Россия закрылась от круизов
Крупнейшие пассажирские порты и круизные компании просят власти открыть морские пункты пропуска через границу и разрешить судозаходы для иностранных туристов. По данным “Ъ”, такие поправки уже подготовил «Росморпорт». Бизнес указывает на финансовые потери от запрета и грозящие ему убытки, притом что иностранные круизные линии возобновили работу и проявляют интерес к судозаходам в РФ. Эксперты отмечают, что ситуация наносит удар по имиджу РФ как туристического направления и грозит потерей будущего пассажиропотока.
Как стало известно “Ъ”, ФГУП «Росморпорт» направило в Росморречфлот (подведомственен Минтрансу) предложения по возобновлению обслуживания круизных судов и пассажирских паромов в морских портах. Сейчас оно фактически прекращено из-за запрета на въезд иностранцев, который правительство из-за пандемии ввело 16 марта 2020 года.
«Росморпорт» подготовил поправки к соответствующему распоряжению, указывая, что в конце марта был снят запрет на въезд в РФ через воздушные пункты пропуска для граждан 16 стран, в том числе Великобритании, Швейцарии, ОАЭ, Японии и Турции.
В пояснительной записке «Росморпорт» напоминает, что сейчас операторы круизных терминалов и судов, работающие на международных маршрутах, «несут значительные экономические потери».
В Росморречфлоте и Минтрансе тему не комментировали. В Роспотребнадзоре запрос “Ъ” переадресовали в оперативный штаб правительства по коронавирусу, где отказались от комментариев.
Первым отменить ограничения предложил «Интермарин Круиз Ферри Менеджмент», специализирующийся на обслуживании круизных и пассажирских судов. Компания в своем письме в «Росморпорт» указывает, что многие круизные линии запрашивают заходы в порты РФ. В частности, «Коста Азия» планировала совершить по десять судозаходов с японскими туристами во Владивосток и Корсаков (без схода на берег). Из-за закрытия морских пунктов пропуска отменены все судозаходы в Петропавловск-Камчатский. При этом, указывает компания, в США круизы на Аляске возобновлены с июля. Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» не принимает круизные суда, также не работает паромный оператор St. Peter Line. При этом в Таллине возобновили работу круизные суда как компаний из Германии и США (26 судозаходов, более 100 тыс. пассажиров), так и скандинавские Tallink Silja Line и Viking Line (более 300 тыс. туристов). С июня из Сочи стартовала каботажная круизная линия «Росморпорта» на теплоходе «Князь Владимир», при этом турецкий оператор круизов Marebo Shipping Company в июле и августе не получил разрешения на начало работы линии Турция—Сочи.
Российские круизные порты теряют миллионные доходы, а экономика приморских регионов не получает доходы и налоги от международного туризма»,— пишет «Интермарин».
«Морской фасад» уже предложил правительству Петербурга возобновить работу морского пассажирского транспорта, сообщил “Ъ” гендиректор компании Вадим Каширин. По его словам, готовится совместное обращение городской администрации и порта в федеральные органы власти. С подобными инициативами выступают также порты Сочи и Владивостока, подчеркивает господин Каширин. Многие порты и круизные компании готовы начать работу в новых условиях и специально для этого разработали стандарты безопасности, в том числе предусматривающие ПЦР-тестирование на борту и вакцинацию персонала, добавил Вадим Каширин. По его словам, «Морской фасад» закончит 2021 год с убытком, хотя ранее предполагалось, что открытие навигации в июле—августе позволит улучшить его финансовое положение. По данным Kartoteka.ru, выручка компании в 2020 году сократилась почти в десять раз, до 111,3 млн руб., убыток составил 367,3 млн руб. против прибыли 266,1 млн руб. в 2019 году. Ранее «Морской фасад» сообщал PortNews, что действующий запрет лишает терминал 90% выручки. А в порту Сочи отмечали, что плановая суммарная выручка от судозаходов иностранных круизных линий и новых собственных линий в 2021 году составляет около 48% всех доходов от обслуживания судов.
По данным “Ъ”, с просьбой открыть морские пункты пропуска уже обращались к премьеру Михаилу Мишустину губернатор Приморского края Олег Кожемяко и Ассоциация морских торговых портов. Аналогичные просьбы к главе оперштаба Татьяне Голиковой направлял порт Сочи.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что круизные судоходные компании могут надолго вычеркнуть из своих маршрутов российские порты, которые второй год подряд отказывают в приеме пассажиров. При этом окупаемость значительных инвестиций, сделанных за последние пять-семь лет частными компаниями и государством, окажется под угрозой.
Анастасия Веденеева; Яна Войцеховская
По словам опытных путешественников, национальная кухня может поведать гораздо больше о характеристиках той или иной страны, чем самые именитые музеи
Если гости отеля или туристы, арендовавшие жилье, ведут себя чересчур громко и буянят, то хозяева и отельеры вынуждены предпринимать ряд мер