Севастополе и других городах — и, осмотревшись, остановились на Орловке — поселке на западном побережье Крыма, примерно в 17 километрах от северной бухты Севастополя. Выбор места для «Тавриды» Поспелов объяснил незамысловато: Орловка-де находится недалеко от основных транспортных узлов, а рядом — прекрасный вид на море. Молодежный лагерь примет порядка трех тысяч участников из России и стран СНГ, организаторами помимо Росмолодежи выступят Общероссийский народный фронт (ОНФ) и «Опора России»*.
А что же «Селигер»?
«А будет и «Селигер», — уверяют источники The New Times в Росмолодежи. Тоже в этом году. Но приезда «статусных персон» — президента Владимира Путина и других высокопоставленных лиц — ожидают именно в «Тавриду».
Уже очевидно: на проведении молодежных мероприятий государство и бизнес и в этом году экономить не будут. В 2013 году на «Селигер» потратили порядка 250 млн рублей бюджетных средств, еще примерно 300 млн дали инвесторы. «Таврида» обойдется дороже», — уверяет источник The New Times в администрации президента. И добавляет: «Хорошо организованный молодежный слет в Крыму — это очень правильная и нужная сейчас идея. Рейтинг президента и партии вырос на патриотической волне, нужно держать темп».
Чистка рядов
Впрочем, просто создать громкий ивент на гребне патриотической волны — этим задача Сергея Поспелова еще не исчерпывается. Как выяснил The New Times, новый глава Росмолодежи обязан обеспечить новый виток развития молодежной политики.
«Белоконев был человеком Василия Якеменко**, а сейчас нужен совсем новый курс», — заметил в разговоре с The New Times источник в администрации президента. По его словам, «проблемы у Сергея начались почти сразу после вступления в должность, они достались ему в наследство от Василия Якеменко». В июне 2012-го 41-летний Якеменко был уволен с поста главы агентства указом Дмитрия Медведева. Формально — «по собственному желанию», однако, по слухам, Кремль разочаровался в нем якобы из-за того, что, когда зимой-2011/12 начались уличные протесты, «Наши» и другие молодежные организации не смогли обеспечить достойный отпор «белоленточникам». На место Якеменко был назначен его заместитель, 35-летний Сергей Белоконев, экс-секретарь федерального совета «Наших» и депутат Госдумы от «Единой России».
Под «проблемами» собеседник The New Times, вероятно, имеет в виду внеочередную проверку Федеральной антимонопольной службы, которая наведалась в Росмолодежь уже в июле 2012-го: организаторов «Селигера-2012» обвинили в передаче 47-миллионного контракта на закупку и установку шатров компании, не участвовавшей в тендере. Правда, та проверка выявила лишь «незначительные нарушения».
«Смены руководства мы ждали еще в начале года (2014-го), но в Кремле определились только в марте. Есть версия, что к принятию окончательного решения подстегнули крымские события», — предположил в разговоре с журналом источник в Росмолодежи.
«На «Селигер» потратили 250 млн рублей бюджетных средств, еще 300 млн дали инвесторы. «Таврида» обойдется дороже»
Бюджет агентства на 2014 год уже расписан — его утверждал еще Белоконев. Средств на серьезную реорганизацию в нем не заложено, поэтому, как говорят, реальные перемены начнутся с 2015 года. Однако Сергей Поспелов уже сейчас начал пересмотр контрактов с целью высвободить дополнительные средства. Так, отменены тендеры Росмолодежи на 73 млн рублей. В том числе 5,6 млн рублей не получит оздоровительный проект «Беги за мной», созданный женой Василия Якеменко Марией Соболевой.
Впрочем, Поспелов начал с наведения порядка в финансах и еще по одной причине. Белоконев ушел со своего поста после того, как в начале года вокруг Росмолодежи грянул еще один скандал: глава антикоррупционного комитета и член СПЧ при президенте Кирилл Кабанов заподозрил руководство агентства в организации системы откатов в размере от 10 до 50% на госконтрактах и обратился в Следственный комитет, МВД, Генпрокуратуру и Счетную палату***. Хотя проверки МВД и Счетной палаты эти подозрения не подтвердили, прокурорская проверка продолжается, и Поспелову хочется убрать негативный шлейф.
Параллельно новый шеф занялся чисткой рядов, хотя, по оценке одного из собеседников The New Times, «из старой команды пока примерно 80% сотрудников остались».
Поговаривают, что смена кадров в агентстве происходит не только из-за структурных изменений. Многих не устраивает зарплата: ежемесячный доход чиновника Росмолодежи — около 30 тыс. рублей. Почему так мало? Годовой бюджет Росмолодежи не превышает 1 млрд рублей, большая часть этих денег уходит на различные проекты, в том числе «Селигер».
Помощник главы Росмолодежи по работе со СМИ Анна Федорова, подтвердив в разговоре с The New Times цифру по зарплатам, многозначительно добавила: «Тут есть над чем поработать».
Сергей Поспелов — новый глава Росмолодежи. Говорят, на нем преемственность Якеменко в молодежной политике закончится. Москва, 26 сентября 2013 г. /фото: пресс-служба ФАДМ Росмолодежь
Новый глава
По словам собеседников The New Times, как в Росмолодежи, так и на Старой площади Сергей Поспелов — фигура, не отягощенная связями с прежней верхушкой агентства. «Можно точно сказать: преемственность Якеменко в молодежной политике закончилась, Поспелов вышел из другой среды, хотя и связан с «Единой Россией», — уверяет один из собеседников журнала. И обращает внимание на то, что Поспелов с 2004 года избирался муниципальным депутатом района Вешняки: «Его народ за реальные дела ценил». Еще одна любопытная деталь биографии: Поспелов — консультант по экономическим вопросам автономной некоммерческой организации «Бюро правовой и социальной защиты ветеранов и инвалидов спецслужб и правоохранительных органов».
Связь Поспелова с «Единой Россией» собеседники журнала в один голос называют одним «из важнейших его преимуществ»: «Ему же надо сейчас выстраивать структуру взаимодействия с региональными отделениями Росмолодежи, а как тут без связей на местах по партийной линии?»
Формально Росмолодежь подчиняется Минобрнауке, Сергей Белоконев развивал деятельность агентства через вузы: по всей стране вводились должности советников ректоров по молодежной политике, через них и продвигались проекты агентства в регионах. В результате в некоторых регионах, по словам самого Белоконева, местные «молодежные бюджеты» больше федерального, а в Москве — больше в четыре раза.
Дополнительную поддержку может получить проект «Сеть» — движение преданных лично Путину молодых людей
«Стоимость проведения регионального молодежного лагеря — 30 млн рублей, а федеральное агентство могло выделить только 2 млн», — рассказывает лидер движения «Россия молодая» Максим Мищенко.
Он уверен в том, что «губернаторы к нему (Поспелову) точно будут прислушиваться внимательнее — все-таки влияние партии больше влияния Минобрнауки».
Такого же мнения, по сути, придерживается и бывший мгеровец, а ныне депутат-единоросс Владимир Бурматов: по его словам, Поспелов вполне может обращаться со своими инициативами напрямую к влиятельным депутатам, минуя Минобрнауки.
Собеседники The New Times из МГЕР и вовсе отзываются о Поспелове с восклицательными интонациями. По словам Яны Лантратовой, члена СПЧ при президенте РФ, при Поспелове московские молодогвардейцы «системно работали с детскими домами». А депутат Госдумы Алена Аршинова отмечает, что в Москве МГЕР «делала многие проекты вообще без партийного бренда — например, лоббировала развитие бесплатного Wi-Fi в общественных местах».
Навстречу 2016 году
Отдельный вопрос: удастcя ли Поспелову избежать фаворитизма. По словам нынешнего главы МГЕР Максима Руднева, молодогвардейцы, мол, прекрасно понимают: «Поспелову придется работать со всеми молодежными организациями». Но реальность такова, что «Наши» уже давно находятся в состоянии анабиоза, а МГЕР вполне себе живая структура. Пусть она была менее активной, чем «Наши», но стабильно поставляла кадры в партию власти. Через МГЕР прошли тысячи муниципальных депутатов, региональные и федеральные парламентарии, а пост руководителя МГЕР — трамплин для серьезной карьеры. Нынешний замначальника управления внутренней политики администрации президента Тимур Прокопенко, Руслан Гаттаров — заместитель губернатора Челябинской области, Андрей Турчак — губернатор Псковской области, — все они выходцы из МГЕР.
Собеседники The New Times в Росмолодежи напоминают, что в 2016 году страну ждут думские выборы, а значит, дабы не повторилась провальная история декабря 2011 года, нужно загодя начать готовить провластную молодежь. В этой связи поговаривают, что дополнительную поддержку может получить и проект «Сеть» — он задумывается как движение преданных лично Владимиру Путину молодых людей. Один из его инициаторов — Артур Омаров, экс-комиссар «Наших». Ранее он руководил скандальным нашистским проектом «Сталь», активисты которого в 2010 году на Селигере насадили на колья карикатурные головы оппозиционеров.
«Новое время требует новых идей, — пафосно рассуждает источник журнала в администрации президента. — Молодые люди — одна из наиболее активных частей населения. Вспомните, как много молодых было на уличных протестах. Их нужно вовлекать в политику. Стране сейчас не хватает патриотов».
Источник: newtimes.ru