По следам былой славы
В век новых технологий, спецэффектов и интересных сюжетов, старое советское кино постепенно уступает место голливудским бестселлерам
Поколение, воспитанное на советских фильмах, постепенно уходит. И уж тем более, мало кто помнит кавказские фильмы – фильмы богатые яркими характерами, уникальными природными красотами и живописной историей. Что из себя, по сути, представляет кавказский фильм? Почему кинематограф южных республик всегда особняком стоял среди советских фильмов? Ответ прост. Слово чести, кодекс мужчины, доблесть, семейные ценности и дружба вкупе с мудростью старших, и все это приправленное духом авантюризма и приключений на фоне диких гор или маленького аула! Однако ошибочно ограничивать кавказский дух свободы в рамки термина «кавказское кино». Многие советские фильмы, такие как «Кавказская пленница» или «12 стульев» Гайдая, были всего лишь сняты на фоне кавказского антуража, но не потеряли при этом привлекательности для зрителей, ценящих кино с «акцентом».
История самого кавказского кинематографа началась еще в 1945 году, когда Орджоникидзе запустил Северокавказскую студию хроники. Она обслуживала автономные республики Северного Кавказа, Ставропольский край и Карачаево-Черкесский АО. На экраны вышло немало фильмов, которые, к сожалению, не так известны в народе, как их советские «конкуренты». Многие помнят картину 1979 года «Горская новелла», в которой главная героиня Светлана Смирнова самоотверженно работала в маленькой сельской школе Чечено-Ингушетии, воплощая собой идеалы того времени. Один из режиссёров картины Илес Татаев тогда отметил:
- Целое поколение вырастет на этой картине. Возможно, многие эпизоды нашего фильма помогут людям справиться с трудностями и найти правильный выход из той или иной жизненной ситуации.
О Татаеве отзывались как о трудоголике, стремящемся показать какими должны быть «люди чести». Если внимательно посмотреть этот фильм, то можно с уверенностью сказать, что это не просто кино, это пособие по жизни. Режиссёр ставил цель – показать в фильме как надо вести себя со старшими, как заботиться о природе и братьях наших меньших, как жить на одной земле с другими народами.
В 1984 году киностудия «Азербайджанфильм» выпускает на экран фильм «Воспоминание о гранатовом дереве». Действие происходит в послевоенные годы. Школьник Садык вместе с любимой тетушкой Мединой с большой радостью переезжает из деревни в город - он хорошо помнит ее рассказ об огромном гранатовом дереве, которое растет у ее дома. И, кроме того, тетушка - это единственный человек, которому он нужен. Однако жизнь здесь оказалась совсем не такой, какой рисовал ее Садык в своем воображении, но мальчик полюбил этот послевоенный город на всю жизнь. Фильм повествует о стойкости духа, дружбе и преданности. Режиссеры фильма Шамиль Махмудбеков и Гасан Турабов сняли его по повести Акрама Айлисли «Сказка старого дерева».
В этом году грузинский фильм «Древо желания» отпраздновал юбилей – 40 лет со дня выпуска на экраны советского кинематографа. Режиссер Тенгиз Абуладзе снял фильм по мотивам новелл Георгия Леонидзе и показал в своей кинокартине жизнь одной дореволюционной грузинской деревни. Сквозной линией сюжета является история возвращения в деревню девушки Мариты, которая влюбляется в небогатого односельчанина Гедиа.
В этом же году поздравления принимает легендарный режиссер Георгий Данели. Его кинокартине «Мимино» исполнилось 40 лет, его премьера в СССР состоялась 27 марта 1978 года. «Мимино» — по-грузински «сокол». Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, по воле режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой драматические ситуации. Работая в родном горном селении, Мимино перевозит на вертолете почту, фрукты, овец. Но он давно мечтает о настоящей, большой авиации. Наконец ему удается воплотить свою мечту в жизнь. Фильм уже давно занял прочную ступень в списке лучших советских фильмов и был разобран на цитаты и афоризмы.
У кавказского кинематографа было знатное прошлое и по данным некоторых аналитиков, его все еще можно вернуть. И кто знает, сколько еще выдающихся фильмов выйдет на экраны российского кино, который, кстати, в этом году отмечает свой 110-летний юбилей.
Сериал про поэтов-шестидесятников покажут на Первом канале
Конфликты и противоречия, связанные с найденной картиной Леонардо да Винчи