USD: 92.5919
EUR: 100.2704

«Вам придется стать другими людьми»

Легендарному кинофильму «Тихий Дон» — 60 лет

«Вам придется стать другими людьми»

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, мучительная запретная любовь и самобытная жизнь казаков — 60 лет назад вышла культовая кинолента Сергея Герасимова «Тихий Дон».

26 октября 1957 года состоялась премьера трехсерийного фильма, снятого по одноименному роману лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Главные роли

Сюжет

В основе сюжета — история казачьей семьи Мелеховых. Действие происходит в годы Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. 

Григорий, младший сын донского казака Пантелеймона Прокофьевича Мелехова, испытывает сильные чувства к Аксинье, жене соседа Степана Астахова, которая отвечает ему взаимностью. Отношения не разрываются даже после того, как Григорий по настоянию отца женится на Наталье Коршуновой. Не найдя счастья в семейной жизни, Григорий уходит из семьи вместе с Аксиньей. Вместе с жизнью главных героев меняется и жизнь страны — начинается Первая мировая война.

На роль главной героини Аксиньи пробовались многие актрисы — выбор пал на молодую Элину Быстрицкую, страстно мечтавшую об этой роли. Решающим стало мнение Шолохова, который посмотрел все отснятые пробы и, увидев Быстрицкую, сказал: «Так вот же Аксинья!».

В ответ настоящая донская казачка, ученица Герасимова Нонна Мордюкова обиделась и на актрису, и на режиссера. 

Ради звездной роли Быстрицкая изменила фигуру, поправившись на 15 кг, и научилась держаться в седле, преодолев страх перед лошадьми. Многому, по словам актрисы, приходилось учиться на ходу у казаков во время съемок в донской станице.

«Оказалось, к примеру, целое искусство — носить воду ведрами так, чтобы она не плескалась и чтобы встречным казакам нравилось. Меня этому учила баба Уля: «А ты неси бедрами… Бедрами, бедрами неси…». Я никак не могла в начале понять, как это ведра с водой можно нести «бедрами», если они на коромысле. А баба Уля давала мне «режиссерские» указания:

«Ты понимаешь, энту воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке пондравилось…», — вспоминает Быстрицкая в своей книге «Встречи под звездой надежды».

Григория Мелехова сыграл никому не известный актер Театра им. Станиславского Петр Глебов, которому на момент съемок было за сорок. Сергей Герасимов случайно заметил Глебова в массовке и пригласил на пробы, отказав в итоге своему ученику Сергею Бондарчуку. Роль Мелехова оказалась Глебову близка — актер, детство которого прошло в деревне, был знаком с сельской жизнью не понаслышке: умел пахать, скакать на лошади, косить, удить рыбу. Глебов считал день, когда его утвердили на роль Мелехова, днем своего рождения.

Как снимали

Впервые Сергей Герасимов задумал экранизировать «Тихий Дон» в 1939 году, но тогда его заявку отклонили из-за сложных отношений между Сталиным и Шолоховым. Позднее режиссер вспоминал, как ему посоветовали «не выводить на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей».

Вторая попытка Герасимова, предпринятая им уже после смерти Сталина, оказалась удачной, и в августе 1956 года режиссер приступил к съемкам в павильонах киностудии им. Горького.

«Герасимов торопился, он уже измерял свою жизнь съемочными днями. На самой первой встрече он сказал нам: «Мы начинаем работу над «Тихим Доном». Вам придется стать другими людьми», — вспоминает Элина Быстрицкая. 

В начале октября съемочная группа отправилась в экспедицию в район старейшего донского хутора Диченский, расположенного в 14 км от города Каменск-Шахтинский, где были построены декорации хутора «Татарский». В трех километрах от Диченского разместились декорации «усадьбы Листницких».

Места для съемок Герасимову посоветовал сам Шолохов. 

Жители хутора снимались в массовых сценах и эпизодических ролях, а актеры жили в семьях казаков, наблюдая за бытом и особенностями казачьей жизни.

«Мужчин-актеров предупредил (Герасимов — прим. «Газеты.Ru»), чтобы «подготовили» свои руки — они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам. Кто-то, не помню уж, кто, с сомнением произнес: «Но мы же не в земле копаемся, как тут быть?».

Герасимов ответил: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете — соседям помогите, — пишет Быстрицкая. — ...Трудно даже представить, сколько я в те дни перестирала, перечистила, перемыла! Мне надо было во что бы то ни стало стать казачкой — женщиной, которая имеет дело с землей, водой, которую обвевают ветры и обжигает солнце и которая много и тяжело работает, оставаясь любимой и желанной.

Я плясала с казаками, пела с ними и в конце концов вписалась в их круг, как вписываются в пейзаж». 

О казаках

Прокат и награды

В первый год лента собрала около 47 млн зрителей и стала лидером проката. Фильм получил множество наград и на фестивалях: большую премию «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах (1958 г.), диплом Гильдии режиссеров США за лучший иностранный фильм (1958 г.), первую премию и премию за лучшую режиссуру на ВКФ (1958 г.), третью премию за операторскую работу на ВКФ (1058 г.), диплом на МКФ в Мехико (1959 г.).

Местные казаки поразили актеров своей приветливостью, тактичностью и заботой. Они «не донимали вопросами-расспросами, не глядели в спину», по словам Быстрицкой. В казаках чувствовалась особая гордость, «воспитанная десятилетиями, если не столетиями свободной жизни, основанной на жесткой ратной дисциплине и очень своеобразной «казачьей» демократии».

Быт казаков стал притчей во языцех. Во многих домах местных жителей хранились старинные деревянные сундуки с парадной казачьей формой, регалиями, знаками отличия.

На крышках сундуков встречались портреты последнего русского царя Николая II.

На почетном месте в избах были фотографии отцов, дедов и прадедов с наградами за службу.

«И ничто — даже жесточайшие репрессии — не в состоянии было изменить эти традиции. Я думала тогда: кому они служили? Императору? Отечеству? Скорее всего эти понятия у них совпадали», — говорит Элина Быстрицкая.

Реакция первого зрителя

Первым зрителем картины стал автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов. После просмотра писатель сказал: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом».

Элина Быстрицкая после выхода фильма была удостоена звания полковника казачьих войск, а Петр Глебов — генерал-майора с правом ношения формы и оружия.

gazeta.ru

Также в рубрике

Журнал «Отдых в России» беседует с продюсерами московских гастролей испанского театра Kamchatka Полиной Михайловой и Дарьей Шадриной

 0