USD: 93.2519
EUR: 99.3648

Прогулка по Большой Ордынке

С баяном - в космос
Прогулка по Большой Ордынке

«Кажется,я знаю рецепт, как нужно развивать туризм, -говорил мне коллега журналист, статс-секретарь Фонда развития малых исторических городов России Андрей Майстров, - Важно успеть создать креативные пространства, творческие проекты,магниты до того, пока все вокруг не превратится в зону «макдональдсов» и попсы».

Мы размышляли об этом в старинном Ельце во время Всероссийского музыкального фестиваля имени Тихона Хренникова.Массы туристов этим летом стремились в Липецкую область,чтобы увидеть грандиозную постановку ландшафтной оперы на родине композитора, прямо на берегу реки. Зовет туристов в путешествие и новый фестиваль «Музыкальная экспедиция», созданный в этом году заслуженным артистом России виолончелистом Борисом Андриановым. Его изюминка – звучание классической музыки в «исторических декорациях» городов, среди природных красот русской земли.

Туристическая и культурная составляющие – это в одном ряду.

В Москве, в легендарной «Гнесинке», мы побывали на событии,о котором мечтают меломаны-путешественники. Международный фестиваль «Баян и баянисты» собирает музыкальную Россию от столицы до самой глубинки. Пять декабрьских вечеров - феерические концерты. Классика и джаз, популярная музыка и авангард…

Фестиваль стал настоящим магнитом, он встречает поклонников уже в 33-й раз! Новые таланты и признанные мэтры современного баяна, сольное и ансамблевое музицирование. В финале блистали гости из Италии - Симоне Занкини, аккордеон, и Габриэль Мирабасси, кларнет, звучала музыка А. Пьяццоллы, В. Зубицкого, С. Занкини, Ч. Хейден, Г. Мирабасси, Сивука-Освальдиньо.

Изюминка вечно молодого фестиваля - новые трактовки известных произведений, мировые премьеры.

Открытием этого года стала «Прогулка по Большой Ордынке». Композитор Александр Цыганков написал эту светлую, наполненную гармонией радости пьесу буквально накануне и посвятил выдающемуся баянисту Анатолию Беляеву. «Прогулку» красочно и запоминающе исполнил на сцене Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

Большая Ордынка, замечательная улица в историческом уголке Замоскворечья, словно на рождественской открытке, ожила, закружилась в вихре колоритных музыкальных образов.

Она вдохновила композитора не случайно.Здесь расположено училище эстрадного и джазового искусства. Когда идешь по Большой Ордынке, особенно весной, джазовые импровизации провожают тебя, сливаясь в звучании большого города.

«Я в восторге от фестиваля, – делился впечатлениями Александр Цыганков. – Вообще, считаю, что Россия и баян неразделимы. Это символический для нашего народа инструмент. Во все времена какая песня без баяна?»

А руководитель и главный дирижер ансамбля «Россия», заслуженный артист РФ Дмитрий Дмитриенко признался, что после этой премьеры, его осаждают просьбами прислать ноты «Прогулки…».

Удивительным было выступление Станислава Малышева, победителя Кубка Мира в категории электронный баян. Этот вид инструмента - воплощение самых современных достижений науки. Под руководством наставника, народного артиста России, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Вячеслава Семёнова, молодой музыкант создает уникальные «космические» аранжировки и переложение классики для электронного баяна.

«Мы живем в эпоху соединения разных видов искусства, самого разного сочетания инструментов, - рассказал директор фестиваля «Баян и баянисты», выпускник Гнесинки, Александр Гатауллин. - Чистота тембровая, искусство владение истинным звуком всегда будет цениться.  Но электронное звучание в исполнении мастеров, безусловно,обогащает. Важно сохранять лучшие традиции и привносить свое новое и перспективное».

Фестиваль, как лучший ориентир, безусловно, дает понимание того, как будет идти вперед музыка под напором новых цифровых технологий.

«Мы интегрируемся, и этот процесс сегодня активен,естественен. И здесь нам надо не искать противоречия, это все равно будет происходить, – сказал дирижер Дмитрий Дмитриенко, выпускник Гнесинки по классу баяна. -Цивилизация развивается, надо искать интересные новые решения.Эта трансформация меня лично не пугает, меня это вдохновляет».

Музыканты ансамбля «Россия» в этом году реализовали необычный проект с Московским музеем космонавтики – лаборатория современной музыки «Открытый космос». Музеи тоже стараются выходить за стены привычного, раздвигать свое пространство.

В рамках проекта Музея космонавтики композиторы пишут ультрасовременную музыку. Это неожиданно, в чем-то, порой, будоражит, с чем-то можно не сразу согласиться, но, тем не менее, этот процесс идет.С электронной музыкой записано и звучание русских народных инструментов – баяна, гуслей, балалайки, домры.

В конце концов, искусство, этоотражение движения времени.Композиторы, которые это слышат, которые эту динамику улавливают,стремятся передать в сочетании звуков. И отрадно, чтов звучании этого современного мира все чаще слышат звуки народных инструментов.

В финале фестиваля, когда по традиции вручался «Серебряный диск» за заслуги в баянном искусстве, зал рукоплескал стоя. Культовые баянные «Оскары» лично вручает основатель и бессменный художественный руководитель фестиваля – народный артист России, профессор Фридрих Робертович Липс.

В этом году награды удостоились педагог, профессор Юрий Викторович Брусенцев и аккордеонист Симоне Занкини – музыкант-экспериментатор, исследующий акустические и электронные возможности звука.

Ловлю себя на мысли, что «Прогулка по Большой Ордынке», которую услышал в первый вечер фестиваля,не отпускает меня. Теперь по-новому стали звучать знакомые названия старинных московских улиц-Остоженка, Воздвиженка, Сретенка, Варварка, Пречистенка, Волхонка, Солянка, Полянка, Якиманка, Стромынка...В них столько музыки! Захватывающий прекрасный мир баяна и аккордеона преобразил все вокруг.

Олег Злобин

Фото Петр Колчин и РОСМИПРЕСС

Также в рубрике

Журналистка Марьям Омиди (Maryam Omidi) запустила проект, в котором история бывших советских санаториев переплетается с их архитектурой

 0

В Театре.doc идет спектакль «Человек из Подольска» по дебютной пьесе прозаика Дмитрия Данилова

 0