Переправа работает без сбоев
Пока в порту "Кавказ" нет даже намека на повторение прошлогоднего коллапса
Фото: Андрей Кошик/«Газета.Ru»
Керченская переправа, контроль над которой перешел к властям Крыма, в этом году пока работает без сбоев. Здесь созданы удобные и вместительные перехватывающие парковки, спросом пользуются электронные билеты, а на отремонтированных причалах работают вместительные греческие паромы. Пробок, в которых прошлым летом туристы стояли до двух суток, здесь пока нет. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на обеих сторонах пролива, чтобы увидеть, как устроена важнейшая транспортная артерия в преддверии пика сезона.
Паром и кризис
После замены Единой транспортной дирекции, замкнутой на Минтранс России, на подчиняющуюся крымским властям «Морскую дирекцию» работа Керченской переправы изменилась.
На автостанции порта «Кавказ» оживленно: несколько десятков человек ждут рейсового автобуса и отправления по единому билету. Добраться отсюда в Краснодар проблемно. Таманский полуостров — тупиковый, общественный транспорт сюда заезжает нечасто. Последний автобус в краевую столицу отходит в 17.00. Купить единый билет, если дальше не едешь на поезде, нельзя.
Вокруг несколько ларьков со стандартным набором: газировка, чипсы, шоколад. Удивил строительный вагончик с табличкой: «Душевая кабина». Пять минут душа стоят 50 руб., но сейчас он закрыт.
«В Крыму чай-кофе дороже», — серьезно предупреждает продавщица, предлагая свой товар.
Тут же немолодая пассажирка с кем-то обсуждает по телефону: «Какой шторм? Кто говорит? У нас спокойно, я сама полночи не спала, переживала, что паромы ходить не будут».
На Кубани прошли нешуточные ливни, подтопило улицы в самом Краснодаре, поэтому люди боялись закрытия переправы. Но здесь, несмотря на затянутое облаками небо, хорошая погода.
Вторая по популярности тема среди ожидающих — кризис.
«Я экономить ее заставлю по полной программе!» — делится семейными делами с подругой женщина средних лет.
«Против такого дорогого санатория была против, но она настояла», — разводит руками следующая собеседница.
На площадке перед морским вокзалом встречает начальник отдела взаимодействия с органами власти, СМИ и обращениями граждан ООО «Морская дирекция» Сергей Бородин.
«В этом году выстроена логистика: идет разграничение мест продажи билетов, проведения досмотровых мероприятий, формирования судовой партии и погрузки», — объясняет он, подводя к парому. У причала стоит белоснежная «Победа», под коротким красным названием которой проступает закрашенная греческая надпись: «Протопорус VI».
Как происходит переправа? Приезжает человек со стороны Краснодарского края, и ему нужно переправиться в Крым. Он попадает на накопительную площадку рядом с поселком Ильич. Там проходит регистрация машины.
Если пассажир приехал с заранее купленным электронным билетом, он показывает распечатанный талон или приобретает билет на месте. Это две разные очереди.
Затем пассажирам выдают талон очереди, сотрудник обмеряет машины (в зависимости от длины меняется цена), и они ждут команды на отправку сюда.
Покупка электронного билета дает возможность заранее спланировать отдых. Например, указать, что приедете в такой-то день, в такой-то промежуток времени. В указанное время по отдельной очереди вы точно попадете на паром.
Обмануть санкции
Ходят суда примерно каждые 40 минут.
«Максимальная очередь в этом году составляла не более 300 машин, ожидание от момента прибытия до отправки в порту в пиковую нагрузку может занять до трех часов. Сюда же входят технические моменты — замер машины, выдача талона, покупка билета и само ожидание отправки», — уточнил Бородин.
По его словам, накопительная площадка в поселке Ильич на 1800 мест стала ключевым элементом логистики, позволяющим оперативно формировать партии на отправку, а не растягивать очередь из машин по всей трассе. На площадке есть медпункт, кафе, комната матери и ребенка, несколько магазинов.
Сейчас на Керченской переправе заняты четыре парома большой вместимости — «Победа» (греческий «Протопорус VI»), «Крым», «Олимпиада» и «Протопорус IV».
Отдельный восьмой причал принимает большегрузы на суда «Гликофилуоса» и «Майор Чапичев» (греческий «Гликофилуоса-II» назван в честь героя Великой Отечественной войны, крымчакского поэта Якова Иегудовича Чапичева). В Керчи на приколе стоят паромы «Севастополь» и «Николай Аксененко»: их используют в пиковые нагрузки при увеличении потока туристов. Пока резервные судна не требовались.
«На 12 часов дня, — представитель «Морской дирекции» читает со смартфона свежую информацию, — в порту «Кавказ» с учетом всей логистической цепочки 35 легковых автомобилей, 3 автобуса и 15 большегрузов. На стоянке в Славянске-на-Кубани еще 23 фуры».
Максимальный поток пассажиров на середину июня составил 13 тыс. человек в сутки. Это почти в четыре раза меньше пропускной способности: 50 тыс. пассажиров в обоих направлениях и до 10 тыс. легковых машин.
«10 июня торжественно встретили миллионного пассажира в этом году. За это же время переправлено порядка 300 легковых автомобилей, — уточнил Сергей Бородин. —
Ожидается, что за сезон через переправу пройдет более 3 млн туристов, как и в прошлом году. По легковым машинам цифра будет ниже, сказывается негатив сезона-2014, люди выбирают единый билет на общественном транспорте.
Напомним, что в прошлом году спасителями переправы стали вместительные греческие паромы (в том году начинали работать два крохотных судна «Ейск» и «Керченский-2»). Чтобы не возникло проблем с санкциями, судна ходят под российским флагом на условиях тайм-чартера. Судовладелец находится в России, на паромах российская команда. Единственным исключением стал работавший прошлым летом «Ионос», владелец которого решил забрать паром с Керченской переправы.
Цены — украинские
«Проведя анализ ошибок прошлого года, мы ввели в эксплуатацию новые накопительные площадки, реконструировали морские терминалы портов «Кавказ» и «Крым», привлекли новые паромы. В прошлом году на кубанской стороне работали только причалы третий и четвертый, — продолжает собеседник «Газеты.Ru». — В этом добавили еще седьмой и восьмой. В порту «Кавказ» в два раза увеличили плавпричал, сейчас порт одновременно принимает два судна, но при необходимости есть место и для третьего».
Каждый из четырех паромов совершает за день восемь рейсов. Новшеством стала и работа переправы по расписанию: не ждут, когда судно полностью наполнят машины и люди, а отправляют в указанное время.
5,5 км Керченского пролива они преодолевают за 20–30 минут.
«Морская дирекция» готовится и к изменению потока отдыхающих: если сейчас едут из материковой России в Крым, к концу сезона направление изменится. В керченском порту Сергей Бородин показывает засыпанный щебенкой участок с работающими экскаваторами: в августе здесь откроют такую же накопительную площадку, как и в поселке Ильич.
Цена на переправу, к слову, не изменилась не только с прошлого года, но и с украинских времен: 162 руб. для пассажиров и до 2,5 тыс. руб. за длинный автомобиль.
Источник: gazeta.ru
Особой, и признаться, заслуженной популярностью, на рынке недвижимости за границей, среди русских инвесторов пользуется одна из республик бывшей Югославии Черногория