В Турцию на отдых поедут богатые, бедных ждут забитые пляжи юга России
Как скажется открытие авиасообщения с Турцией и еще восемью странами на ситуации с отдыхом россиян? Начнутся ли «шараханья» туристов из стороны в сторону, с Крыма в Турцию и т. д.? Разрядится ли обстановка на забитых отечественных курортах — или, напротив, они останутся без заработка? С корреспондентом «Росбалта» беседует вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский.
— Илья Геннадьевич, так что конкретно изменится от того, что Стамбул снова открыт?
— Знаете, вокруг этой темы уже высказано так много эмоционального — но если начать разбираться, то окажется, что ничего такого уж особенного не происходит. Насчет того, что отечественные курорты якобы «забиты»: да, спрос, безусловно, высокий. Из-за закрытых полностью или частично границ спрос превышает стандартный, и, конечно, курорты загружены.
Но давайте сразу оговоримся: курорты были загружены и в 2019 году. У нас в целом нет ситуации, чтобы в летний курортный сезон наши черноморские направления испытывали дефицит туристов. И в этом сезоне, конечно, ситуация обострилась.
Цены на отдых на наших курортах подрастают ежегодно, так было и до пандемии. Среднегодовой рост исторически составляет где-то 5-10%. Что же в этом году? Средний чек вырос где-то в пределах 15% по сравнению с прошлым годом. Но это средняя температура по больнице, о которой надо говорить осторожно.
— А в абсолютном выражении?
— Средний чек туров по России — примерно 43 тысячи рублей с человека за тур. И вот здесь мы вновь обращаем внимание журналистов на простую истину: основной перегруз возникает в отелях уровня 3-4-5 звезд и выше.
Это естественно: тот повышенный спрос, который возник по причине закрытия зарубежных направлений: это спрос состоятельных граждан, привыкших к отдыху за границей. Это, может быть, около 20% отечественных туристов. Тех, кто платит далеко не 43 тысячи рублей.
Особенно ярко перегруз проявился в дорогом отельном сегменте, которого у нас исторически мало. Туристы с зарубежных направлений перешли на него — и он разобран до конца сезона. Повышение цен (и вот тут подчас экстремальное) произошло как раз в этом сегменте. Чем выше уровень гостиницы — тем больше подскочили цены. Дефицитный продукт, на всех не хватает. Продавцы повышают цены порой до заоблачных высот, и покупатели находятся.
— Но Турция — тоже вроде бы недорогая?
— Смотря с чем сравнивать. Относительно Мальдив Турция, конечно, недорогая, а относительно российского туризма она уже давно к дорогим принадлежит. Примерно с 2014 года, когда у нас произошла резкая девальвация рубля, мы больше не говорим, что Турция дешевле наших курортов.
Теперь для нас открывается целый ряд направлений, но Турция — основное среди них, которое и дает «влияние присутствия или отсутствия» на продажи российских путевок. Более богатые туристы начинают корректировать свои планы. Пока это не носит массового характера, мы не видим какого-то значительного числа аннуляций забронированных туров. Однако ежедневные продажи где-то как раз процентов на 20% «подсели», после заявления о том, что Турция открывается.
— А что можно сказать про небогатое большинство отдыхающих россиян?
— Отели «ниже среднего и эконом-сегмента» по большому счету загружены, как всегда. Туда турист с зарубежных направлений не хлынул — по очевидным причинам. Доля таких туристов «чуть ниже среднего» — превалирующая, их около 80%.
Вообще, на наших курортах порядка 80% приезжает во всевозможный «частный сектор». Это очень широкое понятие, куда входят комнаты в квартирах и у бабушки в домике, отели вместимостью до 50 номеров, которые просто оформлены как частные дома. Вот они-то и принимают подавляющий объем туристов. Они имеют одну-две звезды или просто не классифицированы. Повышение цен если и произошло, то в рамках «среднерыночного уровня», и ничего экстремального тут нет.
— А сама пандемия коронавируса как влияет?
— Знаете, на отдыхе люди большую часть времени находятся на свежем воздухе, что подвергает их меньшему риску, чем в офисных помещениях. «Влияние» тут было оказано в основном в прошлом году, когда были сформулированы требования к сектору по части масочного режима, измерения температуры туристов, уборки помещений, очистителей воздуха и т. д. В рамках этих требований примерно все и происходит.
— И что теперь нас ждет?
— Я считаю, что, во-первых, ничего принципиально не изменится. Открытие Турции просто «спустило пар из кипящей кастрюли». Оно снимет экстремальную нагрузку, но очевидно, что курорты в этом году будут загружены высоко и плотно. А сезон ожидается хороший. Про следующий год сложно говорить: столько изменений происходит, что планирование даже на год становится не очень уверенным.
Но этот сезон не должен каких-то рисков сформировать. Люди, которые искали что-то на российских направлениях, но при этом — из-за того, что качественных предложений не осталось или их дефицит, или цена на них неадекватная — они переориентируются на зарубежные направления, прежде всего, на Турцию. И ситуация несколько скорректируется до нормального состояния.
Леонид Смирнов