USD: 93.4409
EUR: 99.5797

Защитить авторское право

Наследники Михаила Зощенко обвинили в нарушении своих авторских прав театр из Томска, который якобы использовал в постановке нового спектакля сюжеты произведений великого сатирика

Фото: Russian Look

Защитить авторское право

Наследники Михаила Зощенко обвинили в нарушении своих авторских прав театр из Томска, который якобы использовал в постановке нового спектакля сюжеты произведений великого сатирика. Теперь они требуют с администрации театра материальной компенсации в размере 25 тыс. рублей. Соответствующий иск уже подан в местный арбитражный суд. Процесс наследники Зощенко наверняка выиграют. Однако этот случай уже заставил артистов и музыкантов снова заговорить о проблеме: чем ревностнее пытаются в России защищать авторские права, тем хуже чувствует себя отечественная культура.

Защищать авторские права, как известно, первой придумала английская королева Анна Стюарт, в 1709 году издавшая ради этого специальный статут. Согласно ему литераторы и создатели географических карт впервые получили право получать доходы с плодов своего умственного труда – прежде все сливки снимали ушлые издатели. С тех пор прошло больше 300 лет, и до сих пор горячие головы ломают копья, споря, является ли творческое произведение достоянием лично его автора или же всего общества в целом. Причём против того, чтобы лично создатель музыки, текста или художественного полотна получал деньги за своё творение, как правило, не выступает никто. Другое дело, когда авторское право превращается в некий фетиш, а его обладатели начинают, что называется, откровенно борзеть.

– Чего не хватает музыкантам, почему так непопулярны народные инструменты, для которых в советские годы были написаны замечательные мелодии? – ещё четыре года назад сокрушался художественный руководитель квартета «Московская балалайка» Владимир Ионченков. – Да потому, что исполнять их сегодня мы можем только за плату. Особенно кош­марно обстоит ситуация с песнями довоенного периода и периода Великой Отечественной войны. А всё оттого, что культурное достояние нашей страны фактически перешло в руки частных лиц.

Речь тогда шла о наследниках композиторов и поэтов. Согласно закону наследники получают полное право на творчество своего великого предка. Срок действия авторского права в России составляет 70 лет, а многие выдающиеся советские авторы ушли из жизни в 50–60-х. Ставить их произведения, переиздавать книги, исполнять музыку можно, только отчисляя деньги наследникам. Но у небольших коллективов такой возможности нет. Рассказывают, что директора провинциальных филармоний на коленях умоляют гастролирующих музыкантов не сыграть в запале что-нибудь кроме Моцарта и Чайковского – за «современное» можно нарваться на иск. Примеров хватает: так, в своё время за четверостишие давно скончавшегося деда судились потомки Самуила Маршака, а наследники великого Валерия Харламова едва не оставили без названия Кубок, вручаемый Молодёжной хоккейной лигой. В результате из общественного оборота вымывается целый пласт отечественной культуры.

Жертвой скрупулёзного исполнения буквы закона рискует теперь оказаться Рахманинов. Не так давно Российское авторское общество (РАО) распространило обращение, в котором сообщало, что истекающий срок действия исключительных прав на сочинения Сергея Васильевича продлевается ещё на четыре года, до конца 2017-го. Основание – статья Гражданского кодекса, предусматривающая подобную пролонгацию для творчества лиц, работавших во время Великой Отечественной войны. И хотя сам Рахманинов жил и творил в это время в США, положение решили распространить и на его наследие. В результате генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов уже обратился в Министерство культуры с просьбой дать правовую оценку инициативе РАО. Ведь Рахманинов – один из самых исполняемых композиторов, так что его произведения для правообладателей – настоящая «золотая жила».

Подобное, впрочем, случается и за рубежом, откуда в Россию и пришла практика тотальной защиты авторских прав. Хотя там, похоже, всё же начинает торжествовать здравый смысл. Так, в конце прошлого года стало известно, что по решению суда родственники Артура Конан Дойла окончательно лишились прав на Шерлока Холмса, за использование образа которого они требовали материальной компенсации. Однако суд решил, что знаменитый сыщик с Бейкер-стрит уже стал неотъемлемой частью мировой культуры и принадлежит всему человечеству. Так что теперь снимать кино и писать книги про Холмса можно совершенно бесплатно.

Источник: versia.ru

Также в рубрике

Виктор Вилисов — о значении «Прозы» Раннева для усредненного москвича

 0

Слово «иммерсивный» за прошедший год стали приставлять едва ли не к каждому спектаклю, хоть немного выходящему за пределы традиционной сцены

 0