"Не конфликт, а сотворчество"
Вместо сцены — поле с густой травой, вместо декораций — деревья, камни, небо, огонь и вода. Главные артисты — жеребцы. Без дрессуры и амуниции они исполняют свои роли вместе с профессиональными актерами. Взаимное доверие и уважение — основа каждой постановки. Частный конно-драматический театр "Велесо́", который основал актер, режиссер и сценарист Евгений Ткачук, уже шестой год предлагает зрителям новые спектакли и мастер-классы.
Соединить виды искусства
"Театр под открытым небом — моя давняя мечта, но каким он будет и как все реализовать, я понял далеко не сразу", — говорит худрук "Велесо́" Евгений Ткачук. Сначала планировалось, что театр будет в Москве, но подходящая площадка нашлась только в Ленинградской области в деревне Лепсари Всеволожского района. "Раньше тут была стихийная свалка, мусор мы вычищаем до сих пор", — говорит Ткачук.
На эту идею артиста вдохновил его театральный мастер Олег Кудряшов. "Олег Львович говорит: соединяйте все виды искусства и получите грандиозный поток энергии. Я попытался соединить работу с лошадью и драматическое искусство. Рядом с лошадьми возникают очень интересные импровизации, сильные по энергетике и высказываниям. Театр был создан для того, чтобы научиться взаимодействовать с природой не в конфликте, а в сотворчестве", — говорит Ткачук.
Евгений Ткачук в спектакле "Степан Разин". Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Почему театр назвали "Велесо", а не "Велес", Евгений объясняет так: хотелось создать некий симбиоз между "скотьим богом" Велесом и колесом — символом движения, перерождения, обновления, благородства, перехода человека на новую ступень развития. Этому процессу часто помогает сама стихия.
"Самый большой кайф, когда погода устраивает состояние для спектакля — дождь, снег и град только придают ему уникальность. Люди радуются дождю. Возникает другое восприятие погоды и природы, и это самое магическое. Мы не прячемся, а восхваляем, принимаем эту погоду и наполняем ее смыслом".
Жизнь вольных жеребцов
За час до спектакля у актеров последние приготовления. Прогоняют проходки, лошади внимательно слушают и вносят свои коррективы. Идеи и реакции спонтанные, поэтому одна постановка всегда не похожа на другую.
"Главная цель репетиции — найти контакт с конем. Трюки не ставятся во главу угла, для нас главное — диалог между человеком и конем, и все тренировки строятся на этом", — говорит Евгений.
В театр принимают только жеребцов — не только потому, что "творческой энергии в них хоть отбавляй. Они очень многое привносят в спектакли, что-то даже сами предлагают", а еще и потому, что, чтобы делать совместные конюшни с кобылицами, либо территория должна быть больше, либо пришлось бы меринить (кастрировать) жеребцов, иначе работать было бы очень сложно.
"Сейчас в труппе театра девять коней, и у каждого свой характер, — рассказывает Ткачук. — Валдай — старожил, ему более 18 лет, он глубокий и чувствительный конь. Медовый — ровесник Валдая, но в силу своих болезней любит похалтурить и избежать любой работы. Правда, если начинает работать, то относится к этому ответственно, понимает, что, когда приходят зрители, нужно стараться. Гротеск — жеребец, который познал кобылу и так возгордился этим, что никого теперь рядом с собой не терпит, подпускает только пони и жеребят. Капучино — пони, который нарастил такую харизму, что другие относятся к нему как к табунному жеребцу. Заботливый — конь с непростым характером, очень активный, работать с ним могут не все, поскольку он любит демонстрировать сразу все свои возможности. Скакун Дончак — самый контактный из всех, принимающий человека как друга. Шукри-Дон — полная противоположность, постоянно проверяет человека на прочность. Очень красивый и выразительный, но с характером. Владимирский тяжеловоз Жемчуг — контактный, добрый, но в силу своей тяжести не любит быстрой езды, любит размеренность".
Евгений Ткачук в спектакле "Степан Разин". Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Некоторых коней покупали специально для театра, кто-то оказался здесь совершенно случайно: есть кони, которых спасли от мясозаготовителей, есть те, кого Евгению просто подарили. Из новеньких тут — конь из Башкирии Ливерпуль, которого подарил театру центр "Я свободен", занимающийся спасением лошадей.
В отдельных постановках кони играют самих себя, как в "Степане Разине", но есть в репертуаре и такие спектакли, где скакунам отводится роль отдельных персонажей, как в "Осторожно, Гулливер!" или "Священный полет цветов", где они предстают в образе муз и богов, еще в одной постановке кони и вовсе дельфины.
Ткачук говорит, что кони быстрее людей разучивают какую-либо роль потому, что у них меньше зажимов, они всегда живут здесь и сейчас, включаются моментально, но к таким результатам удалось прийти не сразу. Секрет кроется в особом подходе: здесь животных ни к чему не принуждают, не применяют физическое воздействие, они равные партнеры с человеком.
"В процессе я начал понимать, что если хочешь добиться от коня тонкого контакта, который и был интересен, то его нельзя приструнять жесткими методами. Потому что, когда животное находится в страхе, ни о каком контакте не может быть и речи. Оказалось, что без усилий, на спокойствии и выразительности тела можно делать уникальные вещи", — говорит Евгений Ткачук.
При этом он уверен: прежде чем раскрывать творческий потенциал жеребцов, необходимо удовлетворить все их базовые потребности. "Коню нужно постоянно выплескивать необузданную энергию, это животное движения. Ему нельзя застаиваться в конюшне. В театре кони живут в условиях постоянного общения и свободы, поэтому появление человека воспринимается позитивно. У нас они все время гуляют, а в конюшню заходят, только чтобы поесть".
Жемчуг и Заботливый перед спектаклем. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
В среднем на адаптацию к новой жизни у коня уходит две недели. Когда животное начинает чувствовать себя в безопасности, наступает момент, когда ему становятся интересны люди и события вокруг. Только тогда конь готов к диалогу. "Человек в свою очередь должен быть благодарен коню за желание контактировать с ним", — считает Ткачук.
Не гонораром единым
Если постоянная труппа среди лошадей уже сложилась, то с человеческим актерским составом все намного сложнее. В каждом спектакле актеры разные, все приходят через кастинг.
С момента основания здесь "правая рука" Евгения — его жена Марта, "с ее подачи и с ее помощью все это закрутилось". Уже не первый год с театром актеры Алексей Фролов и Иван Решетняк. Оклада театр не предусматривает, заработок складывается только от продажи билетов, что Евгений считает скорее плюсом.
"Постоянный оклад губителен для такого процесса, у нас был опыт содержать артистов, и мы практически год изыскивали средства, чтобы им платить, но это сыграло в обратную сторону, поскольку актеры перестали работать. Они просто жили на природе и общались с лошадьми. Идя в такой театр, ты должен положить свою жизнь на служение этому театру, а если ты не готов это сделать, то у тебя ничего не получится, а это выбор серьезный в наше время", — говорит Евгений.
Стать актером театра может любой артист — уметь ездить верхом или профессионально общаться с животными вовсе не обязательно, здесь всему научат. Каждый актер берет уроки, прежде всего чтобы научиться общаться со свободными лошадьми, попутно и сами актеры обретают внутреннюю гармонию, естественность и свободу.
Игорь Янкаускас раньше был педагогом в детской школе искусств, но пару лет назад приехал сюда из Сибири волонтером, да так и остался. Теперь он помощник режиссера, живет на территории "Велесо" и помимо своих прямых обязанностей с радостью помогает ухаживать за лошадьми.
Игорь Янкаускас. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
"Совершенно случайно узнал о "Велесо" по репосту в Instagram. Я хотел не просто в какой-то театр попасть, а чтобы это было для души. И меня настолько удивило, что здесь кони, природа, что они еще и актеры. Самое главное, что тут спектакли не по заданиям и сценариям, здесь это совершенно не так, спектакль всегда живой", — считает Игорь Янкаускас.
Поскольку в основном спектакль строится на импровизации, в которую вовлечены зрители, особый непринужденный диалог актеру необходимо выстроить не только с жеребцами, но и со зрителями. Для этого в театре были придуманы открытые репетиции, в которых каждый из участников влияет на процесс и конечный результат. Спектакли в конно-драматическом театре играют в теплое время года, в основном с апреля по сентябрь, а мастер-классы проводятся весь год, чаще они ориентированы на детей и подростков, но могут быть интересны и взрослым.
Театр не для всех
22-летняя Даша Тимченко о "Велесо" узнала от своей мамы, давней поклонницы Ткачука. Но первой в "Велесо" появилась не мама, а дочь. В июне этого года Даша съездила на мастер-класс "Пыль из-под копыт". Говорит, что в нем невероятным образом соединились элементы танца, йоги и общение со скакунами.
"Очень понравилось взаимодействовать с лошадьми. Евгений рассказал, как себя с ними нужно вести. Коня главное заинтересовать, чтобы он пошел за тобой. Здесь люди супероткрытые и честные, словно ничего не боятся", — восторгается Дарья. Через какое-то время девушка решила побывать и на открытой репетиции.
Дарья Тимченко. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
"Это похоже на некий перформанс. Устанавливается связь между актерами и зрителями, и ты становишься более открыт и лучше воспринимаешь происходящее. Главное, чтобы зрители не боялись, не зажимались и включались в процесс совместного творчества, тогда получается, что между актерами и зрителями идет постоянный диалог", — добавляет она.
Во время спектакля актеры постоянно обращаются к зрителям: задают им вопросы, просят помочь героям постановки, а могут просто подойти и пригласить спеть или потанцевать, и здесь уже многое зависит от раскованности и настроя самих зрителей. Не каждый оказывается готов к такому взаимодействию. Игорь Янкаускас вспоминает случаи, когда зрители покидали спектакль, не дождавшись финала.
"Творчество "Велесо" по-разному люди воспринимают: кто-то выходит одухотворенный, а кто-то говорит — это какая-то секта. В основном люди воспринимают положительно. Культурный багаж у каждого разный. Кому-то нравятся незамысловатые комедии, а кому-то нужен глубокий, философский спектакль", — заключает Янкаускас.
Худрук считает, что многое зависит от внутренних комплексов и зажимов, которые не каждый может перебороть, оказавшись в новой для себя среде. "Человек либо готов к такому творчеству, либо нет. Всегда будут люди, которые закрыты на множество замков и не готовы открыться", — говорит Евгений.
Нам есть за что себя любить, но мы разучились это делать
За время существования театра в репертуаре появилось восемь постановок, в месяц играют примерно по четыре спектакля — только по выходным. Возрастного ценза нет, в каждом спектакле поднимаются философские и глубинные вопросы — что значит быть человеком, в кого превращаются те, кто живет по законам потребления, как найти гармонию между человеком и природой, что такое русская самобытность.
Последняя премьера — этно-музыкальный спектакль "Степан Разин" по одноименной книге Василия Каменского. Нужна ли человеку свобода и что с ней делать, кем был Стенька Разин, предателем или борцом за свободу? Актеры в просторных льняных одеяниях выходят на встречу к зрителям из лесной чащи, усаживаются у костра, и начинается рассказ о столь неоднозначной личности.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
"Василия Каменского мы выбрали потому, что текст через свою футуристичность обращает наше внимание к корням. Нам полезно возвращаться к своим истокам. У русского человека не осталось связи со своими корнями. В какой-то момент вся культура осталась на уровне "играй, гармонь", а это пережиток и искривленное восприятие культуры. Здесь Степан Разин выступает гусляром, который песней поднимает дух русского человека. Это как раз то, чего сейчас не хватает, чтобы уважать самих себя. Нам есть за что себя любить, но мы разучились это делать", — говорит Евгений Ткачук.
В спектакле нет длинных диалогов, все построено на абстрактных образах, танцах и песнях. Зрители проникаются происходящим и часто поют вместе с актерами.
"Я почувствовала, что я тоже участник этого спектакля, мне кажется, стала понимать боль нашего народа. В спектакле я вижу мощь, нестандартность, спектакль дает то, что бесценно, — эмоции", — делится впечатлениями одна из зрительниц Марина Кузнецова.
Признание
Постановки Евгения Ткачука не раз получали професиональные премии. В 2018 году спектакль "Священный полет цветов" получил финансирование Фонда президентских грантов в направлении "Поддержка проектов в области культуры и искусства, а в прошлом году эту постановку отметило призом специальное жюри Петербургской молодежной театральной премии "Прорыв" "За поиски в области синтетического театра".
В 2019 году спектакль-путешествие "Осторожно, Гулливер!" по мотивам романа Джонатана Свифта победил в одной из номинаций конкурса "Калейдоскоп путешествий".
Планы у Ткачука грандиозные — как творческие, так и вполне утилитарные. В ближайшее время он планирует поставить спектакль по произведению Исаака Зингера "Люблинский штукарь" и оперетту "Маленький принц возвращается" по мотивам Экзюпери.
Кроме того, у скакунов появится еще один дом. "Мы готовим пространство для лошадей, которых кто-то купил, но теперь не знает, куда их деть. Тут же будут жить лошади после тяжелого опыта общения с людьми, где их обижали, будем создавать из них табун", — делится Евгений.
В рекреации планируют сделать жилые комнаты, чтобы в гости к "свободным лошадям" для общения могли приезжать люди. Такие животные также будут участвовать в спектаклях, а возможно (но это совсем уж отдаленные мечты), когда-то даже появится возможность создать смешанный табун.
Елена Новицкая
На месте монументов, как правило, возводят очередной торговый центр или магазин