В Третьяковской галерее показывают «Магию тела»
Обнаженную натуру от Ларионова, Серебряковой, Петрова-Водкина и Серова выставили в Лаврушинском переулке
В Третьяковской галерее открылась выставка «Магия тела. Рисунок конца XIX — XX веков». Она стала второй частью масштабного проекта, посвященного жанру ню: первая — «Живопись и скульптура XVIII — XX веков» — экспонируется в филиале на Крымском валу.
Один из кураторов новой выставки, заведующая отделом графики XVIII — начала XX веков Ирина Шуманова считает, что экспозиция рассказывает «о духе, не о теле».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
— Мы рассматриваем особенности взаимодействия художника и модели, тему натурщицы в графике XX века, — отметила куратор в разговоре с «Известиями». — Язык графики, как некий диалект, отличается от языка живописи. При том, что мы показываем искусство XX века, старой галерее по духу экспозиция не противоречит: она очень легкая и изящная.
Многие мастера работали с обнаженной натурой, с конца XIX века ставшей частью обязательной программы обучения в академиях художеств. Однако кураторы выбрали рисунки тех, для кого изображение тела было необходимой частью творчества.
Маврина Т. А. «Лежащая обнаженная с веткой». 1940
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Композиционных схем, которыми пользуются художники при работе с моделью, немного: натурщица может стоять, сидеть или лежать. Поэтому, по мнению кураторов экспозиции, в ней очень важен «элемент соревнования». В борьбу вступили лучшие из лучших: Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Татьяна Маврина, Роберт Фальк, Александр Тышлер.
У каждого свои способы разнообразить рисунок: Маврина в работах «Обнаженная в клетчатой простыне» и «Модель в белой рубашке» играет с тканями, Серебрякова в серии «Одалиски» — с ориентальным колоритом.
Сереьрякова З. Е. «Одалиска. Эскиз панно «Сиам» для Казанского вокзала в Москве. 1916
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Персональный зал отведен рекордсмену по числу картин в жанре ню — Михаилу Ларионову. По словам Ирины Шумановой, для него «магия тела была манией»: он создал сотни рисунков на тему лежащей обнаженной. На многих у фигур искажены пропорции: для Ларионова первостепенно было не внешнее сходство, а выражение эмоции.
Ларионов М. Ф. «Обнаженная на берегу» и «Купальщица». Конец 1920-х — начало 1930-х
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
На примере творчества Валентина Серова раскрывается феномен приверженности одной модели. Профессиональная натурщица Вера Ивановна стала героиней многих его картин. Несколько из них можно увидеть в первом зале экспозиции.
Выставка продлится до 12 апреля.
Источник: izvestia.ru
Организаторы рассказали о программе 37-го Московского Международного Кинофестиваля
Теперь любой желающий с помощью бесплатного мобильного приложения i может пройти по значимым для великого российского композитора Сергея Рахманинова новгородским местам
zi.TRAVEL