Места для новых памятников
Столичные власти планируют разработать методику подбора мест размещения памятников в городе в зависимости от типа объекта, его размера, тематики и стилистики
Столичные власти планируют разработать методику подбора мест размещения памятников в городе в зависимости от типа объекта, его размера, тематики и стилистики. Как рассказал «Известиям» источник в Москомархитектуре, будет сформирован единый подход к определению места, где лучше впишется, например, стела, арт-объект или мемориальная доска. Архитекторы отмечают, что сейчас некоторые монументы установлены бездумно и портят вид города — в частности, памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре.
— Нужно провести анализ существующего размещения объектов декоративно-монументального искусства в Москве и на его основе разработать методику подбора мест для тех или иных видов памятников, — сказал источник в Москомархитектуре.
В ведомстве считают, что при установке памятников «нужен одинаковый подход» и правила размещения должны зависеть от типа объекта, его размера, тематики и стилистики, чтобы он гармонично вписывался в окружающую среду.
— Есть, например, высокие памятники, поэтому один из критериев — это габариты, — говорят в Москомархитектуре. — Есть понятие «арт-объект», он будет хорошо смотреться в парке и сквере, а есть какие-то исторические, событийные памятники или мемориальные доски.
В феврале 2015 года Москомархитектура планирует объявить конкурс на разработку «схемы размещения объектов монументально-декоративного искусства на территории Москвы» стоимостью чуть более 22 млн рублей.
Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова считает, что сейчас многие памятники в Москве стоят не на своем месте и портят облик города.
— Непонятно, почему памятник казахскому поэту Абаю в 2006 году был установлен на Чистых прудах — это решение не может быть объяснено ни исторически, ни с градостроительной точки зрения. «Дикая» скульптура стоит рядом с классическим особняком и никак не вписывается в архитектурный стиль, — говорит она.
Харитонова также вспомнила, что памятник Пушкину исторически стоял на Тверском бульваре.
— Он был поставлен на народные деньги. Знаменитое открытие состоялось на Тверском бульваре в районе улицы Тверская. Именно это место описывается во многих произведениях русской литературы. Так что памятник нужно обязательно с Пушкинской площади вернуть на место, — говорит Харитонова. — Тот же памятник Дзержинскому на Лубянке держал пространство. Но его демонтировали, и на его месте ничего не установили.
Руководитель «Моспроекта-5», экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко считает, что столичные власти вынуждены прописать нормативы для установки памятников из-за существенного снижения уровня современных архитекторов и скульпторов.
— В эпоху Возрождения, когда были поставлены величайшие памятники, никаких правил не существовало. Это дело архитекторов — создать творение, исходя из того места, где он будет стоять. Важно, например, понять, в какой манере должна быть скульптура — в современном стиле или классическом. Если она воспринимается на фоне неба, то ее нужно выполнить чуть большего размера, поскольку воздух «съедает» пространство. Высота памятника тому или иному вождю должна быть не меньше 25 м с постаментом, чтобы он всегда возвышался над смотрящим — так будет подчеркнута величественность человека. В то же время писателей, наоборот, принято «ставить на землю», подчеркивая их близость к народу, — рассказывает эксперт.
По мнению Ткаченко, памятников не может быть установлено слишком много.
— В небольших европейских городах зачастую скульптур больше, чем в Париже или Лондоне, поскольку там ценится каждая выдающаяся личность и власти не жалеют средств на возведение им памятников, — говорит Ткаченко. — Памятников никогда не будет достаточно, тем более что многие из них становятся символами города, как, например, Русалочка в Копенгагене. О монументах начинают слагаться легенды, возникают анекдоты, забавные случаи.
По данным департамента культурного наследия, на территории Москвы расположено около 700 произведений монументального искусства, установленных в разные годы.
Отметим, что на реставрацию и содержание монументальных скульптур приходится меньшая часть бюджетных средств, которые Москва выделяет на сохранение объектов культурного наследия. Так, в 2014 году потрачено порядка 150 млн рублей — на эти средства были отремонтированы около 30 памятников, в частности, памятники Дзержинскому, Лермонтову, Герцену и Огареву, Ломоносову, Менделееву, Окуджаве и др. При этом всего на реставрацию памятников архитектуры из бюджета города было выделено 7,8 млрд рублей.
Согласно закону Москвы «О порядке возведения произведений монументально-декоративного искусства городского значения», предлагать установить тот или иной объект могут граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Заявки «должны содержать сведения о виде и теме произведения, предлагаемом месте расположения и источниках финансирования работ по его сооружению». Окончательное решение о том, какие скульптурные памятники возводить в столице, принимается на заседании комиссии по монументальному искусству Мосгордумы.
— Каждое заседание мы обсуждаем около десяти предложений, — говорит председатель комиссии Лев Лавренов. — Какие-то общественные объединения, организации, благотворители предлагают поставить памятник. Нам поступает заявка уже с заключением Москомархитектуры, департамента культуры и департамента культурного наследия. В случае одобрения думой сначала изготавливается макет, при необходимости он дорабатывается, после чего приступают к изготовлению.
Лавренов отметил, что из-за отсутствия финансирования уже утвержденные памятники иногда не возводятся в течение 5 лет.
— Часто количество устанавливаемых памятников зависит от финансирования, поскольку на одну небольшую скульптуру уходит обычно 7–10 млн. Некоторые памятники, которые должны устанавливаться за счет бюджета, временно отложены, — говорит депутат.
По мнению Лавренова, сейчас памятники нужно возводить в спальных районах, поскольку в исторической части города их установлено уже очень много.
Большинство памятников, которые предлагалось поставить в 2014 году, были связаны с военной темой — памятный знак в честь 70-летия Великой Победы, памятники «Матерям-вдовам Великой Отечественной войны», «Всем отдавшим жизнь за Отечество», «Воинам- победителям», мемориал памяти участникам военных конфликтов, — а также посвящены деятелям искусства и историческим личностям: памятники Цветаевой, памятник варяжским князьям Рюрику, Синеусу и Трувору и др. В конце года было решено установить памятник князю Владимиру по случаю 1000-летия его смерти. А на заседании комиссии 10 февраля этого года будет обсуждаться вопрос о возведении памятника скончавшейся оперной певице Елене Образцовой.
Скульптор, автор таких объектов в Москве, как памятники Окуджаве, Бродскому, Гайдару и других, Георгий Франгулян считает недопустимым вмешательство в творческий процесс со стороны властей.
— Любые регламенты влияют на качество творческого произведения: в рамках каких-то правил невозможно создать нечто новое. Москва — слишком большой город, чтобы устанавливать ограничения: у нас пустые районы, туда можно поставить тысячи памятников, — считает Франгулян. — А взаимосвязь с пространством и архитектурой входит в круг профессиональных задач скульптора. Например, моя композиция из семи скульптур «Белый город», которая была открыта в 2014 году на площади перед бизнес-центром «Белая площадь» у метро «Белорусская», призвана «примирить» огромные здания с масштабом человека, движущегося по этим тротуарам.
Сейчас Франгулян ведет работу над памятником Шостаковичу, который будет установлен на верхней террасе Дома музыки в 2015 году.
— Уже сделаны эскизы и рабочая модель, — рассказывает мастер. — Сейчас я приступил к созданию объекта в натуральную величину в глине. Ведь сначала скульптура выполняется в глине, потом снимаются формы, следующая стадия — воскование, и только потом — отливка из бронзы. Ориентировочно я закончу работу в мае-июне. Памятник будет соответствовать окружению, а также образу самого Шостаковича и характеру его музыки. Определенная ритмика, акцентирование, формы будут передавать его музыку.
В столице то и дело возникают споры о необходимости того или иного монумента. Одним из самых неоднозначных объектов считается памятник Петру I Зураба Церетели, который появился в Москве в 1997 году. С первого дня установки общественность высказывалась против этого монумента — на его снос даже собирались народные деньги. В 2010 году и.о. мэра Москвы Владимир Ресин предложил подумать о переносе памятника в другое место. Стоимость переноса оценили в 1 млрд рублей, после чего от затеи было решено отказаться.
Снос памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянке в 1991 году стал символом распада СССР. Однако после его демонтажа к комиссии по монументальному искусству Мосгордумы неоднократно обращались с предложением вернуть его на историческое место. Сейчас статуя Дзержинскому, как и многие другие снесенные памятники, расположена в парке «Музеон». Всего на Крымской набережной расположены более 900 объектов как советской эпохи, так и современных авторов.
А в конце 2014 года Мосгордума отклонила инициативу о замене памятника маршалу Георгию Жукову, установленному на Манежной площади. С предложением перевезти статую к Музею Жукова в Калужской области, на родину маршала, обратился Комитет памяти маршала Советского союза Г.К. Жукова.
Известия: izvestia.ru
«Русский авангард» — от Александра Родченко до Гриши Брускина