USD:
EUR:

Премьера оперы «Путешествие в Реймс» в Большом театре

Премьера оперы «Путешествие в Реймс» в Большом театре

На главной музыкальной сцене страны — вторая подряд премьера оперы Джоаккино Россини (в начале ноября здесь после долгого перерыва исполнили «Севильского цирюльника»), первая в Большом постановка «Путешествия в Реймс», и российский дебют Дамиано Микьелетто, одного из наиболее востребованных европейских оперных постановщиков. Это тройное событие проходит при поддержке банка ВТБ, давнего партнера и друга Большого театра. Накануне премьеры VTBRussia.ru отвечает на главные вопросы, связанные с оперой, которая прочно вошла в мировой репертуар после полутора столетий забвения.

Кто и зачем едет в Реймс?

Аристократы и офицерские чины из европейских стран — здесь итальянская поэтесса-импровизатор Коринна, вдовствующая польская маркиза Мелибея, французский офицер с итальянской фамилией Бельфьоре, английский полковник лорд Сидней, любитель поговорить об имперском величии русский генерал Либенскоф, немец-меломан по фамилии Тромбонок, собиратель антиквариата Дон Профондо, испанский генерал Дон Альваро и другие персонажи.

Реймс — традиционное место коронации французских монархов. Действие происходит 28 мая 1825 года в гостинице «Золотая лилия», и все ее постояльцы направляются на коронацию Карла X. После долгих сборов, после задерживающих отбытие огорчительных происшествий (вроде крушения экипажа с нарядами и шляпками парижский модницы графини де Фольвиль) и любовных перипетий, описание которых составило бы половину этого текста, гости наконец узнают, что ни одной лошади для дальнейшего путешествия найти нельзя, поэтому банкет по случаю восшествия на престол нового императора решено устроить прямо в отеле — расстраиваться не стоит, ведь опоздавших ждут пышные празднества в Париже.


Когда состоялась премьера оперы?

Премьера «Путешествие в Реймс» состоялась 19 июня 1825 года, то есть на сцене не просто действовали современники зрителей: разница во времени между сценическим действием и реальным календарем составляла всего три недели — беспрецедентный случай в истории оперы. Представьте написанную этим летом оперу о том, как в Москве собираются болельщики Чемпионата мира по футболу, и премьера ее проходит в Большом театре в день открытия Мундиаля. Фокус в том, что Джоаккино Россини писал «Путешествие в Реймс» именно к парижским торжествам в честь коронации Карла X, и сам король, к тому времени уже год правивший Францией (коронация состоялась позже реального принятия власти), присутствовал на премьере в Итальянском театре Парижа.

После трех представлений Россини запретил исполнение оперы, вероятно, посчитав, что любая шутка хороша один раз, а любой подарок уместен в праздничный день — да и у публики опера не имела значительного успеха. Спустя три года львиную долю музыкального материала Россини использовал в «Графе Ори» (эту оперу, предпоследнюю у Россини, уже шесть лет регулярно исполняют в Урал Опере в Екатеринбурге). Несмотря на запрет автора, «Путешествие в Реймс» еще дважды промелькнуло на европейских сценах под названиями «Поедем в Париж?» и «Путешествие в Вену».

Части партитуры, не вошедшие в «Графа Ори», были обнаружены только в 1977 году в библиотеке римской Консерватории Санта-Чечилия. 18 августа 1894 года «Золотая лилия» вновь приняла постояльцев: опера с триумфом была исполнена на Оперном фестивале Россини в Пезаро, дирижировал Клаудио Аббадо, спектакль ставил Лука Ронкони.


Как устроено «Путешествие»? 

Фактически «Путешествие в Реймс» — опера-концерт или опера-дивертисмент без развитой интриги и с типичной для такого жанра фабулой: новые постояльцы появляются один за другим, испытывают тайные чувства друг к другу, ведут необязательные разговоры — и в финале этого комического концерта объединяются в патетический ансамбль, поднимая бокалы за здоровье нового императора. Театральная прагматика — представление публике максимального числа солистов-виртуозов (по этой причине «Путешествие в Реймс» представляет сегодня сложность в постановке: не так просто собрать в одном составе такое количество исполнителей, в равной степени владеющих стилем бельканто). Идея — вся Европа рукоплещет новому французскому королю Карлу X.

В «Путешествии в Реймс» итальянец Россини представляет старинную франкоцентричную модель мира, которую оперно-балетный театр демонстрировал в то время и которой любовался начиная с XVII века: во Францию под началом разумного и справедливого монарха стремятся подданные со всех концов света — со всей Галантной Европы (название некогда популярной оперы-балета Андре Кампра 1697 года) и со всех Галантных Индий, под коими подразумевались отдаленные экзотические уголки земли вроде Перу или Персии (см. оперу-балет Жана Филиппа Рамо 1735 года). И хотя со времен аллегорических барочных опер-балетов минуло целое столетие и эстетика оперного зрелища с тех пор разительно переменилась, к коронации очередного французского монарха старинный тип зрелища был успешно воскрешен.


Исполнялось ли «Путешествие» в России?

Если не считать фрагментов, вошедших в «Графа Ори» (правда, с совершенно другим текстом, к тому же не итальянским, как в «Путешествии», а французским), оперу в России слышали неоднократно. Впереди остальных оказался Мариинский театр, где оперу в 2005 году поставил Ален Маратра — как спектакль воспитанников Академии молодых оперных певцов Мариинского. Маратра разыграл этот трехчасовой дивертисмент в привычной для себя условно-эстрадной манере: единая декорация состоит из белой стены и легкой завесы в цвета французского триколора; оркестр в белом расположен на сцене; персонажи в экстравагантных нарядах (впрочем, напоминающих британские моды середины ХХ века) появляются из зрительного зала.

В январе 2017 года путешественники Россини оказались в Москве: главный дирижер Большого театра Туган Сохиев дал три концертных исполнения оперы. Состав исполнителей оказался под стать опере: итальянцы Марианна Пиццолато и Джованни Фурланетто, американец Джон Осборн, испанец Давид Менендес, а также российские артисты из Большого, Мариинского и Михайловского театров. Успех этих исполнений подтолкнул к полноценной постановке оперы — и дирекция Большого предприняла наиболее удачный ход из возможных, решив перенести сюда спектакль Дамиано Микьелетто (премьера постановки прошла в Амстердаме в 2015 году). Музыкальное руководство премьерой вновь взял на себя маэстро Сохиев.


Что увидит зритель в Большом?

То же, что до сих пор видели зрители в Амстердаме, Сиднее, Копенгагене и Риме. Премьера постановки Дамиано Микьелетто состоялась в январе 2015 года в Национальной опере Нидерландов.

43-летний Микьелетто — отнюдь не новый игрок на европейской оперной сцене. Известность и быстрый взлет ему обеспечили именно постановки опер Россини и Доницетти, в числе которых совершенные раритеты «Шелковая лестница» и «Полиевкт». Кроме них, Микьелетто ставил Моцарта, Верди, Пуччини, Леонкавалло, Масканьи, Массне — список его работ уже сегодня весьма внушителен. Метод его работы от спектакля к спектаклю варьируется в диапазоне от фантазийно-игровых сцен до гиперреализма в духе немецкой радикальной оперной режиссуры.

«Путешествие в Реймс» не содержит ничего радикального и немецкого — это как раз спектакль-каприччио, стиль которого адекватен музыкальному материалу: за видимой шутливостью и легкостью кроются технические сложности. Спектакль Микьелетто — шоу в лучшем смысле этого слова, эффективно отвечающее ожиданиям публики, пришедшей на представление ни к чему не обязывающей комической оперы. При этом темой спектакля избрана самая болезненная для современного оперного театра коллизия: обручение старого и нового в «музейном» оперном искусстве — и счастливое разрешение конфликта между ними.

«Музейность» реализована здесь буквально: название «Золотая лилия» в спектакле носит не отель, но картинная галерея. Персонал с трепетом ожидает прибытия в экспозицию картины «Коронация Карла Х в Реймсе 29 мая 1825 года». На этом классицистском полотне художник Франсуа Жерар в деталях запечатлел церемонию, которую король пожелал устроить по всем канонам средневековых французских коронаций. Столь же детально эту картину воспроизводит в финале своего спектакля Микьелетто, достигая замечательного соответствия патетическому промонархическому финальному ансамблю. И все персонажи спектакля сходят с картин разных эпох, повергая служителей галереи в шок, а зрителя — в полный восторг: давно ли видано, чтобы на оперном спектакле зритель восторженно аплодировал не только вокальным номерам, но и мизансценам, а в «Путешествии в Реймс» сошедшие с полотен магриттовский человек с яблоком, покуривающий трубку Ван Гог и строгая Фрида равнодушными не оставляют никого.

Источник

Также в рубрике