Дали едет в Петербург!
С 1 апреля по 2 июля в петербургском Музее Фаберже пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»
С 1 апреля по 2 июля в Музее Фаберже Санкт-Петербурга пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Для музея это второй заметный проект, созданный совместно с зарубежными институциями и их кураторами после прошлогодней нашумевшей
На этот раз в Петербург привезли 145 работ из музеев и частных собраний, включая 25 живописных полотен и несколько графических серий, а экспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов и заимствований в работах Дали. Саму ретроспективу нельзя назвать таким уж беспрецедентным случаем: фонд «Гала — Сальвадор Дали», который занимается ее организацией, известен своей активностью, регулярно открывает выставки и даже
К открытию выставки The Village подготовил компактный гид на основе ключевых экспонатов, которые увидят зрители.
«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»
КОГДА: 1 апреля — 2 июля
ГДЕ: Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, 21)
СТОИМОСТЬ: 450 рублей
Сюрреалист
Самые ранние работы на выставке датированы 1934 годом — знаковым в жизни Дали. Именно в
Дали еще очарован фрейдистским учением и создает свои полотна с явной оглядкой на него. Так, в «Пейзаже с загадочными элементами» он соединяет реальное и воображаемое: в декорациях типичного ампурданского пейзажа с кипарисами и уходящими за линию горизонта пустынными полями он изображает сидящего за мольбертом Вермеера и самого себя в образе ребенка в матросском костюме, прогуливающегося с няней.
«Пейзаж с загадочными элементами», 1934 год. Дерево, масло. Собрание фонда «Гала — Сальвадор Дали», Фигерас
Спаситель искусства
В 1937 году Дали посещает Италию и под впечатлением от произведений эпохи Возрождения постепенно отказывается от экспериментов с пропорциями человеческого тела, стараясь вернуться к правильному академическому рисунку. Дали противопоставляет себя (во всяком случае, на словах) модернистам, а позднее даже объявляет спасителем от деградации в искусстве, сравнивая свои работы с работами Пикассо и заявляя, что тот «занимается не красотой, а уродством».
Прежде ориентированный по большей части на современников, теперь он мыслит себя ренессансным мастером, а в качестве ролевой модели выбирает Бенвенуто Челлини — флорентийского скульптора, ювелира и художника. В 1940 году, сбежав от войны в США, Дали пробует себя в роли декоратора и ювелира, а также, подобно Челлини, издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». В 1945 году издательство Doubleday & Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций к новому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХ века», что ему очень льстит.
Герой глянца и медиа
Дали часто упрекают в том, что большую часть таланта он растратил на коммерческие и откровенно рекламные проекты. Первым на это указал Бретон, придумавший анаграмму «Avida Dollars» («алчный до долларов»). Дали, впрочем, вовсе не стесняется участия в коммерческих предприятиях, а часто и сам ищет его, ссылаясь на художников Возрождения, которые жили преимущественно за счет дорогих заказов. Работы Дали для медиа, которым, например, был посвящен отдельный проект в московском ММОМА, на этот раз в экспозицию не попали, но упоминание о них есть. Так, на выставке покажут «Женщину с бабочкой» — центральный элемент инсталляции, созданной в 1958 году для фармацевтической лаборатории Уоллеса. Компания в тот момент выпускала на рынок транквилизатор «Милтаун» и обратилась к Дали с просьбой создать для проводимой ими конференции объект, который бы мог наглядно продемонстрировать действие препарата. Дали придумал
«Женщина с бабочкой», 1958 год. Оргстекло, масло. Частное собрание
Мистик
В 1949 году папа римский Пий XII принимает художника в Ватикане. А спустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации к новому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию со дня рождения Данте. В мае 1954 года в палаццо Паллавичини в Риме проходит выставка. Дали на ней появляется из метафизического куба, изображая творческое возрождение, и объявляет себя мистиком, отрекшимся от атеистического прошлого. Эффектный перформанс, впрочем, никого не убеждает — пресса и критики принимаются ругать Дали, обвиняя его в порнографии и неспособности вникнуть в замысел поэмы. В результате Институт печати расторгает договор с художником и отказывается от публикации книги, однако позднее, в 1960 году, ее выпускают в Париже благодаря участию французского издателя Жозефа Форе.
Что касается самих иллюстраций, Дали активно цитирует классиков, в первую очередь Сандро Боттичелли, например вдохновляясь Венерой с его картины «Весна» при изображении Беатриче.
Поп-артист
Последние заметные работы Дали датированы 1982–1983 годами, после этого живописью художник больше не занимается. В 1982 году умирает Гала, в это время Дали увлеченно интерпретирует работы Микеланджело. Подготовительной частью занимаются помощники, копирующие фрески и изображения скульптур с фотографий или открыток на холст. По сути Дали здесь прибегает к методу
Ключевая работа здесь — «Геологическое эхо. Пьета», в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме. Дали помещает Мадонну с безжизненным телом Христа на руках в пустынный пейзаж со скалами, которые, по мнению специалистов, напоминают риф Эс Кукурукук в Кадакесе — том самом городе, в котором Дали впервые в детстве познакомился с современным искусством. Главный мотив этого периода — смерть, основной цвет — серый.
«Геологическое эхо. Пьета», 1982 год. Холст, масло. Собрание фонда «Гала — Сальвадор Дали», Фигерас
Источник: www.the-village.ru
В дни новогодних каникул музеи Тульского музейного объединения (ТМО) посетили более 58 тыс. человек, что превысило показатели прошлого года практически вдвое
Депутат Госдумы считает необходимым учредить отдельное ведомство, отвечающее за археологические исследования на полуострове