USD: 92.5919
EUR: 100.2704

5 самых дорогих лотов с советской выставки Sotheby’s в «Гараже»

«Русский авангард» — от Александра Родченко до Гриши Брускина

5 самых дорогих лотов с советской выставки Sotheby’s в «Гараже»

23 января в музее «Гараж» открылась выставка о первом и на данный момент единственном аукционе Sotheby’s, проведенном в Москве. В экспозиции задействованы разные материалы, воссоздающие события 1988 года: от фото- и видеодокументации до VR-инсталляции аукционного зала в формате 360 градусов. Также на выставке можно увидеть некоторые из проданных работ.

Аукцион «Русский авангард и советское современное искусство» сделал 1988 год поворотным в сознании советских людей — по словам главы «Сотбис. Россия» Михаила Каменского, «это была революция в умах, а не в деньгах».

На торги выставили работы не только всемирно известных мастеров русского авангарда — Эль Лисицкого, Александра Родченко, — но и неизвестных на тот момент на Западе современных советских художников: Ильи Кабакова, Гриши Брускина и других. Коммерческий аукцион мирового уровня должен был, с одной стороны, стать видимым доказательством горбачевской перестройки и гласности, а с другой — пополнить бюджет страны иностранной валютой.

Аукцион презентовал советское современное искусство западному миру, открыв для местных художников дорогу в Европу и США. Многие из них уехали сразу после торгов, получив клиентов-заказчиков по всему миру.

Десятки знаменитых коллекционеров, среди которых были Элтон Джон и Дэвид Боуи, съехались в Москву, заинтригованные возможностью собственными глазами увидеть то, что творится за железным занавесом. Их ожидания оправдались: прибыль от аукциона превысила ожидаемую в четыре раза и составила более 2 миллионов фунтов стерлингов — немыслимая сумма для искусства, которое на родине оценивалось в тысячах рублей. С этого момента неофициальное искусство стало официальным и вошло в контекст международного художественного рынка.

5 самых дорогих лотов аукциона

5-Е МЕСТО

Илья Кабаков. «Ответы экспериментальной группы» («Все о нем»)

СТОИМОСТЬ: 22 тысячи фунтов

Лидер советского концептуализма Илья Кабаков — пожалуй, самый яркий пример того, как аукционы превращают художников в мировых звезд, слава которых растет с каждым годом. Сразу после аукциона Кабаков уехал в Германию, а цены на его работы продолжали расти с каждым годом, в 2007-м перейдя границу в миллион долларов.

Сейчас ретроспективы творчества Кабакова и его жены проходят по всему миру, а работа «Жук» на данный момент является самым дорогим в мире произведением, созданным современным российским художником (5,8 миллиона долларов).

Есть мнение, что советский концептуализм начинается именно с «Ответов». В начале 70-х художник занимался разработкой восприятия новой живописи, имеющей дело не с предметами и объектами, а с идеей, которая делала искусством саму жизнь. В этой работе главным живописным средством является текст — имена и краткая информация о людях, записанная аккуратным бюрократическим почерком. «Ответы» — это пародия на пристрастие советского чиновничьего аппарата к таблицам, спискам и планам, в которых люди воспринимаются обезличенно, как гражданские единицы. Работу купил сам председатель правления Sotheby’s Альфред Таубман и сразу после аукциона подарил ее Министерству культуры СССР для будущего музея современного искусства, которому так и не было суждено открыться. Сейчас картина находится в коллекции Третьяковской галереи.


4-Е МЕСТО

Илья Глазунов. «Иван Грозный»

СТОИМОСТЬ: 30,8 тысячи фунтов

Ярый антисемит и неизменный любимец народа Илья Глазунов, конечно, не входил в число подпольных художников — в отличие от никому не известных нонконформистов, он отлично вписывался в отлаженную советскую систему и занимал видное место в Союзе художников.

Соединив в работе «Иван Грозный» все главные стереотипы о средневековой Руси — от красной рубахи до шапки Мономаха и разноцветных куполов собора Василия Блаженного, — Глазунов создал один из самых китчевых образов на аукционе, чем привлек внимание западных коллекционеров.

Конечно, к моменту аукциона Глазунова уже знали на Западе, его работы выставлялись в зарубежных галереях. Однако после аукциона цены поднялись и на его работы — с 3 до 50 тысяч долларов.


3-Е МЕСТО

Игорь и Светлана Копыстянские. «Восстановленное полотно» и «Пейзаж»

СТОИМОСТЬ КАЖДОЙ: 44 тысячи фунтов

Несмотря на то что Элтон Джон не выиграл в борьбе за лот «Фундаментальный лексикон» (о нем — ниже), он стал обладателем сразу двух работ львовских художников Светланы и Игоря Копыстянских. Искусство Копыстянских было лишено специфических советских мотивов и политического подтекста, из-за чего выбивалось на фоне остальных лотов. Их работы обращены к теме всей мировой культуры и истории, под давлением которой находится современный художник.

Копыстянские до сих пор работают отдельно, но выставляются всегда вместе и исключительно на Западе, куда они переехали сразу после аукциона.


2-Е МЕСТО

Гриша Брускин. «Фундаментальный лексикон»

СТОИМОСТЬ: 242 тысячи фунтов

На момент аукциона Гриша Брускин был в числе молодых художников, которых называли «новым авангардом». Он стал абсолютным героем того вечера, когда его работа (а точнее, огромный полиптих из 32 холстов) была куплена за рекордные для современного советского художника 242 тысячи фунтов.

За нее боролись Элтон Джон и неизвестный покупатель из Мюнхена, в итоге победил последний. «Фундаментальный лексикон» — это словарь, пособие по современности художника, понятной каждому советскому человеку. Фигурки — простые люди и одновременно предвестники распада СССР — единым строем несут символы советской культуры и власти.

Через неделю после аукциона Брускин уехал в США и с тех пор находится на первых позициях списков самых дорогих российских художников современности.


1-Е МЕСТО

Александр Родченко. «Линия»

СТОИМОСТЬ: 330 тысяч фунтов

Самым дорогим произведением ожидаемо стала работа знаменитого художника-авангардиста Александра Родченко «Линия» (1920). Почему ожидаемо? Мода на русский авангард начала века на Западе с каждым годом только набирала обороты.

Живопись Родченко часто подделывали, а на аукционе 1988 года все работы были представлены потомками художников, что сводило вероятность обмана к минимуму. Вдобавок аукцион позволил вывезти ее из СССР легально, что из-за железного занавеса было практически невозможно. Следующая такая возможность выдалась коллекционерам спустя почти 30 лет. После знаменитого аукциона работы Родченко часто попадались на торгах, но это были преимущественно фотография и графика.

В 2016 году живописная абстракция Родченко на аукционе русского искусства Sotheby’s уже стоила в десять раз больше по сравнению с рекордом 1988 года —3,6 миллиона фунтов.

the-village.ru

Также в рубрике

Руководитель екатеринбургского "Коляда-театра", известный своей активной поддержкой Владимира Путина, устроил пьяный дебош на борту воздушного судна 

 0
Шесть подлинных предметов мебели вернулись в Государственный музей-заповедник "Павловск"
 0