Ударный сезон
Отпускной сезон еще только начинается, а авиапассажиры уже «празднуют» его многочасовыми ожиданиями. Так, пассажиры авиакомпании «Россия» оказались запертыми на борту самолета, задержанного в столичном аэропорту «Шереметьево» на семь часов. История оказалась по-настоящему жуткой и живо напомнила пожилым пассажирам советские времена.
«У людей истерика просто. Только выехали, один захотел выйти. Возвращаемся, открываем, ждем час. Подождали, закрываем двери, полетели. Опять один захотел выйти. И так уже три раза. Уже дети с ума сходят», – рассказал один из пострадавших.
Кондиционер в стоящем самолете не работал, в результате чего температура в салоне поднялась до 35 градусов. Но представителя «России» пассажиры так и не дождались, по вполне очевидной причине: авиакомпании экономят, и кондиционер на стоянке не включают. О том, что задержка была виной именно авиакомпании «Россия», поспешила сообщить и пресс-служба аэропорта «Шереметьево», которая объяснила возникновение «шереметьевского кошмара» технической задержкой.
Примерно половина пассажиров так и не дождались вылета, и отказались от рейса. Ошибок, судя по комментарию представителя «России», было много, первой стала небольшая задержка самолета, затем от рейса начали отказываться спешащие люди, потом кончилось рабочее время экипажа. Все это по кумуляте привело к «большому черному лебедю» - отмене рейса и пересадке пассажиров на следующий, который выполнялся на следующий день. Подобные сценарии, пусть и не настолько драматичные, разворачиваются сейчас во всех аэропортах страны, хотя виновниками задержек и отмен рейсов являются, как правило, авиакомпании. Таковы реалии авиасезона-2021, который принес восстановление российского авиарынка по «жесткому» сценарию. Увеличение числа полетов и авиапассажиров привело к росту задержек авиарейсов. Опаздывают практически все, но хуже всего дело обстоит у «Уральских авиалиний», которые задержали почти половину рейсов. За первые три недели июня, судя по данным Flightradar24, из порядка 4,6 тысяч рейсов примерно 46% прибыли в аэропорт назначения с задержкой более 15 минут, в том числе 1,2 тыс.— более часа, а в ряде случаев — 10 часов. В мае авиакомпания задержала больше чем на 15 минут 34,2% рейсов, в апреле — 27%.
У других авиакомпаний ситуация выглядит более прилично, но зато в них динамика опозданий развивается куда более быстрыми темпами. Главной причиной такой ситуации стала «хрупкость» отечественного бизнеса - он не может быстро реагировать на резкие скачки спроса адекватным изменением предложения. Об этом говорит статистика использования авиапарка. В настоящее время «Уральские авиалинии» используют весь свой флот. Таким образом, в случае задержки или поломки они просто не могут выставить замену - самолетов нет. У «Аэрофлота» ситуация выглядит более гламурно, но во многом этот эффект создан искусственным путем – методом сброса всех проблемных маршрутов на своих дочек. О том, что происходит в одной из них – авиакомпании «Россия», мы уже знаем.
Сами авиакомпании пытаются мягко поделиться грузом ответственности с аэропортами, но те не спешат признавать свои проблемы. И, как правило, оказываются правы. У аэропортов всегда есть резерв по мощностям, так как они, как правило, строились на государственные деньги. И там экономить не принято. В аэропорту Симферополя вообще пустует половина терминала. По проекту здесь предусматривалась (и был построена) международная зона, которая из-за санкций не используется. Таким образом в любой момент можно увеличить вокзальное пространство в два раза, поэтому все рекорды пассажиропотока здесь практически не ощущаются. Зато отчетливо ощущается дурное влияние авиакомпании. 17 июня «мастерство» пилотов (хотя правильней было бы назвать их шоферами) авиакомпании Pegasus привело к тому, что их Boeing выкатился за пределы полосы. В результате на запасные аэродромы (Анапа, Краснодар) отправилось более 15 рейсов. А пилоты отправились отдыхать, потому что у них закончился рабочий день. Но сезон еще только разгорается. И самое интересное нас ждет в июле-августе.
Александр Кузьмин