USD:
EUR:

В музеях Всероссийского общества слепых экспонаты нужно трогать руками

Удивительно, но многие люди, потерявшие зрение, живут интересной и насыщенной жизнью

Текст: Илья Бруштейн
В музеях Всероссийского общества слепых экспонаты нужно трогать руками

Удивительно, но многие люди, потерявшие зрение, живут интересной и насыщенной жизнью. О них – наш сегодняшний репортаж.

Экскурсию по Центральному музею Всероссийского общества слепых (ВОС) для корреспондента журнала «Отдых в России» провела его директор Алла Огаркова. «ВОС объединяет более двухсот двадцати тысяч россиян, имеющих проблемы со зрением или полностью лишенных возможности зрительно воспринимать окружающий мир. Незрячие и слабовидящие люди в силу объективных причин неуютно чувствуют себя в большинстве музеев. Поэтому собственный музейный центр, где все экспонаты можно потрогать руками, жизненно необходим», – рассказывает директор.

Одна из важнейших задач музея – «навести мосты» между россиянами с инвалидностью и относительно здоровыми людьми. «Этот музей способен сделать чуточку добрее и взрослых, и детей», – уверена главная хранительница музейных богатств.

Вход в музей бесплатный. За год здесь бывает около двух тысяч посетителей. «Музей слепых – не тоскливый и мрачный… Мы рассказываем о ярких, мужественных, оптимистичных, веселых людях», – подчеркивает Алла Сергеевна.

От печатных машинок до скульптурных портретов

Зрителям предлагается посетить четыре зала. Первый посвящен истории общественного движения слепых с середины XIX века до наших дней. Особое внимание уделяется воинам, потерявшим зрение на полях сражений Великой Отечественной войны. Здесь также находятся образцы продукции, которую выпускают предприятия Общества слепых в настоящее время: радиоэлектронное оборудование, детали для автомобильной промышленности, изделия из пластмассы, различные кисти и щетки…

Во втором зале можно познакомиться со специальными приспособлениями, облегчающими жизнь инвалидов по зрению. Это различные бытовые приборы: «говорящие» весы, кувшины, определители цвета, дозаторы и т.д.

Привлекают внимание многочисленные печатные машинки для незрячих. Разумеется, присутствует и современная компьютерная техника: дисплеи и принтеры, отображающие информацию рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом.

Третий зал посвящен паралимпийскому движению, успехам незрячих в физической культуре и спорте, а также в литературе и художественном творчестве. Четвертый занимают скульптурные работы Лины По. Под этим псевдонимом выступала Полина Михайловна Горенштейн (1899–1948). Она потеряла зрение в 1934 году.

Будучи зрячей, Полина Михайловна уже занималась скульптурой. Потеряв возможность видеть мир, мужественная женщина решила продолжить это занятие. В 1939 году она была принята в Союз художников СССР.

О работах Лины По с восторгом отзывался выдающийся советский скульптор Сергей Тимофеевич Коненков: «Поражает буквально все. А портреты исторических личностей – так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства».

Интерактивная экскурсия

«Мы уделяем большое внимание работе со школьниками и студентами, – рассказывает директор музея. – Для них разработана специальная интерактивная экскурсия «Тифлоприборы и тифлопособия: Трогать нужно!». Во время этой экскурсии зрячие посетители пробуют написать несколько слов рельефно-точечным шрифтом с помощью прибора для письма по Брайлю и грифеля.музей для слепых

Создателем рельефно-точечного шрифта стал незрячий французский педагог и просветитель Луи Брайль (1809–1852). С помощью всевозможных комбинаций из шести точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические, химические и нотные символы. Например, для обозначения русской буквы «А» нам понадобится всего одна выпуклая точка. Для буквы «Б» – два «пупырышка», «В» – четыре выпуклые точки, «Г» – тоже четыре выпуклые точки, но они расположены по-другому…

Методика, созданная великим французом, предполагает возможность не только читать, но и писать. Разумеется, незрячий человек не может просто взять ручку и сделать какую-либо запись в блокноте. Поэтому используется специальный «прибор для письма по Брайлю». Пишут слепые не ручкой и не карандашом, а грифелем – тупым шилом с ручкой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает ее. На обратной стороне листа образуются «пупырышки», осязаемые точки. Строго говоря, незрячие люди не пишут, а выстукивают текст грифелем.

Партия в шашки

«После проведения экскурсий мы часто направляемся в секции шашек или шахмат, работающие в нашем здании. Когда у детей и подростков есть возможность сыграть шахматную или шашечную партию со своим незрячим ровесником или со взрослым спортсменом, это способствует сближению, установлению человеческих контактов», – рассказывает Алла Сергеевна.

Большой интерес вызывают также секции игр с мячом для незрячих: голбола и торбола, шоудауна (настольного тенниса для слепых), дзюдо. Гости музея знакомятся с деятельностью творческих коллективов: театра «Внутреннее зрение», хора русской песни, студии бального танца, ансамбля «Русская мелодия», ансамбля духовых инструментов. В общем, в здании на улице Ку-усинена действительно предлагается много интересного.

Защитники блокадного Ленинграда

Из Первопрестольной перенесемся в город на Неве, где находится Народный музей Санкт-Петербургской региональной организации ВОС. Вот перед нами первая в России книга, изданная в 1885 году рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. Она имеет длинное название – «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». В своем имении Дубровское Подольского уезда Московской губернии Адлер (1856–1924) основала первую в России специализированную типографию для выпуска рельефно-точечной литературы.

Двенадцать незрячих ленинградцев, обладающих обостренным слухом, во время блокады города были призваны в действующую армию в качестве «слухачей». В конце 1941 года в осажденном Ленинграде появились акустические аппараты – звукоулавливатели, предупреждающие горожан о налетах вражеской авиации. Каждый прибор состоял из набора труб разного диаметра, прислушиваясь к которым, можно было заранее узнать о приближении самолетов. Незрячие солдаты были способны услышать приближение вражеских самолетов за десятки километров и даже по звуку мотора определить марку самолета.

Никогда не сдавайся!

музей для слепых

Украшением Народного музея стали произведения незрячего скульптора Олега Зиновьева. Мастер нередко и сам приходит в экспозиционный зал, чтобы пообщаться с посетителями и представить свои работы. А еще Олег Зиновьев серьезно увлекается бегом. «Никогда не сдавайся, незрячий бегун!» – эта оптимистичная надпись украшает его спортивную майку.

Скульптор утверждает, что искусство и спорт в равной мере помогают ему выстоять под ударами судьбы. Еще недавно Зиновьев принимал участие в марафонских забегах. Сейчас, в свои семьдесят семь лет, он успешно пробегает дистанцию в пять километров.

По профессии он художник по фарфору. Потом занялся мультипликацией. В 1990 году потерял зрение и стал осваивать скульптуру. В это же время приступил к интенсивным спортивным тренировкам. «Я бегаю в тандеме со зрячими друзьями, привязывая себя к ним веревочкой. Тренируюсь на домашней беговой дорожке. Бегаю за велосипедом своей внучки… Для меня это возможность убежать от депрессии, от гнетущей темноты», – поясняет Олег Ефимович.

Музей также располагает работами других незрячих художников и мастеров декоративно-прикладного искусства Питера: Ларисы Павловой, Анатолия Кончакова, Дениса Донченко, Андрея Савочкина. Деятели искусства, лишенные зрения, успешно осваивают самые разные техники: скульптуру из глины и дерева, мозаику, тиснение по фольге, резьбу по линолеуму…

Радоваться каждому дню

Яркостью красок и декоративной выразительностью отличаются «вязаные картины» Татьяны Семёновой. По профессии она преподаватель русского языка и литературы. В 2006 году после тяжелой болезни потеряла зрение и стала заниматься декоративно-прикладным искусством. Сюжеты ее работ разно-образны: цветы, птицы, животные, герои народных сказок, жанровые сценки, пейзажи, иллюстрации к Библии и литературным произведениям.

музей для слепых

Свои работы Татьяна создает с помощью шерстяных петель различной длины. Она вяжет и спицами, и крючком. Незрячие посетители музея любят прикасаться к этим в прямом смысле этого слова мягким и уютным работам. А зрячие с удовольствием их рассматривают.

«Слепота стала тяжелым испытанием. Но одновременно она научила меня ценить жизнь, ценить то, что имеешь, радоваться каждому дню, – поделилась своими мыслями Татьяна Петровна Семёнова, с которой мы встретились в помещении петербургского музея. – В новой жизненной ситуации стало понятно, что хороших людей вокруг гораздо больше, чем плохих. Каждый день я встречаю на улицах города, в общественном транспорте внимательных, чутких людей, добровольных проводников и помощников. Я ослепла, чтобы прозреть, чтобы по-новому увидеть мир».

Адреса музеев в Москве и Санкт-Петербурге:

Центральный музей Всероссийского общества слепых. Москва, ул. Куусинена, д. 19 А. Ближайшее метро – «Полежаевская».

Народный музей Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. Санкт-Петербург, ул. Шамшева, 8. Ближайшие станции метро – «Чкаловская», «Петроградская».

Источник: rustur.ru

Также в рубрике

Имя этой актрисы давно у всех на устах.

 0
Проект реставрации обелиска городу-герою Севастополю, известный в народе как "Штык и Парус", прошел согласования и готов к реализации
 0