20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes
Одиннадцатого марта 2020-го президент Владимир Путин наградил миллиардера Виктора Вексельберга F 12 орденом Александра Невского «за большой вклад в работу по строительству современных аэропортовых комплексов». Принадлежащая ему группа «Аэропорты регионов» построила в чистом поле рядом с ростовской станицей Грушевской новый аэропорт Платов и инвестирует в другие провинциальные аэропорты.
Такой же награды достойны, пожалуй, все частные инвесторы российских аэропортов. Это Роман Троценко F 75, чья компания «Новапорт» тоже развивает аэропорты в регионах. Это Олег Дерипаска F 41, вложивший деньги в реконструкцию аэропортов на юге России, в том числе в Сочи. Это Дмитрий Каменщик F 46, который одним из первых в стране занялся аэропортовым бизнесом и построил новый терминал в Домодедово. Это Виталий Ванцев с партнерами, развивающие Внуково. Это Александр Пономаренко F 31, вложивший с партнерами $860 млн в Шереметьево — именно этот порт получил первое место в нашем рейтинге. Благодаря этим и другим бизнесменам (государственных аэропортов почти не осталось) в России появились современные здания, в которых в ожидании рейса можно интересно провести время — там есть что посмотреть. И все это возникло буквально за считаные годы. Восемь из двадцати аэропортов, вошедших в рейтинг, построены или реконструированы в 2017–2020 годы (без учета Домодедово, где уже два года простаивает сегмент Т2 терминала площадью 239 000 кв. м, потому что государство не может завершить работы по взлетно-посадочной полосе и перронам). Остальные терминалы немногим старше.
Из-за пандемии коронавируса аэропортам сейчас приходится работать в ограниченном режиме и нести убытки. В Шереметьево закрыты три терминала из пяти, в том числе и терминал С, который открыли в январе 2020-го. Впрочем, в интервью Forbes председатель совета директоров аэропорта Александр Пономаренко сдержанно оптимистичен: мир одолеет пандемию и ее последствия, и терминалы откроются снова.
В исследование мы включили 35 аэропортов с пассажиропотоком свыше 800 000 человек в год и у каждого из них запросили сведения по различным аспектам деятельности. Девять аэропортов данные не предоставили — в этом случае мы искали информацию в открытых источниках. Если необходимых данных в открытом доступе не было, мы присваивали аэропорту минимальную оценку по данной метрике.
В итоге мы проанализировали работу аэропортов по 18 различным метрикам, некоторые из них в свою очередь включали в себя несколько показателей. По каждой метрике каждый аэропорт получил определенную оценку. Часть метрик мы объединили в более крупные категории, суммировав оценки. Получилось шесть категорий: транспортная доступность, маршрутная сеть, сервис в аэропорту, пунктуальность, ожидание багажа, международные награды.
Категория «Транспортная доступность» состоит из оценок собственно за транспортную доступность (в течение нескольких дней три раза в сутки мы замеряли время поездки из центра города до аэропорта различными видами транспорта и стоимость поездки на такси с помощью сервиса «Яндекс.Карты»; максимум 10 баллов) и долгосрочные парковки в аэропорту (обеспеченность парковками в пересчете на пассажира и тарифы; максимум 5 баллов).
Категория «Маршрутная сеть» состоит из оценок за количество авиакомпаний, летающих в аэропорт (максимум 5 баллов), и количество направлений маршрутной сети (максимум 5 баллов).
Категория «Сервис в аэропорту» состоит из оценок за площадь терминала (5 баллов), индекс загруженности (5 баллов), оснащенность стойками регистрации (5 баллов), телетрапами (5 баллов), бизнес-залами (5 баллов), комфортность зоны ожидания (количество кресел в общей зоне и ее площадь — 10 баллов), магазины (разнообразие и площадь — 5 баллов), точки питания (разнообразие, площадь, чек за напитки — 10 баллов) — во всех этих метриках учитывался пассажиропоток аэропорта. Также в эту категорию мы включили оценки за современность (3 балла), онлайн-сервисы (3 балла), технические достижения (3 балла), архитектуру и дизайн (3 балла).
Категория «Пунктуальность» состоит из оценки (максимум 5 баллов) за пунктуальность вылетов из аэропорта. Сведения о пунктуальности мы взяли на сайте британской исследовательской компании OAG, которая специализируется на авиационной статистике.
Категория «Ожидание багажа» состоит из оценки за время ожидания багажа по прилету в аэропорт — чем меньше время ожидания, тем выше оценка (максимум 5 баллов).
Категория «Международные награды» состоит из оценки за престижные награды, полученные в 2019 году (максимум — 3 балла). Учитывались награды британской консалтинговой компании Skytrax, Международного совета аэропортов (ACI) — Airport Service Quality (ASQ) Awards, британской исследовательской компании OAG — «Лига пунктуальности 2020».
Затем мы суммировали оценки по всем категориям и включили в рейтинг 20 аэропортов, получивших наибольшее количество баллов.
1. Шереметьево
Руководитель: Михаил Василенко
Владельцы: TPS Avia (Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько, Аркадий Ротенберг), Росимущество, «Аэрофлот», ВЭБ
Интересный факт: В 2019-м Шереметьево признан лучшим аэропортом мира по результатам глобального аналитического исследования британской компании Stasher
К Чемпионату мира по футболу, который проходил в России в 2018 году, в северной части аэропорта Шереметьево завершилась большая стройка. Инвесторы вложили $860 млн в строительство нового терминала B, который появился на месте старого Шереметьево-1, и подземного межтерминального перехода, соединяющего северную зону аэропорта (терминалы B и C) и южную (терминалы D, E, F). Терминал B получил оценку пять звезд по версии Skytrax в 2019 году. А в начале 2020-го завершилась реконструкция терминала C. Теперь пропускная способность всего аэропортового комплекса составляет 80 млн человек.
2. Красноярск
Руководитель: Андрей Метцлер
Владелец: Красноярская ГЭС, которая входит в структуру «Евросибэнерго» Олега Дерипаски
Интересный факт: В аэропорту есть оборудованное место для выгула собак, а в терминале 1 установлен рояль Yamaha, на котором могут поиграть гости и пассажиры
К Зимней Универсиаде 2019 года в аэропорту построили новый терминал площадью 58 000 кв. м пропускной способностью до 5 млн пассажиров. Проектировала новый аэровокзальный комплекс немецкая компания Hochtief Airport, на счету которой 10 крупных объектов в разных городах мира, включая Дюссельдорф, Афины, Будапешт. Аэровокзал оборудован пятиуровневой скоростной автоматической системой досмотра багажа, которая позволяет просвечивать его в формате 3D. Если раньше чемоданы и сумки можно было досмотреть только сверху или сбоку, то теперь — со всех сторон. Реконструкция аэропорта оценивалась в 16,6 млрд рублей.
3. Домодедово
Руководитель: Игорь Борисов
Владелец: Дмитрий Каменщик
Интересный факт: В 2020 году Домодедово запустил сервис онлайн- заказов из магазина беспошлинной торговли — market.dme.ru
Аэропорт старается соответствовать тренду на цифровизацию. Он первым в России стал принимать электронные посадочные билеты. Эту цифровую услугу начали разрабатывать еще три года назад, а протестировали в 2018-м во время чемпионата мира по футболу. В 2019 году Домодедово внедрил электронную систему медицинского осмотра для сотрудников аэродромной службы. С помощью нее можно измерить артериальное давление и температуру, а также сделать тест на выявление возможного наркотического опьянения. Теперь медосмотр проходит всего за полторы минуты.
4. Симферополь
Руководитель: Евгений Плаксин
Владельцы: Олег Жестков (директор банка РНКБ), банк «Россия», власти Крыма
Интересный факт: Основная достопримечательность терминала — «зеленая стена», усеянная более 30 000 растений. Ее высота составляет 15 м, а длина — 110 м
После присоединения к России Украина прекратила железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом, что привело к резкому росту пассажиропотока симферопольского аэропорта. Новый аэровокзальный комплекс был введен в эксплуатацию в 2018 году. Он выполнен в форме морской волны. Проект, исполненный южнокорейским архитектурным бюро Samoo Architects & Engineers, назвали «Крымская волна», площадь комплекса — более 78 000 кв. м. Аэропорт может обслуживать до 3650 пассажиров в час. А его пропускная способность составляет 6,5 млн человек в год. Это единственный аэропорт на полуострове.
5. Платов (Ростов-на-Дону)
Руководитель: Александр Серов
Владелец: холдинг «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова» Виктора Вексельберга)
Интересный факт: Платов стал первым российским аэропортом, получившим престижный международный рейтинг 5 звезд Skytrax
Платов — крупнейший аэропорт Южного федерального округа. Общая площадь пассажирского терминала составляет 50 000 кв. м, пропускная способность — 5 млн пассажиров в год. Он был построен к чемпионату миру по футболу 2018 года и заменил аэропорт, который раньше находился в черте города. Общий бюджет проекта — почти 47 млрд рублей.
В зале внутренних линий Платова выделена специальная зона для пассажиров, которые вылетают и прибывают в страны Таможенного союза. Благодаря ей аэропорт смог ускорить обслуживание пассажиров: теперь они могут пройти паспортный контроль, минуя таможню.
6. Уфа
Руководитель: Александр Андреев
Владелец: Республика Башкортостан
Интересный факт: Код аэропорта ИАТА (UFA) полностью совпадает с названием города на латинице
Действующий терминал внутренних линий аэропорта реконструировали 13 лет назад, к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России. Тогда площадь аэровокзала увеличили почти в три раза, пропускная способность составила 600 человек в час. В 2018 году власти Башкирии решили модернизировать аэропорт. Слева от действующего терминала внутренних авиалиний строят новое трехэтажное здание аэровокзала площадью 12 500 кв. м. В его инфраструктуру добавят два телетрапа и три ленты выдачи багажа. Это позволит увеличить пропускную способность до 1200 пассажиров в час.
7. Курумоч (Самара)
Руководитель: Михаил Берман
Владелец: холдинг «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова» Виктора Вексельберга)
Интересный факт: Один из первых аэропортов, который открыл Duty Free в зоне прилета
К чемпионату мира по футболу завершились большая стройка и реставрационные работы в Курумоче, которые начались еще в 2013-м. За это время в аэровокзальном комплексе построили новый пассажирский терминал площадью 40 000 кв. м, грузовой комплекс, а также провели реконструкцию взлетно-посадочной полосы, административных зданий. Общий бюджет проекта превысил 12 млрд рублей. Теперь пропускная способность всего аэропортового комплекса составляет 5 млн человек в год. Курумоч находится примерно на одинаковом расстоянии от Самары и Тольятти и обслуживает жителей двух приволжских городов.
8. Пулково (Санкт-Петербург)
Руководитель: Леонид Сергеев
Владельцы: администрация Санкт-Петербурга; концессионер — «Воздушные ворота северной столицы» («ВТБ Капитал», «Фрапорт АГ» и Суверенный фонд Катара)
Интересный факт: Пассажиры могут зарегистрироваться на рейс на площадках крупных международных событий (ПМЭФ, Арктический форум) и в Outlet Village Pulkovo
Два года назад Пулково стал обслуживать самый большой авиалайнер в мире Airbus А380 авиакомпании Emirates. Это событие бывший руководитель аэропорта Владимир Якушев назвал историческим. Чтобы принимать все типы воздушных судов, включая A380, в аэропорту с 2010 по 2015 год провели реконструкцию. Инвестиции в размере €1,2 млрд пустили на строительство и запуск нового международного пассажирского терминала площадью 170 000 кв. м, гостиницы и бизнес-центра на привокзальной площади, комплекса автостоянок и др., а также на реконструкцию терминала Пулково-1.
9. Храброво (Калининград)
Руководитель: Александр Корытный
Владелец: холдинг «Новапорт» Романа Троценко
Интересный факт: В здании аэровокзала смонтировано небольшое искусственное футбольное поле, на котором проводятся турниры для дошкольников
Реконструкция Храброво, которая проходила в рамках подготовки аэропорта к ЧМ-2018, затянулась почти на десять лет. За это время у аэропорта сменилось несколько собственников и генеральный подрядчик, который должен был построить новый аэровокзальный комплекс, провести реконструкцию системы электро- снабжения и удлинить взлетно-посадочную полосу до 3,3 км. Теперь аэропорт принадлежит компании «Новапорт» Романа Троценко, а инфраструктура Храброво позволяет обслуживать любые типы судов, в том числе Boeing-747, принимать около 6 млн пассажиров в год.
10. Кольцово (Екатеринбург)
Руководитель: Алексей Пискунов
Владелец: «Аэропорт-холдинг» (входит в «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга)
Интересный факт: В 2019 году стал лучшим региональным аэропортом в России и СНГ по версии Skytrax
После реконструкции 2009 года общая площадь аэровокзального комплекса превысила 80 000 кв. м, а пропускная способность возросла до 8 млн пассажиров в год. Кольцово служит главной технической базой «Уральских авиалиний», а также является узловым для авиакомпании «РусЛайн». Многие годы Кольцово был пятым в России по количеству принимаемых пассажиров (после московских аэропортов и Пулково), но в 2015 году его обогнал аэропорт Симферополя. По итогам 2019-го аэропорт Екатеринбурга занял седьмое место, обогнав, впрочем, Симферополь на одну позицию.
11. Большое Савино (Пермь)
Руководитель: Султан Джармуханов
Владелец: холдинг «Новапорт» Романа Троценко
Интересный факт: В аэропорту доступна услуга Fast Track, в которую входит индивидуальное обслуживание от стойки регистрации, бизнес-зал и доставка до самолета
Большое Савино создавался как военный аэродром, на нем в 1952 году базировалась 87-я авиадивизия ПВО. В 1965 году он стал обслуживать и гражданскую авиацию. А два года спустя там построили здание аэровокзала, которое работало вплоть до 2015 года. За реконструкцию пермского аэропорта взялся новый собственник — компания «Новапорт». Возвели новый аэрокомплекс площадью почти 30 000 кв. м, пропускная способность которого составила 904 человека в час. Реконструкция аэропорта оценивалась в 5 млрд рублей.
12. Стригино (Нижний Новгород)
Руководитель: Эдуард Кошенсков
Владелец: холдинг «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова» Виктора Вексельберга)
Интересный факт: Помимо гражданской авиации, здесь базируется 675-й авиаполк особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ
Нижегородский аэропорт в начале 1920-х представлял собой деревянный терем. В середине 1960-х там соорудили под стать эпохе новый пассажирский терминал, который обслуживал пассажиров из Нижнего Новгорода (тогда город Горький) и области вплоть до середины 2010-х. Сегодня в Стригино работает новый терминал площадью 27 800 кв. м, который спроектировало английское архитектурное бюро Hintan Associates. Большая его часть выполнена в панорамном остеклении. Пропускная способность терминала — более 1,5 млн человек в год. Стоимость реконструкции составила более 4,5 млрд рублей.
13. Челябинск
Руководитель: Андрей Осипов
Владелец: холдинг «Новапорт» Романа Троценко
Интересный факт: В новом терминале установлена историческая экспозиция, посвященная жизни и работе создателя ядерного щита России Игоря Курчатова. Его именем был назван челябинский аэропорт в середине 2019 года
С осени прошлого года работает новый терминал внутренних рейсов, реконструкцию которого начали проводить в 2018 году. Его площадь составляет 16 500 кв. м — в полтора раза больше старого, а пропускная способность — 900 пассажиров в час. Теперь терминал соответствует всем современным стандартам: оборудован для обслуживания маломобильных пассажиров, внутри есть специальные зоны, где можно выпить кофе и перекусить перед вылетом. В развитие и реконструкцию аэровокзального комплекса инвесторы вложили около 10 млрд рублей. Сейчас идут работы по модернизации и расширению международного сектора.
14. Внуково
Руководитель: Дмитрий Сапрыкин
Владельцы: Росимущество, Виталий Ванцев и Владимир Скоч
Интересный факт: В 2005 году запустили первую подземную железнодорожную станцию в России для «Аэроэкспресса»
Старейший действующий аэропорт Москвы, в следующем году Внуково исполнится 80 лет. Является базовым и узловым аэропортом для авиакомпаний «Россия», «ЮТэйр», «Азур Эйр» и «Победа». Максимальная пропускная способность аэровокзального комплекса — 35 млн пассажиров в год. На его территории действуют три пассажирских терминала, один из них обслуживает спецрейсы высших руководителей России, включая президента и премьер-министра. Терминал А для внутренних и международных линий был построен в 2010 году.
15. Волгоград
Руководитель: Сергей Дмитриев
Владелец: холдинг «Новапорт» Романа Троценко
Интересный факт: Три года назад аэропорт обслужил своего миллионного пассажира впервые за 25 лет работы аэропорта
Увеличить пассажиропоток в аэропорту Волгограда до 1,5 млн человека в год удалось после масштабной реконструкции летного поля и аэровокзального комплекса, которая завершилась в 2016 году. Частные инвесторы и государство вложили в аэропорт 6,7 млрд рублей. Его пропускная способность выросла до 1450 человек в час. По пассажиропотоку он находится в третьей десятке среди российских аэропортов. Аэропорт расположен в 15 км от города. Из центра Волгограда туда пустили электропоезда.
16. Владивосток
Руководитель: Андрей Виниченко
Владельцы: холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски, оператор аэропортов Changi Airports International (CAI) и РФПИ
Интересный факт: За три дня Восточного экономического форума в 2019 году аэропорт обслужил более 52 000 человек и 608 рейсов, обработал 571 т багажа
В последний раз аэропорт реконструировали восемь лет назад: отремонтировали взлетно-посадочную полосу, построили новый аэровокзал площадью 47 500 кв. м, цех бортового питания, привокзальную территорию и т. д. Пропускная способность выросла до 3,5 млн пассажиров в год. Новые собственники, которые появились в 2016 году, решили увеличить пропускную способность на 30% и запустить вторую ВПП. Ремонтные работы, стоимость которых оценивают в несколько миллиардов рублей, планируют закончить к 2022 году.
17. Сочи
Руководитель: Сергей Филиппов
Владелец: холдинг «Базэл Аэро» Олега Дерипаски
Интересный факт: В аэропорту есть зал ожидания на открытом воздухе
Реконструкцию аэропорта провели семь лет назад в ходе подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года. Площадь нового аэровокзального комплекса составила 65 000 кв. м. Здание оборудовано энергосберегающими технологиями. На крыше установлены солнечные батареи, они обеспечивают 85% горячей воды летом и 15% горячей воды зимой. Модернизация обошлась примерно в 14 млрд рублей. Также она включала строительство нового VIP-терминала (4000 кв. м), аварийно- спасательной станции и нового контрольно-диспетчерского пункта.
18. Казань
Руководитель: Сергей Романцов
Владелец: правительство Татарстана
Интересный факт: В 2015 году аэропорт получил оценку 4 звезды по версии Skytrax
В аэровокзальном комплексе «Казань» работает три пассажирских терминала: 1, 1А и бизнес-сектор 2. Первые два — каждый по отдельности — могут принимать до 1,2 млн пассажиров в год. Инфраструктура аэровокзала позволяет обслуживать и маломобильных пассажиров. Аэропорт пять раз удостаивался премии Best Regional Airport Russia and CIS в номинации «Лучший региональный аэропорт России и СНГ», которую проводит британская консалтинговая компания Skytrax. Эта награда — эквивалент «Оскара» в авиационной отрасли.
19. Толмачево (Новосибирск)
Руководитель: Евгений Янкилевич
Владелец: холдинг «Новапорт» Романа Троценко
Интересный факт: Аэропорт Толмачево стал первым крупным региональным авиаузлом и вторым в России после Шереметьево, кто получил сертификат программы China Friendly
Толмачево — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел, его пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных — 1300. Он находится на пересечении большого числа воздушных линий, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию и Азию. Отчасти поэтому аэропорт заинтересован в привлечении партнеров и пассажиров из Китая. Даже выпустил китайскую версию официального сайта, размещенную в доменной зоне КНР. Является хабом для S7 Airlines и точкой международного почтового обмена.
20. Жуковский
Руководитель: Томас Вайшвила
Владельцы: бывший президент «Автоваза» Борис Алешин и «Транспортно- выставочный комплекс «Россия», который входит в госкорпорацию «Ростех»
Интересный факт: Взлетно-посадочная полоса Жуковского самая длинная в Европе — более 5 км
Четвертый аэропорт Москвы построили в 2016 году на базе аэродрома Летного испытательного института им. Громова. Пропускная способность терминала, имеющего площадь 17 600 кв. м, — 4 млн пассажиров в год. Владельцы намерены увеличить пассажиропоток до 12 млн пассажиров в год — построить еще один терминал, гостиницы, торговый и офисный центры. Одна из главных проблем Жуковского — транспортная доступность. Чтобы сократить время на дорогу до аэропорта, на железнодорожной станции Отдых построили платформу для скоростных электричек, оттуда пустили автобусные шаттлы.
Ирина Казьмина, Валерия Бородина, Данил Седлов