Пассажирам хотят вернуть курилки
Специальные места для курения могут вновь появиться на вокзалах и в аэропортах
Изолированные места для курения могут вернуться в московские аэропорты и появиться на вокзалах. Соответствующие поправки содержатся в законопроекте, который депутаты Госдумы рассмотрят после 14 сентября. За возврат курилок выступили и в самих аэропортах. В то же время противники поправок утверждают, что за проектом стоит табачное лобби, а сам вид курящих людей сведет на нет все усилия по пропаганде здорового образа жизни.
Первым делом — самолеты
Во второй половине сентября Госдума рассмотрит ряд документов, посвященных «антитабачному» закону. Один из законопроектов предусматривает
возврат изолированных мест для курения в «стерильной зоне» аэропортов и создание отдельных курилок на территории железнодорожных вокзалов.
«Если есть специально оборудованные помещения, то дым не влияет на окружающих, не мешает им. Во-вторых, хотим мы того или нет, но люди не могут бросить эту привычку сразу, и вынужденный длительный отказ от курения ставит их в унизительное положение, заставляет мучиться. Кроме того, в аэропортах после закрытия курилок все стали курить в туалетах, мы же не будем к каждому писсуару приставлять полицейского», — рассказал «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.
Впрочем, противники подобных поправок неоднократно утверждали, что
никакой дискриминации прав курильщиков не происходит, поскольку курение не является физиологической потребностью.
«Люди едут в поездах, летят в самолетах через океан, наконец, спят, и нормально себя чувствуют без сигареты», — аргументирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Минздрав предупреждает, что со стороны ведомства инициаторы возврата курилок поддержки не дождутся. «Мы не только возражаем против отмены курения в аэропортах, но и на международных мероприятиях, где нет запрета на курение, мы все время побуждаем наших коллег к введению такого запрета, чтобы не было соблазна вернуться к курению в аэропортах», — заявил замминистра Дмитрий Костенников.
Против возврата зон для курения выступили и московские депутаты. «Я считаю, что это очередная поблажка, которая не способствует улучшению здоровья людей, потому что мы за два года получили феерические результаты: 17% населения бросили курить, мы снизили количество сердечно-сосудистых заболеваний на 10%. Это очень хорошие результаты, и я считаю, что нам надо держаться того же направления. Здоровье населения на 50% зависит от образа жизни», — сообщила председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова.
В свою очередь, Сергей Калашников отметил, что если пассажиров коробит вид курящих, то стенки курилок можно сделать непрозрачными. «Но вообще в таких местах людей просто не видно из-за клубов дыма», — сказал он.
Запретный полет сладок
Напомним, существующее законодательство запрещает курение на территории транспортных объектов (аэропортов, вокзалов, станций метро) и в радиусе 15 м от них. После того как закон вступил в полную силу, все изолированные места для курения в аэропортах были закрыты (на вокзалах их и не было, но на платформах курить теперь стало нельзя). Дольше всех продержалась курилка в Шереметьево — она продолжала работать в полулегальном режиме еще несколько месяцев, и понадобилось несколько депутатских запросов, чтобы закрыть ее окончательно.
Перед зданиями аэропортов были оборудованы зоны для курения — с разной степенью продуманности. Например, в Домодедово урны с пепельницами остались на прежнем месте, между входными дверями, в теплое время года можно с комфортом разместиться на лавочках. А, к примеру, в Шереметьево урны отодвинули на положенные 15 м на протяжении всего фасада здания. При этом пассажиропотоки идут таким образом, что «разрешенных» урн просто не видно, особенно если приезжать на машине, поэтому пассажиры все равно дымят у входов, прямо под запрещающими наклейками.
После закрытия курилок администрация аэропортов столкнулась с неприятными, но закономерными последствиями.
Пассажиры начали курить в помещениях, не предназначенных для этого. Особенной популярностью стали пользоваться комнаты матери и ребенка и туалеты для маломобильных граждан.
По словам представителя аэропорта Внуково Елены Крыловой, курящие пассажиры выбирают эти комнаты, потому что они закрываются изнутри. Работавшие во Внуково курилки были «оснащены современным дымопоглощающим оборудованием», добавила она, попросив «цивилизованно вернуть те комнаты, что у нас были, и дать возможность людям, как в европейских аэропортах, курить в специально отведенных местах».
Начальник службы по взаимодействию с госорганами аэропорта Шереметьево Сергей Елисеев ранее говорил, что после закрытия курилок резко выросло число жалоб на задымленность и запах табака в туалетах, а также на распространение запаха в терминалах. «Впервые за весь период участия Шереметьево в программе Международного совета аэропортов (ACI) в анкетах пассажиров снизилась оценка качества услуг. Количество жалоб на отсутствие курительных комнат в терминалах постоянно растет и на данный момент составляет около 15% от общего количества обращений», — добавил он.
В аэропорту Домодедово от призывов к возврату курилок воздержались. «Наша позиция по данному вопросу сводится к соблюдению требований законодательства и обеспечению комфорта для пассажиров», — подчеркнули в пресс-службе аэропорта.
Отметим, что в большинстве европейских стран, в том числе известных строгой антитабачной политикой, курилки в аэропортах все же разрешены. Они могут находиться в самом дальнем конце терминала, указатель к ним может быть один и хорошо спрятанный, или же, напротив, они могут быть в виде стеклянного куба у всех на виду, что добавляет дискомфорта курящим, — но все они отличаются плотно закрывающимися дверями и хорошей системой вентиляции.
Что касается железнодорожных вокзалов, то, например,
в Германии есть специальная разметка на платформах, в стороне от основного пассажиропотока, где курящие люди не будут мешать окружающим.
А на железнодорожных вокзалах во Франции разрешено курить на всем протяжении платформы, если она на открытом воздухе.
Приключения «электроники»
Пока законопроект только готовится к рассмотрению, в аэропортах продолжают закручивать «антитабачные» гайки. В частности, согласно новым правилам Международной организации гражданской авиации (ICAO),
провозить электронные сигареты и зарядные устройства к ним можно только в салоне самолета, то есть в ручной клади.
Такое решение было принято в связи с тем, что нагревательные элементы электронных сигарет несколько раз случайно активировались в багаже, что приводило к возникновению пожаров в багажных отсеках.
Электронные сигареты пока официально не добавлены в перечень опасных для перевозки грузов, однако аэропорт Домодедово уже ввел соответствующий запрет. В Шереметьево и Внуково пока решили его не вводить, а дождаться официального предписания от Минтранса.
Более того, в Совете Федерации намерены осенью поднять вопрос о полном запрете электронных сигарет по аналогии с алкоэнергетиками, запрещенными к продаже в Москве и Московской области с весны 2015 года. По словам инициаторов такого решения, электронные сигареты «подсаживают» людей на настоящие табачные изделия, а также формируют моду на курение среди молодежи за счет ароматных добавок.
Интересно, что некоторые лоукост-авиалинии сделали электронные сигареты источником дополнительного заработка. В частности, в компании Ryanair за отдельную плату пассажирам еще два года назад разрешали выкурить электронную сигарету в укромном месте в салоне самолета.
Статус электронных сигарет в России до сих пор четко не определен. С одной стороны, из кафе и других закрытых помещений за «курение» таких устройств не выгоняют и не штрафуют. С другой, как уточнил Сергей Калашников, формально пользоваться электронной сигаретой в тех же аэропортах запрещено.
«На электронные сигареты распространяются такие же ограничения, как и на обычные табачные изделия.
Правда, табачные компании уверяют, что создали какие-то новые электронные сигареты, которые не сжигают табак, пусть и в микроскопических дозах, а действуют по системе выпаривания, но исследований пока нет и утверждать, что они вообще никак не действуют на окружающих, нельзя. Поэтому статус электронных сигарет, пока не будет исследований, законодательно меняться не будет», — резюмировал депутат.
Источник: www.gazeta.ru