10 российских фильмов 2016-го, которые получили международные премии
24 января стали известны номинанты на главную кинопремию англоязычного мира – «Оскар». На звание лучшего фильма претендуют девять работ, пять из которых у нас уже выходили: «Прибытие», «Ла-Ла Ленд», «Скрытые фигуры», «По соображениям совести», «Любой ценой», а четыре пока нет: «Лунный свет», «Ограды», «Лев», «Манчестер у моря» . Свой оскаровский прогноз, кого считать фаворитом, мы дадим за неделю до церемонии вручения, которая состоится 26 февраля. Прогнозировать что-либо раньше, до появления внятных предварительных раскладов, — это тыкать пальцем в небо, как, к сожалению, из зимы в зиму делают большинство оскаровских гадалок.
10. «Рай»
Режиссер Андрей Кончаловский, Россия — Германия
О русской княгине-эмигрантке, которая в 1942-м попыталась спасти двух еврейских мальчишек. А также о влюбленных в нее комиссаре французской полиции – конформисте, работающем на немцев, и молодом немецком аристократе, крупном чине СС (штандартенфюрер, что по-нашему полковник), который случайно попал с проверкой в лагерь, куда отправили княгиню.
Наиболее крупный на сей момент успех «Рая» — «Серебряный Лев» за режиссуру, полученный Кончаловским на Венецианском фестивале: четвертом по значимости в мире после Каннского, Торонтского и Берлинского. Но, конечно, попадание «Рая» в лонг шорт-лист (придумывают же люди названия!), короче говоря, в «оскаровскую» девятку лучших неанглоязычных лент 2016-го — тоже большой успех.
9. «Дуэлянт»
Режиссер Алексей Мизгирев, Россия — Германия — Украина
Работа ряда известных продюсеров во главе с Александром Роднянским об отчаянном бретере, который готов биться на дуэлях даже за других.
Фильм попал на фестиваль в Торонто, который уже лет двадцать считается первым этапом оскаровской гонки. Чтобы реально участвовать в ней, надо выиграть главный Торонтский приз – зрительских симпатий. Его в этот раз получил «Ла-Ла Ленд». Ирония в том, что режиссера Алексея Мизгирева, уже имевшего успехи в киномире после фильмов «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой», с трудом пустили в Канаду. Он был приглашен фестивалем, чтобы представить свой фильм, но консульство сочло это недостаточным основанием для выдачи визы. Визу дали после скандала, вырвавшегося в прессу.
8. «Зоология»
Режиссер Иван И. Твердовский, Россия — Германия — Франция
Об участи пожилой женщины, которой надеяться не на что, пока не происходит невероятное.
Фильм получил Спецприз жюри фестиваля в Карловых Варах. В социалистические времена это был фестиваль, родственный Московскому. Они проводились, чтобы не мешать друг другу, через год. Сейчас это фестиваль, который, конечно, не входит в первую мировую пятерку, но уж точно более авторитетен и интересен, нежели московский. Вдобавок ориентирован на продвинутую студенческую аудиторию. Так что получить в Карловых Варах один из главных призов весьма престижно.
7. «Коллектор»
Режиссер Алексей Красовский, Россия
О человеке одной из самых востребованных сейчас и заодно презираемых профессий. Он мастер своего дела, но сам попадает в капкан.
Необычность в том, что это фактически монофильм Константина Хабенского. Бывают, оказывается, не только моноспектакли. Хабенский уже получил за свою роль несколько отечественных призов, в Карловых Варах его не отметили, но само по себе включение картины в престижную карловарскую программу – тоже дань качеству.
6. «Ученик»
Режиссер Кирилл Серебренников, Россия
Подросток бросает вызов конформистскому миру, протестует против стандартов действительности. Но оказывается, что в своем протесте он чересчур настырен. Он маньяк и фашист.
Это наш единственный фильм 2016-го, представленный в одной из официальных программ – «Особом взгляде» — последнего Каннского фестиваля, где он получил приз независимой французской прессы/
5. «В лучах солнца»
Режиссер Виталий Манский, Россия – Чехия – Германия – Латвия – Северная Корея
О Северной Корее. А также о том, что нас самих может ждать.
Один из наших самых премированных фильмов года. Главные фестивали уровня Каннского не рассматривают отдельно документальное кино – неигровые картины редко получают там призы. Но у фильма Манского есть награды Всемирного сообщества критиков документального кино, Будапештского, Гонконгского и ряда других фестивалей.
4. «Родные»
Режиссер Виталий Манский, Украина — Германия — Латвия — Эстония — Россия
История семьи, страны, Украины, итог которой – события 2014-2015 годов.
3. «Эликсир»
Режиссер Даниил Зинченко, Россия
Полнометражный перформанс в духе известного в конце СССР параллельного кино – не зря среди продюсеров некогда модные параллельщики Андрей Сильвестров и Глеб Алейников, а режиссер – видеохудожник Даниил Зинченко. Герои русских идей – космонавты, партизаны и сама Родина-мать ищут в былинном болотистом лесу ингредиенты для эликсира счастья. Фильм породил умные трактовки о духах леса, языческом семени и России как точке пересечения двух векторов — простора (горизонтали) и космоса (вертикали).
В чем значимость отбора. В любом случае фильм был отобран в программу «Форум» Берлинского фестиваля, посвященную всему экспериментальному, молодежному и политкорректному.
2. «Тряпичный союз»
Режиссер Михаил Местецкий, Россия
«Союз» иногда сравнивают по интонации с победившей на «Кинотавре» замечательной картиной Оксаны Карас «Хороший мальчик». Подросток знакомится с командой прикольных парней, которые именуют себя «Тряпичным союзом» и обещают изменить мир, зазывает их к себе на дачу, отчаянно пытается внедриться в их ряды. Все, как водится, складывается не так, как задумано, в том числе из-за появившейся девочки. Но фильм в целом на изумление оптимистический, романтический и иронично хулиганский.
Фильм попал в подростковую программу Берлинского фестиваля Generation 14 plus, где свои особые призы, ничего не получил, но попасть на фестиваль в Берлин – это уже здорово.
1. «Слушая Бетховена»
Режиссер Гарри Бардин, Россия
Не видев фильм, процитирую одного из коллег: «10-минутная анимационная кинопритча о том, что свободу нельзя задавить никаким катком и она все равно прорастет сквозь асфальт. Второй совместный проект Бардина с оркестром Владимира Спивакова: предыдущим был полнометражный мультфильм «Гадкий утенок».
Фильм показали в неофициальной каннской программе «Двухнедельник режиссеров», где очереди такие, что даже избранная пресса и кинобизнесмены иногда падают в обморок на ярком солнце – приоритетов тут ни у кого, пригласительных нет, билеты не продаются.
Источник: www.forbes.ru