USD: 96.1021
EUR: 105.4854

Сувенирные лавки по западному образцу

Новые сувенирные магазины появятся в Музее Москвы и Музее космонавтики

Текст: Анна Змановская
Фото: Марат Абулхатин

Сувенирные лавки по западному образцу

Новые сувенирные магазины появятся в Музее Москвы и Музее космонавтики. При создании дизайн-проекта современного магазина будет учитываться опыт ведущих мировых музеев, таких как Лувр, Британский музей и Берлинская картинная галерея. Как рассказала «Известиям» директор центра культурных инициатив «новой Москвы» Елена Сологуб, на разработку концепции планируется потратить 7 млн рублей.

— Департамент культуры начал работать над улучшением московских сувениров, и создание музейных магазинов нового формата — наш совместный пилотный проект, — сказала Елена Сологуб. — Мы должны создать в магазинах особую атмосферу — комфортную для посетителей. Дизайн, ассортимент, выкладка товаров, дружелюбные сотрудники — всё это должно вызывать у людей желание провести время в этом магазине.

По словам Сологуб, сувенирные магазины нового формата первоначально будут внедрены в Музее Москвы и Музее космонавтики. На создание дизайн-проекта планируется потратить до 7 млн рублей.

Для создания проекта будет изучен лучший мировой опыт в сфере организации сувенирных магазинов. Чтобы сформулировать основные стандарты успешной работы, будет проведена серия интервью с сотрудниками зарубежных магазинов. В список ведущих сувенирных лавок, работа которых рекомендована для изучения, попали 17 учреждений культуры Европы и США. В их числе — сувенирные магазины в Британском музее Лондона, в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме, в Национальном музее Прадо в Мадриде, в Лувре в Париже, в Берлинской картинной галерее, в Нью-Йоркском музее современного искусства.

— За рубежом совсем другой формат сувенирных магазинов, — объясняет Сологуб. — Если у нас это какие-то прилавки, где всё закрыто, находится под стеклом, и ничего не видно, то в Европе сувенирные магазины — это продолжение музея с широким ассортиментом продукции высокого качества. Зачастую они так расположены, что посетители обязательно пройдут через сувенирный магазин при входе или выходе из музея. Интервью будут проводиться с представителями не менее четырех музейных магазинов из предложенного списка.

В итоге должен быть разработан расширенный бизнес-план проекта на 3 года по созданию сети сувенирных магазинов в учреждениях культуры.

— Бизнес-план включает в себя разработку рекомендаций по ассортиментному перечню (не менее 10 рекомендаций для каждого из двух музеев) и набор из не менее 10 рекомендаций для учреждений культуры в области организации и управления сувенирным магазином, — говорится в документации конкурса.

В пресс-службе Музея космонавтики рассказали, что в их сувенирном магазине продаются копии уникальных плакатов, которые хранятся в фонде музея.

— В связи с изменением фирменного стиля у нас происходит ребрендинг сувенирного магазина, — сказала пресс-секретарь музея Дарья Чудная. — Помимо традиционной продукции типа бейсболок, значков, письменных принадлежностей, магнитов, у нас продается уникальная коллекция полиграфии — каталог космических открыток, живописи и плакатов, которые были выпущены, начиная с 1958 года.

Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро рассказал, что, например, в берлинских музеях доход от сувенирных магазинов стабильно занимает второе место после распространения билетов.

— Например, в прибыли Музейного острова в Берлине, куда входит несколько учреждений (Музей Боде, Пергамский музей, Старая национальная галерея, Старый музей, Новый музей), на первом месте находится доход от распространения билетов, — говорит Коро. — Второе место занимает как раз доход от продажи сувенирной продукции. И в зависимости от сезона он доходит до 18% от всей суммы! Я сомневаюсь, что в России доход от «сувенирки» превышает 1%.

По мнению старшего научного сотрудника Российского института культурологии Ивана Гринько, отрасль музейных магазинов в России находится в зачаточном состоянии.

— У нас практически нет музейных магазинов в прямом смысле этого слова, — считает эксперт. — В Москве я могу назвать только Еврейский музей в качестве положительного примера, в остальных же случаях — это ларьки с ограниченным набором продукции невысокого качества.

Гринько отметил, что российские музеи пытаются увеличивать доходы путем повышения цены на входные билеты, а не с помощью сувенирных магазинов.

— Основной доход учреждений культуры формируется за счет дополнительных услуг — кафе и магазинов, — говорит эксперт. — Это общемировая тенденция. Например, в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде продукция ориентирована на все категории людей. Там можно купить соску с символикой музея для ребенка, дамскую сумку, мужской портсигар, тут же можно сделать копию любой репродукции за несколько минут.

В то же время Гринько считает, что для пилотного проекта логичнее было выбрать наиболее посещаемые музеи — например, Третьяковскую галерею или Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

— Можно было идти двумя путями — либо выбрать наиболее посещаемые музеи, к которым относятся Третьяковка и ГМИИ имени Пушкина, либо определить несколько музеев различного калибра — крупный, средний и совсем маленький, — сказал Гринько. — Тогда можно было бы проследить, как работают новые магазины на разных уровнях и с разной аудиторией.

Исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев считает, что музейные магазины улучшают не только финансовое положение культурных учреждений, но и их имидж.

— Сувенирные магазины — это очень важное имиджевое направление для музея, — говорит эксперт. — Музеи распространяют там научную и рекламную продукцию. Если в магазине продается справочная литература или, например, какие-то репродукции, то они берут на себя часть образовательной функции.

Источник: izvestia.ru

Также в рубрике

С 3 по 6 июня 2016 года в музее-заповеднике «Михайловское» пройдет юбилейный 50-й Пушкинский праздник поэзии. 

 0

По мнению депутата Романа Худякова, воспроизведение на банкноте изображения скульптуры Аполлона на крыше Большого театра противоречит закону «О защите детей от вредной информации»

 0