USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Минкультуры хочет проверять частные музеи и хранилища

Для профилактики и борьбы с кражами ценных экспонатов ведомство просит дать ему полномочия на проведение внеплановых проверок государственных и частных коллекций

Текст: Андрей Гридасов, Олег Кармунин
Фото: Сергей Максимишин

Минкультуры хочет проверять частные музеи и хранилища

Минкультуры озаботилось сохранностью уникальных экспонатов и культурных ценностей в музеях, архивах и библиотеках. Министерство просит дать ему полномочия проводить внеплановые проверки не только государственных, но и частных коллекций. Поводом для такой проверки может стать сигнал о том, что есть риск кражи, утраты или повреждения ценных экспонатов. Представители частных экспозиций говорят, что они сами в должной мере обеспечивают защиту и сохранность экспонатов, поэтому воспринимают инициативу Минкультуры как попытку усложнить им жизнь.

В министерстве подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля». В документе идет речь о дополнительном контроле и защите уникальных коллекций и экспонатов, хранящихся в государственных и частных музеях, архивах и библиотеках.

Минкультуры обеспокоено тем, что в музеях регулярно выявляются различные нарушения правил пожарной безопасности, хранения и антикриминальной защиты, что может привести к похищению, повреждению или уничтожению ценных экспонатов. В министерстве считают, что руководство музеев зачастую не осознает все риски либо вообще ими пренебрегает, надеясь только на средства технической защиты. Сами случаи пропажи экспонатов могут надолго оставаться в тайне, потому что к ним почти всегда причастен персонал музеев и библиотек, а проверки проходят редко.

Минкультуры регулярно получает сигналы о различных нарушениях в хранилищах, которые могут привести к пропаже и уничтожению экспонатов, однако не имеет полномочий проводить внеплановые проверки. В связи с этим министерство просит предоставить ему такие права. Если законопроект будет утвержден, то Минкультуры получит полномочия проверять не только государственные архивы, библиотеки и музеи, но и частные.

— Инициатива Минкультуры России связана с отсутствием у контролирующих органов в настоящее время полномочий по проведению внеплановых проверок при поступлении информации об угрозе причинения вреда, либо утраты музейных, архивных, библиотечных культурных ценностей, либо о причинении такого вреда, утрате культурных ценностей, — рассказал «Известиям» директор департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Владимир Цветнов. — Это позволит Минкультуры России принимать надлежащие меры по предупреждению утраты культурных ценностей.

По его словам, по состоянию на 2 февраля 2015 года в базе данных содержится информация о более чем 17 тыс. пропавших, утраченных и похищенных культурных ценностей. Минкультуры России проводит постоянную работу по их поиску.

По мнению правоведов, инициатива Минкультуры выглядит логичной, однако они призывают тщательно ее проработать, чтобы защитить права частников.

— Я не вижу противоречия с законом в том, что министерство собирается проверять частные музеи, — заявил «Известиям» бывший генпрокурор России Юрий Скуратов. — Если речь идет об экспонатах, относящихся к национальному достоянию, и угрозах их утраты или повреждения, то это делать нужно. Например, подобный правовой режим регулирования есть в Италии.

По словам Скуратова, законопроект необходимо тщательно проработать с учетом российской специфики.

— Необходимо учитывать отечественную практику проверок, когда они могут сопровождаться злоупотреблениями, вымогательством, коррупцией, — пояснил Скуратов. — Для защиты частных музеев от таких случаев, как мне кажется, необходимо прописать норму обжалования в законном порядке действий проверяющих.

Потенциальные «клиенты» Минкультуры относятся к инициативе неоднозначно.

— Самое главное — сохранить уникальные произведения искусства. Поэтому я только приветствую госинспекции, — заявил «Известиям» художественный руководитель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов. — Что касается нашей организации, мы открыты любым проверкам — пусть приходят хоть каждый день, ради бога. Но вообще я считаю, что лучше упреждать халатность, чем потом разбираться с ее последствиями. Музейщиков нужно обучать нормам хранения в том случае, если в этой сфере существуют какие-то проблемы. В нашем музее с хранением предметов полный порядок.

— Я полагаю, что вторгаться в частную сферу некорректно, поскольку многие частные коллекционеры не афишируют свои коллекции, — рассказала «Известиям» исполнительный директор галереи «Проун» Дарья Макарова. — У нас все вещи хранятся в хорошем состоянии, а условия соответствуют международным нормам. Мы можем показать инспекторам систему климат-контроля и пожаротушения, однако для того чтобы показать сами произведения искусства, потребуется согласование с их владельцами.

Похожего мнения придерживается Ольга Бузина, директор по развитию Музея Фаберже, в котором хранится 13 пасхальных яиц его работы и более 4 тыс. других экспонатов.

— Безусловно, яйца Фаберже являются шедеврами русского и мирового искусства, но они находятся в частной собственности, — пояснила «Известиям» Бузина. — Наш музей является частной инициативой, так что я не очень понимаю, каким образом и на каком основании Минкультуры собирается его инспектировать.

По ее словам, хранение таких экспонатов требует серьезной работы. Их постоянно осматривают страховые компании, а специалисты поддерживают необходимые условия хранения. Инспектирование в музее гораздо более серьезное, чем в государственных учреждениях.

— Я не думаю, что в нашем случае есть повод что-то инспектировать, потому что все самые важные предметы представлены в нашей экспозиции. Можно просто прийти и посмотреть, — добавила Ольга Бузина. — Гораздо больше вопросов должно вызывать частное хранение, когда шедевры живописи находятся в квартире у коллекционера и не имеют должного регулярного ухода.

— Опасаться комиссии из Министерства культуры не нужно. Гораздо страшнее — пожарная инспекция. Насколько я понимаю, смысл этой инспекции в том, чтобы обеспечить сохранность предметов, — рассказал «Известиям» исполнительный директор столичной галереи «Арт-деко» Рауль Агрба. — У нас частный музей, поэтому мы озабочены условиями хранения предметов не меньше, чем госучреждения, все меры для этого у нас приняты. У нас есть даже специальная несгораемая комната-хранилище, как в банке, куда можно помещать самые ценные вещи. Все предметы в нашей галерее хранятся легально, они куплены на аукционах с аннотациями и предысторией.

В 2006 году в ходе внеплановой внутренней проверки в Государственном Эрмитаже была обнаружена пропажа 221 предмета на сумму 130 млн рублей. Уголовное дело о краже культурных ценностей получило широкий общественный резонанс. В связи с инцидентом президент Владимир Путин дал правительству поручение создать комиссию по комплексной ревизии культурных ценностей во всех государственных музеях. Тогда комиссия с участием Министерства внутренних дел (МВД), Министерства культуры, Федеральной службы безопасности и Генпрокуратуры выявила многочисленные нарушения в работе музеев России. Сама комплексная проверка в российских музеях проходила с 2007 по 2010 год. Тогда инспекция в 1881 музее (97% от общего числа музеев РФ) обнаружила недостачу 242 тыс. предметов, из которых только 24,5 тыс. находились в розыске по линии МВД.

Источник: izvestia.ru

Также в рубрике
Порядка 380 экспонатов представил Государственный Исторический музей (ГИМ) на выставке "Фаберже и придворные ювелиры", которая открылась в понедельник в филиале музея в Туле
 0

Минкультуры РФ подсчитает памятники 1920-1930-хх годов по всей стране

 0