Россияне и без вдохновения любят Крым
Как российский полуостров готовится к наплыву соотечественников
Вдохновлять россиян на любовь к Крыму, как показывает опрос "Денег", не требуется. Надо только дать им возможность попасть туда, где Черное море, белый мускат и красные крымские помидоры. Впрочем, отечественные власти самых разных уровней уже пообещали заполнить Крым туристами, планируя отправлять туда россиян по суше, воздуху и морю.
"Крым — это форменная жемчужина. Оттуда народ приезжает — только диву даешься. То есть поедет туда какой-нибудь дряхлый интеллигентишка, а назад приезжает — и не узнать его. Карточку раздуло. И вообще масса бодрости, миросозерцания",— утверждал в далеком 1926 году Михаил Зощенко. Сколько лет прошло, а по следам главного героя рассказа "Кузница здоровья" Сереги Пестрикова до сих пор мечтают отправиться тысячи россиян.
В новых же условиях этот курорт вообще становится новым туристическим трендом. На правительственном совещании по Крыму Дмитрий Медведев заявил о необходимости максимально задействовать туристические возможности полуострова. Ответственным по Крыму в правительстве был назначен вице-премьер Дмитрий Козак. На встрече российских парламентариев с крымским руководством глава КПРФ Геннадий Зюганов предложил помочь коммунистами: "Впереди летний курортный сезон, давайте возьмем обязательство, что если в прошлом году было 6 млн отдыхающих, то в этом году будет 8 млн". Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский его поддержал: "Не волнуйтесь, вы захлебнетесь от наших туристов. Палатки готовьте". Кроме того, стало известно, что ряд предприятий Сахалина и Тулы уже готовы направить сотрудников на отдых в Крым. Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что россияне смогут поехать на санаторно-курортное лечение в Крым за счет средств Фонда социального страхования.
В общем, спасением курортного сезона сейчас занимаются и на правительственном, и на парламентском, и на местных уровнях. Ожидается, что итоговые решения будут сформулированы в "дорожной карте" в ближайшие дни. Из тех же, что уже были оглашены представителями различных министерств и ведомств, самые важные — организация дополнительного транспорта на полуостров и снижение цен на авиабилеты.
Койко-место под солнцем
"Да все тут тихо, спокойно! Приезжай!" — искренне обрадовался звонку хозяин частной гостиницы Борис, у которого я отдыхала несколько лет назад в Северной бухте Севастополя. Он радостно рассказывал новости, пребывая почти в эйфории от всего происходящего, и было понятно, что ни о каком падении турпотока он не думает.
Когда мы отдыхали в этом районе, место производило удручающее впечатление. Бедная инфраструктура, необорудованный пляж, от которого метрах в ста строились какие-то коттеджи. Теперь, по словам Бориса, все сильно преобразилось, коттеджи-мини-гостиницы давно построили. Пляж оборудовали. "Следят за ним, но пускают бесплатно",— хвалит он владельцев новых мини-гостиниц. Цены у него по-прежнему невысокие. Номер в сутки на троих — 1 тыс. руб. Если с питанием — 2,5 тыс. руб. на всю компанию. "Говорят, летом могут запустить чартерные гражданские рейсы на военном аэродроме в Бельбеке",— делится местными сплетнями Борис. Он очень рассчитывает на туристов и из России, и с Украины, говорит, что жильцы, которые приезжают из года в год, уже звонили из Белгорода и Липецка.
В прошлом году Крым посетили 5,9 млн туристов. По данным министерства курортов и туризма Крыма, 65,6% (3,8 млн человек) общего турпотока в 2013 году составили граждане Украины, а 26% (1,5 млн) приехали из России.
В лучшие времена, которые, видимо, и помнит Геннадий Зюганов, Крым принимал до 8 млн туристов в год (середина 1980-х). В последние годы о таких цифрах крымчане только мечтали. Из бюллетеня крымского министерства следует, что в 2012 году в 620 здравницах функционировало около 132 тыс. развернутых койко-мест, а число отдохнувших составило 1,16 млн. Сейчас министерство курортов и туризма Крыма отчитывается о 593 санаторно-курортных учреждениях и 232 гостиничных предприятиях. Однако основная доля отдыхающих, конечно, приходится на частный сектор — около 80% турпотока. На полуострове насчитывается более 3,5 тыс. мини-отелей и частных мини-пансионатов. Не говоря уже о дачах и квартирах, которые сдают на лето. По разным оценкам, в прошлом году в них остановилось почти 4,7 млн приезжих.
Тем не менее, проявляя патриотически-туристический энтузиазм, российские политики не задумываются ни о том, сколько отдыхающих готов принять в этом году Крым, ни о том, как они туда доберутся. А ведь сейчас это самый большой вопрос. Три недели назад продажи турпутевок в Крым почти полностью остановились. В туристическом поисковике Aviasales.ru указано, что спрос на авиабилеты по маршруту Москва—Симферополь в первом квартале этого года упал на 17% по сравнению с прошлым годом, при том что цены снизились почти на треть. А звонок "Денег" первому попавшемуся туроператору с просьбой подобрать тур в Крым привел в настоящее замешательство девушку на том конце провода. Придя в себя, она посоветовала бронировать тур со скидкой прямо сейчас, но с авиабилетами не торопиться: "Говорят, будут скидки".
Кто по воде, а кто посуху
В крымском министерстве курортов и туризма царит оптимизм. "В целом в 2014 году Крым планирует принять количество туристов на уровне 2013 года, порядка 6 млн человек, из которых 60-70% — россияне",— говорят там. В Ростуризме, где создана рабочая группа по Крыму, пока не разделяют энтузиазма. "Сейчас речь идет о том, как вернуть туристов, которые отдыхали в организованном секторе. Это около 1,3 млн человек. Из них 20%, то есть 260 тыс., дети,— рассказывает руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Ирина Щеголькова.— Я вчера говорила с директором "Артека". Он в ужасе, потому что лагерь пустой. В сезон они принимают 3,6 тыс. детей за смену. Вне сезона, как правило, 1,2-1,5 тыс. детей жили, учились, лечились. Сейчас никого нет".
Над вопросом, как туристы смогут попасть в этом году на полуостров, приходится думать всем, кто задействован в операции по спасению туристического сезона в Крыму. По оценке министерства курортов и туризма, в 2013 году 67% туристов приехали на полуостров по железной дороге. Что касается непосредственно россиян, как рассказали "Деньгам" в Федеральной пассажирской компании, в сезон отпусков, с июня по сентябрь, в Крым и обратно ФПК перевезла около 2,1 млн пассажиров.
Увеличить пассажиропоток нетрудно. В случае необходимости в ФПК готовы пустить дополнительные поезда. "Проблема в чем? Проблема в том, что совершенно непонятно, что будет с железнодорожным транспортом. То есть он как бы есть. Но поезда идут по территории Украины. И народ боится ехать, потому что буквально недавно ограбили поезд, который шел в Кишинев, и у всех граждан, у кого были российские паспорта, все отобрали",— рассказывает Ирина Щеголькова. Таким образом, железнодорожный путь в Крым на данный момент под вопросом.
Остается два варианта — самолет или паром через Керченский пролив. Чтобы попасть на паром, нужно сначала доехать до Таманского полуострова, причем самым длинным путем, от Ростова-на Дону через Темрюк. На форумах автомобилистов пишут, что в очереди на паром в разгар сезона можно простоять от 1,5 до 15 часов. На один паром может попасть около 20-25 автомобилей. При большом желании в автомобилях разместятся 125 человек. Плюс туристы, приехавшие к парому, например, на общественном транспорте. Однако все равно большой турпоток на пароме не организовать: в 2012 году, когда в Крым приехало рекордное за последние десять лет число туристов (6,1 млн), оборот автопассажирской паромной переправы порт Кавказ—порт Крым составил 739 тыс. человек.
Впрочем, на совещании у президента РФ Владимира Путина министр транспорта Максим Соколов сообщил, что в зависимости от погоды и загрузки судов эта переправа обеспечивает перевозку около 250 железнодорожных вагонов в сутки примерно за десять рейсов. А автомобильные паромы могут совершать 30-33 рейса в сутки. Кроме того, министр заявил, что объем перевозок по морю может быть увеличен. "Для этого есть необходимая инфраструктура в Анапе, а также соответствующие скоростные суда "Сочи-1" и "Сочи-2" по 350 человек, которые обеспечат необходимый туристический поток",— сообщил он.
В перспективе через Керченский пролив будет построен и мост с автомобильным и железнодорожным сообщением, который существенно сократит путь в Крым на автомобиле. Однако сейчас только подводятся итоги конкурса на разработку ТЭО будущего транспортного коридора. А пока придется ждать у моря парома.
Воздушный коридор
Самые большие ставки делаются на авиацию. Технически, по оценкам экспертов, с доставкой туристов самолетами проблем быть не должно. "С точки зрения пропускной способности аэропортов Крым может принимать все типы воздушных судов. Я не в курсе, какая там сейчас пропускная способность, но в советское время аэропорты там отлично работали",— говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. И действительно, в 2013 году, по данным пресс-службы международного аэропорта Симферополя, его пассажирооборот составил 1,2 млн человек, а в 1990-м — около 5 млн.
"Мы оценили, сколько понадобится регулярных рейсов в неделю — 550. Сейчас — меньше пяти рейсов,— говорит Илья Уманский, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР).— Секундочку". Он прервался, чтобы передохнуть: оказывается, мы с ним говорим по телефону, пока он поднимается в Крыму в гору. Говорит, что приехал сюда, как обычно, перед началом сезона. "Цены более чем конкурентные. По сравнению с Краснодарским краем ниже минимум на 15%. Вопрос только в том, как будет решен вопрос с авиаперевозками и ценами на авиабилеты",— говорит Уманский. На совещании у президента министр Соколов говорил, что на тот момент авиасообщение с Крымом осуществлялось тремя рейсами из Москвы, которыми "Аэрофлот" и "Глобус" перевозили примерно 400-600 пассажиров в сутки в одном направлении. Однако Минтранс уже имеет подтвержденные заявки авиакомпаний на 14 авиарейсов в сутки. "Авиаперевозка на сегодняшний день дорогая. Билет стоит от 11 тыс. до 15 тыс. руб. Туроператоры говорят: чтобы туристы полетели, нужно, чтобы билет стоил 7 тыс. руб.",— уверена Ирина Щеголькова.
Но цены на авиабилеты уже обещают снизить. Как стало известно после совещания с главой правительства Дмитрием Медведевым, авиакомпания "Трансаэро" готовится с 15 апреля начать полеты классом "Дисконт" по маршруту Москва—Симферополь. Билеты в один конец будут стоить около 4,5 тыс. руб. "Аэрофлот" о своих планах пока не говорит. Но премьер-министр Медведев уже поручил компании рассмотреть возможность задействовать свою "дочку" — лоукостер "Добролет" — для отправки туристов в Крым. Вице-премьер Козак заявил, что правительство рассматривает возможность субсидирования авиаперевозок в Крым. По его словам, предложения должны быть подготовлены к 5 апреля. Если этот вопрос будет решен, никаких специальных акций в духе "Поддержим Крым" не понадобится — люди сами с удовольствием поедут недорого отдохнуть на море.
Источник: kommersant.ru