Под стук колес: выспаться, похудеть и поумнеть
Как извлечь из путешествия на поезде максимальную пользу?
Когда в детстве, перед очередной поездкой в деревню к любимым бабушке и дедушке, родители рассказали, что на этот раз путешествие состоится не на автобусе, как обычно, а на интересном устройстве под названием поезд, и кратко объяснили особенности перемещения таким способом, я подумала, что меня разыгрывают. Ну не может быть реальностью поездка в «многоквартирном домике на колёсах», когда ты ешь, спишь и играешь, что называется, на ходу, когда за окном проносятся удивительные пейзажи, другие сёла и даже города…!
Но, оказалось, что такое быть ещё как может, и более того — в таком «домике» я в итоге проведу не один десяток часов своей взрослой жизни.
Итак, как, наверное, уже понял читатель, я люблю поезда и предпочитаю, если есть выбор, именно такой способ путешествий на дальние расстояния. И дело тут не только в аэрофобии. Даже если самолёты и стали бы оснащаться мегапарашютами и другими приспособлениями, гарантирующими стопроцентную выживаемость в любой ситуации, первое место в топе моих дорожных предпочтений всё равно бы осталось за поездом.
Более того, я почти уверена, что, если бы в нашей жизни в качестве приоритетов пропагандировались не деньги, скорость и психопатическое «быть на позитиве», а другие вещи, более душевные, спокойные и гармоничные, именно путешествия поездом — с мерным перестуком колёс и, кажется, остановившимся временем — были бы самыми востребованными и любимыми среди пассажиров всех возрастов.
Разумеется, как и у всякой вещи и явления, есть у перемещений подобным образом и минусы, подчас трудно- или вовсе непреодолимые и непереносимые (например сосед — храпун или «выпивун и друзей с собой в твоё купе приводун», но это — как вести себя в таких случаях — тема отдельной статьи, здесь же мы рассмотрим ситуацию более-менее обычной поездки: когда всё тихо и мирно и задача одна — дотерпеть до конца пути.
По моим наблюдениям, именно с таким настроем («дотерпеть, домучиться») большинство ж/д путешественников и садятся в вагоны. И это — самая главная ошибка, буквально отравляющая последующие часы (или, того хуже, дни…) и не позволяющая увидеть другие — позитивные, полезные — стороны путешествия поездом.
Итак, сначала о полезностях: явных и скрытых
1. Самое очевидное, пожалуй, для каждого: поезд — отличный способ наконец-то выспаться! Особенно если впереди многодневная дорога. Нет посторонних дел, работы, нет будильников, запрыгивающих на голову котов, зовущих гулять собак… Можно наконец дать себе волю и проспать действительно столько, сколько захочется. А если взять с собой повязку на глаза — маску для сна, — спать можно «в темноте» в любое время суток. От, возможно, шумных соседей в деле «высыпания» отлично спасают две вещи: плеер с релакс-музыкой либо ушные затычки для плавания. Проверено!
2. Поезд — неплохой способ похудеть/устроить разгрузочные дни! Да-да, именно так. Нужно лишь не поступать «как все» и не набирать с собой в дорогу пресловутых жареных куриц и дошираков, а ограничиться лёгкими кашами, орехами и фруктами, лучше всего — яблоками (что называется, не гнутся, не мнутся, не портятся…). Находясь в вагоне, мы преимущественно пребываем в сидяче-горизонтальном положении и по большей части ничего физически не делаем, калорий затрачиваем в разы меньше обычного, поэтому и еды нам требуется самый минимум. А тот «жутчайший голод», который, судя по количеству съедаемых даже за непродолжительную поездку продуктов, испытывает большая часть пассажиров, не что иное как реакция мозга на банальную скуку, самим же хозяином и вызванную.
При этом подобное переедание в поезде не только эту самую скуку усиливает, но и лишает человека энергии и шанса найти себе занятие, так как все силы организма уходят на переваривание пищи. Одним словом, получается рукотворный замкнутый круг во имя желудка. Как выжить на яблоках и чем же занять себя в пути — в следующих пунктах.
3. Любишь читать? Прекрасно! Не любишь? Самое время начать! Поезд — рай не только для книголюбов (с ними всё понятно: взял сумку с детективными многотомниками или нагрузил электронный гаджет под завязку — и вот уже и выходить пора…), но и для тех, кого процесс чтения занимает мало. Будьте уверены — в поезде займёт! Стоит только попробовать. Всё дело в таком явлении, как информационный голод. В повседневности мы постоянно окружены и перерабатываем, чаще всего сами того не замечая, горы печатной информации: от отчётов и инструкций на работе до — банально — эсэмэсок на экране телефонов.
Когда происходит вынужденное попадание в без- или малоинформационное пространство, у нас начинается своеобразная ломка: так, например, стоя в пробке, мы начинаем изучать вывески, витрины, рекламу на обочине и даже номера машин, а во время поездки в лифте — пробегать глазами инструкцию по безопасности. И это успокаивает и расслабляет.
Поезд — это крайне малоинформационное пространство и, чтобы избежать изучения сведений о том, кто, где и под каким номером упаковал ваше постельное бельё, а также какого числа была разлита по бутылкам минералка, лучше сразу взять с собой хорошую книгу.
Как определить, какая книга хорошая? Либо спросить у друзей-книголюбов, либо «погуглить» в сети.
4. Используя и сочетая информационный голод и массу свободного времени, можно не только привить себе любовь (пусть и временную) к чтению, но и заняться тем, до чего было как-то недосуг в родных пенатах. Например:
• Начать изучать иностранный язык (я это делаю каждый раз, как еду за границу, и хоть многоязычным прям говоруном не стала, но элементарные вещи спросить/понять смогу во многих странах).
• Заняться рукоделием — вышиванием, плетением из бисера и т. д. Дома на всё это может не хватать ни времени, ни терпения, ни даже желания, а вот поезд — совсем другое дело.
• Начать писать/рисовать. Никто не говорит о создании шедевров: коротенький стих, небольшой рассказ или нарисованная ручкой «калякамаляка» (вспомним о приёмах арт-терапии…) гарантированно займут ваше внимание не на один час и принесут больше пользы, чем бесконтрольное поедание запаренной лапши и бесцельное смотрение в окно.
Список возможных занятий можно продолжать, пожалуй, бесконечно, главное — захотеть провести время поездки с пользой и не бояться пробовать. В этом, кстати, может помочь «правило 5 минут» — просто скажите себе, что будете, например, пытаться рисовать свою руку не более 5 минут, и приступайте. За это время вы, скорее всего, втянетесь в процесс, ну а если нет — не беда, переходите с такой же установкой к другому занятию.
5. И наконец, поезд может подарить уникальный опыт общения и знакомства с людьми, с которыми вы бы никогда не встретились в «обычной» жизни. Либо — противоположная сторона — во время поездки вы сможете побыть в молчаливом одиночестве и спокойно подумать, помечтать… Как правило, если дать понять соседям, что вы не в настроении общаться, вас никто не будет тревожить.
Ещё один важный вопрос — стоит ли брать билет в купейный вагон и есть ли принципиальные отличия в плане комфорта у этих вариантов? Чисто на мой субъективный взгляд, отличие в купейном вагоне одно — наличие двери, что создаёт иллюзию приватности. В остальном всё то же самое: те же жарко/холодно (даже жарче, так как дверь мешает проветриванию), тот же уровень чистоты, тот же сервис. А у купейной приватности есть и существенный минус — если не повезёт с соседями, как говорится, уже никуда не денешься и придётся терпеть. Ни уйти на боковое место — их просто нет, — ни пойти «в гости» в другие купе не получится — там та же приватность. Единственное, что останется, стоять у окна в коридоре…
Одним словом, я против купе. Если позволяют средства, лучше вместо купе купить билет на фирменный поезд, в плацкарт. Там действительно есть за что переплачивать: за тот же биотуалет и кондиционер…
А теперь немного о том, что следует иметь в виду и сделать, чтобы поездка прошла как можно лучше (важный пункт — не переедать — уже был рассмотрен выше).
• Берите билеты заранее (продажа стартует за 45 суток до даты отъезда), чтобы была возможность выбрать места. Личный опыт показывает, что самые лучше места в плацкарте — это низ в 1—2-м купе-отсеке, то есть места 1, 3 и 5, 7. Во-первых, близко к входу/выходу, следовательно, быстро зайдёте, не блуждая туда-сюда и не создавая пробок, и первыми выйдете. Во-вторых, близко к баку с горячей водой для чая — не придётся тащиться через весь вагон с опасно дымящейся кружкой. В-третьих, туалет со стороны проводников всегда чище. И в-четвёртых, если выберете 1-е купе, у вас не будет соседей сбоку, так как те места обычно заняты под проводницкие хозяйственные дела: там лежат тюки с бельём, пледы и т. д.
• Если вам предстоит ехать в жаркий сезон, лучше раскошелиться на билет на фирменный поезд, то есть с кондиционером. Если такой финансовой возможности нет, отыскиваем (как вариант, в интернете) и изучаем план вагона. В стандартных плацкартных вагонах отсеки 3-й (места с 9-го по 12-е и боковые 49, 50) и 6-й (места с 21-го по 24-е и боковые 43, 44) — это купе с аварийными выходами, т. е. открыть окна, чтобы спастись от жары, здесь невозможно, и это, мягко говоря, плохо... К слову, в купейных вагонах аварийные отсеки находятся в тех же местах.
• Зимнее путешествие в плане температуры в обычном вагоне куда более комфортно, так как нагревом и остыванием воздуха проводник вполне способен управлять. Но самые комфортные в этом отношении времена года — это осень и весна. В эти периоды примерно начинается/заканчивается отопительный сезон, на полную мощность отопление ещё/уже не работает, и в вагоне в целом очень приятная температура.
• Наиболее удобный способ покупки билета на поезд — через интернет, на официальном сайте РЖД (rzd.ru) — после покупки электронную версию билета предлагается распечатать прямо с сайта, всё доступно и понятно. Это избавляет от необходимости ехать на ж/д вокзал и стоять в очереди, а также от переплат посредникам в офисах, если на вокзал ехать нет ни времени, ни возможности. Кроме того, в последний год моих путешествий при посадке электронный билет в бумажной распечатке даже не просят показывать — просто смотрят по списку паспортные данные. Таким образом, можно не бояться потерять/забыть билет.
• Если позволяют погодные условия, обязательно гуляйте на станциях с длительными стоянками. Для того чтобы не бегать каждый раз к расписанию, выпишите его себе в блокнот заранее, лучше всего — ещё дома, посмотрев соответствующий раздел на сайте РЖД. Я обычно выписываю не все станции, а только те, стоянка на которых длится более 10 минут. А чтобы не запутаться с часовыми поясами и не переводить всю дорогу часы, установите сразу московское время. Куда бы вы ни ехали, расписание составляется в часовом поясе столицы — на него лучше сразу и ориентироваться.
• Пара слов о безопасности и сохранности вещей. Здесь правило всего одно — никогда не оставляйте ценности без присмотра и не доверяйте их хранение попутчикам. Для денег и документов лучше иметь отдельную небольшую сумку, которую следует всегда (!) носить с собой, а на ночь класть в нижнюю полку (если вы едете внизу, разумеется). Ложась спать (в любое время суток), со стола и общего обзора не помешает убрать всё ценное, включая наручные часы, телефон и обувь. Лучший способ уже упоминался — «под себя». =)
• И напоследок немного о гигиенической составляющей. Да, поездка на поезде не самое «чистое мероприятие», но при умном и продуманном подходе и не самое грязное. И, если вы запасётесь гигиеническими салфетками для разных мест, не будете пренебрегать чисткой зубов, умыванием, обтираниями и т. д. каждые вечер и утро, станете содержать в порядке постель и регулярно делать в своём купе влажную уборку, есть все шансы выйти в мир опрятным и даже свежим. Как говорится, было бы желание!
Подытоживая всё вышенаписанное: берите билет на поезд заранее, не устраивайте в пути гастрономических праздников, а лучше займитесь чем-то полезным. И самое главное, не смотрите каждые 5 минут на часы с немым вопросом: «Ну скоро уже??!» При таком настрое время имеет особенность замедляться. =) Отнеситесь к ситуации спокойно: вне зависимости от вашего настроения и желания поезд прибудет по расписанию, а вот каким вы из него выйдете — отдохнувшим и радостным либо осунувшимся и дёрганым — зависит только от вас самих.
Источник: www.moya-planeta.ru
Советуют манси, экстремалы, врачи, депутаты и бомжи |