От «Сестёр» к «Хардкору»
КиноПоиск про российское кино в XXI веке
Чего достигли российские кинематографисты за первые 15 лет нового века? Сколько сняли картин и сколько на них заработали? Сколько появилось новых звезд? Какие фильмы полюбились широкой аудитории, а какие получили признание на мировом уровне? Аналитики Яндекса вместе с редакцией КиноПоиска на основе данных kinopoisk.ru составили подробный обзор того, что происходило с российским кино в 2001–2015 годах.
Выход из сумрака
15 лет в цифрах и фактах
К 2001 году российский кинематограф подошел в состоянии, далеком от благополучного. В производство вкладывались сомнительные инвесторы, главные фильмы эпохи расходились на видеокассетах, а в кинотеатрах легче было найти шубы и запчасти, чем репертуарные новинки. Зрители почти перестали ходить в кино.
Российский кинематограф как индустрия сформировался именно в первой половине
$1,78 млрд
собрали российские фильмы в прокате за 15 лет
Тематически и стилистически новый век стартовал с отголосков
Внутри кинематографического сообщества все эти 15 лет было не очень спокойно: то раскол в Союзе кинематографистов, то постоянные изменения в системе субсидий (устаканившейся только с появлением Фонда кино), то назначение нового министра культуры. Все это не добавляло еще не окрепшей индустрии стабильности. Но несмотря на это, на протяжении всех 15 лет отечественные режиссеры снимали фильмы, вызывавшие бурные дискуссии как в среде профессиональных критиков, так и у обычных зрителей. От «Груза 200» до «Левиафана», от «Школы» до «Горько!» — российский кинематограф и телевидение постоянно находили, чем удивить и взволновать аудиторию.
Редакция КиноПоиска вместе с аналитиками Яндекса посмотрела, как эпоха с 2001 по 2015 год отражена в крупнейшей российской базе данных о кино. Мы изучили, как менялись популярность разных жанров и количество выходящих фильмов, какие проекты и режиссеры пользовались наибольшим успехом на международных фестивалях, а также какие российские картины получили самый высокий рейтинг и самое большое количество оценок на КиноПоиске. Посмотрели мы и на кадровый состав в российском кино: какие профессии выбирают чаще всего, какие актеры поставили рекорд по количеству фильмов, с какими профессионалами предпочитают работать те или иные режиссеры или продюсеры. На основе исследования составили рейтинг главных людей в киноиндустрии в соответствии с популярностью проектов, в которых они участвовали. Отдельное внимание мы уделили сериалам, изучив, как с годами менялись предпочтения телезрителей.
Смех и пафос
Какие жанры предпочитают кинематографисты и зрители
В графе «жанр» на КиноПоиске часто указано несколько категорий, и в исследовании учитывались все. На графике отражены абсолютные цифры: можно заметить, что в целом драм появлялось больше, чем комедий, а вот триллеров, боевиков и криминальных историй — примерно поровну. Наименее популярные в российском кино темы — биографические и детские фильмы, мюзиклы и кино о спорте. Легко отследить, как менялась производительность российской киноиндустрии — от скромных 68 фильмов в 2001 году до урожайного 2008 года (200 фильмов) и, через небольшое падение после финансового кризиса, к новому подъему в
Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне (у них самый высокий средний рейтинг). В основном такие картины относятся к драмам («В августе
Популярности военных фильмов есть несколько объяснений. С одной стороны, подобные ленты продолжают традиции классического советского военного кино и напоминают зрителям о героях прошлого. С другой стороны, они сочетают в себе зрелище, адресованное зрителям разных полов и поколений: тут есть и драматические обстоятельства, которые провоцируют актеров на создание сложных образов, и эффектные батальные сцены, требующие высоких затрат и нестандартных технических решений. Нельзя забывать, что в России, как и за рубежом, зрители ходят в кино либо за лёгким времяпрепровождением (отсюда стабильный интерес к комедиям), либо за определённого рода визуальным аттракционом, который до пришествия на российские экраны IMAX заменяли именно сложнопостановочные фильмы о войне.
Великолепные пятёрки
Какие картины пользуются популярностью у зрителя
Для определения значимости фильма мы выбрали три критерия: кассовые сборы, количество оценок и рейтинг на КиноПоиске. Из более чем двух тысяч полнометражных игровых фильмов далеко не все нашли признание у публики и критиков. Каждый год появлялось в среднем всего 50–60 кинолент, которые смогли набрать свыше тысячи оценок на КиноПоиске. И совсем немногие получили высочайший рейтинг одобрения пользователей — больше 7.5 балла из 10 возможных.
Учитывая любовь россиян к фильмам о войне, логично, что самым кассовым фильмом нового века оказался «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Не стоит забывать и о том, что проект Бондарчука стал первым отечественным фильмом в формате IMAX. Это побудило зрителя, скептически настроенного по отношению к отечественному кино, сходить в кинотеатр, чтобы в том числе оценить умение российских кинематографистов работать с новыми технологиями.
Однако самые кассовые фильмы далеко не всегда становятся самыми популярными у зрителей.
Так, спортивная драма «Легенда №17» про победу советской сборной по хоккею не попала в пятерку самых кассовых фильмов, однако возглавила два других топа — по рейтингу и по количеству оценок. У картины был широкий — 1400 копий — прокат, однако популярным и любимым его сделали в первую очередь ностальгия по советским победам, крепкий сценарий и сильные актерские работы. В итоге «Легенда №17» стала одним из двух российских фильмов последних 15 лет (вместе с комедией «О чём говорят мужчины»), которым удалось преодолеть планку в 100 тысяч пользовательских оценок. Картина с Данилой Козловским также стала лидером и по среднему рейтингу на КиноПоиске — 8.03 балла.
Львы, пальмы и медведи
Российское кино на международных фестивалях
Российское кино пользуется популярностью и за рубежом, регулярно посещая влиятельные кинофестивали. Самый любимый режиссёр международного киносообщества — создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Каждая его картина была неоднократно отмечена за рубежом, с ним же были связаны все наши значительные успехи в Каннах. А номинация его «Левиафана» на «Оскар» стала поводом для ожесточенных споров внутри страны.
Может показаться, что Берлинский кинофестиваль игнорирует российских режиссёров, однако это не так: организаторы смотра редко включали фильмы из России в основной конкурс (и только две картины за последние 15 лет ушли с него с наградами), но авторское и экспериментальное кино регулярно появлялось и появляется в программах «Форум» и «Панорама». Отборщики Берлинале обращали внимание на работы Игоря Волошина, Анны Меликян, Алексея Мизгирёва, Светланы Басковой.
Самым «лояльным» к российскому кино из мировых смотров остаётся Венецианский фестиваль.
Если в Берлине и Каннах отечественные фильмы за 15 лет так и не получили главного приза, то в Венеции «Золотой лев» доставался российским режиссёрам аж дважды (Звягинцеву за «Возвращение» и Сокурову за «Фауста»). Всего же с фестиваля наши фильмы, которые регулярно попадают в основной конкурс, увезли восемь наград.
Однако Венеции не переплюнуть показатели Московского международного фестиваля: смотр в столице России давно не является событием мирового масштаба, но его основная программа традиционно включает громкие российские премьеры, а интернациональное жюри регулярно отмечает их наградами.
О любви, коротко
Как называют отечественные фильмы
«Любовь», «день» и «жизнь» — эти простые слова чаще всего можно увидеть на афишах российских фильмов. В России решение о названии
Отечественные авторы становятся всё лаконичнее: эксперименты с длинными названиями российский кинематограф ставил только в начале
Видимый и невидимый фронт
Портрет индустрии
База КиноПоиска насчитывает более 45 тысяч человек, которые принимали участие в создании российских фильмов, сериалов и мультфильмов с 2001 по 2015 год. Причём речь идёт только о ключевых фигурах кинопроизводства — актёрах, продюсерах, режиссёрах, сценаристах, операторах, художниках, композиторах и монтажёрах, без учета работников вспомогательных служб.
45 280
человек работало в российской киноиндустрии на протяжении последних 15 лет
Более половины от этих 45 тысяч приняли участие лишь в одном проекте. Как правило, это актёры, сыгравшие только одну роль. Одни не нашли «звёздный» проект или «своего» режиссёра, другие оказались не готовы к тяжёлому и упорному труду — многочасовым съёмкам с бесконечной чередой дублей в условиях нервной обстановки на площадке.
Не редкость, когда один и тот же человек выступает сразу в нескольких ролях, являясь одновременно режиссёром и сценаристом (а иногда ещё и актёром, монтажёром и композитором — например, как Юрий Быков). Чаще всего совмещают разные профессии режиссёры, а также сценаристы и
Мужское царство
Главные люди в российском кино
Рейтинг российских кинематографистов, составленный по популярности фильмов на Кинопоиске, — преимущественно мужской. Это логичное отражение ситуации в отечественном кино: традиционно женщины работали в основном в авторском, не доходящем до широкого зрителя сегменте. Самым заметным фильмом, снятым женщиной за изучаемый период, остаётся «Питер FM» Оксаны Бычковой, и это скорее исключение, подтверждающее правило. В последнее время как режиссёров женского пола, так и
Одни из самых популярных российских актеров — Константин Хабенский и Данила Козловский — практически не пересекались на съемочных площадках. У них всего один совместный фильм в карьере — «Распутин».
Остальные места в списке актёров распределились между мужчинами, которым в силу разного возраста и типажа практически не приходится конкурировать за роли. Самым разноплановым остаётся Константин Хабенский, одинаково любимый зрителями и в массовых комедиях, и в фестивальных драмах, и в фэнтези про «иных». Самый молодой, но уже сверхвостребованный участник списка — Данила Козловский, которого уже сейчас можно сравнить по популярности с тем же Хабенским.
Рейтинг режиссёров представляет собой своеобразную модель российского кинематографа в миниатюре. На верхней строчке — пионер в области массового кино Тимур Бекмамбетов. За авторское кино в списке отвечают Алексей Балабанов, каждый фильм которого становился предметом жарких споров, и Андрей Звягинцев, один из самых известных за рубежом молодых российских режиссеров. Пожалуй, самое неожиданное имя в рейтинге — Сергей
Сергей Сельянов, продюсер культовых фильмов Алексея Балабанова, закономерно лидирует в рейтинге продюсеров, к тому же на его счету сверхуспешная анимационная франшиза про трех богатырей (в данном рейтинге не учитывалась) и многочисленные эксперименты с жанровым кино, от совсем скромного «Парня с нашего кладбища» до нашумевшего и потребовавшего кропотливой работы с визуальными эффектами «Призрака». Глава Первого канала Константин Эрнст поддержал как продюсер сразу несколько громких проектов, определивших отношение зрителя к отечественному коммерческому кино, — прежде всего это «Дозоры» и «Высоцкий. Спасибо, что живой». А вот на десятой строчке — благодаря работе над «Бумером» — расположился Сергей Члиянц, несмотря на то что после 2006 года он сделал почти десятилетний перерыв в карьере.
В списке сценаристов преобладают имена тех, для кого эта профессия не является профильной (Бекмамбетов, эстрадные артисты из «Квартета И»), а также авторов жанровых, коммерческих картин, которые, как правило, ругают за шаблонные сценарии. Исключения — Денис Родимин, Юрий Коротков, Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий. Из признанных критиками авторов в рейтинг вошёл лишь Алексей Балабанов, переводчик по образованию и автор сценариев ко всем своим фильмам.
Свой в кругу своих
Творческие союзы в индустрии
Не секрет, что постепенно в кино формируются творческие тандемы — и не только тандемы. Продюсеры предпочитают работать с одними и теми же режиссерами, режиссеры формируют союзы с операторами и актерами. Так, Андрей Звягинцев снимает все свои фильмы с оператором Михаилом Кричманом, Николай Лебедев выбирает на главную роль в своих картинах Данилу Козловского, а Тимур Бекмамбетов точно знает, что Константин Хабенский станет одним из факторов успеха его картин.
Бригада интернов
Какие сериалы пользуются популярностью у зрителя
Если в начале нулевых ежегодно появлялось около 50 сериалов, то к концу описываемого
Самым же оцениваемым (и постепенно терявшим свой рейтинг на протяжении лет) стал, наоборот, комедийный сериал о буднях врачей — «Интерны» (больше 80 тысяч оценок). Он обогнал по количеству оценок даже культовую «Бригаду» (больше 72 тысяч оценок). Кстати, время «Бригады» постепенно прошло: если в начале нулевых на телевидении правили бал криминальные детективы и боевики, то сейчас на первое место вышли всё те же комедии и драмы.
2 420 сериалов произведено с 2001 по 2015 год.
Это всего 13% от общего числа сериалов на КиноПоиске.
17 678 зарубежных сериалов появилось в то же время.
2,48 млн оценок поставили российскимсериалам, вышедшим за исследуемый период.
24,1% — доля оценок, поставленных русским сериалам, среди всех сериальных оценок на КиноПоиске.
Сериал с самым высоким рейтингом
8.5
Идиот
Одним из главных факторов успеха сериала стал актерский состав. В сериале сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и другие заметные актеры.
Самый активный сериальный актёр
Владимир Стержаков
106 сериалов
На счету актера много популярных проектов, но самый рейтинговый из них — сериал «Кухня». В нем Стержаков сыграл бизнесмена Даниила Алёхина.
Самая активная сериальная актриса
Ольга Хохлова
94 сериала
Самый рейтинговый проект актрисы — сериал «Измены» на ТНТ, в нем Хохлова сыграла маму Даши, подруги главной героини.
Режиссёр, который снял больше всего сериалов
Владислав Николаев
27 сериалов
При этом насчитывается 540 режиссеров, которые за 15 лет сняли только один сериал.
Источник: www.kinopoisk.ru
Посетители выставки могут погрузиться в атмосферу тыловой жизни времен Великой Отечественной войны
Познакомившись в общежитии ВГИКа Сергей Сельянов и Алексей Балабанов стали друзьями, а затем и постоянными партнёрами: Сельянов, сценарист и режиссер по образованию, стал продюсером фильмов друга. Вместе учились и создатели «Квартета И»: теперь бывшие однокурсники из ГИТИСа успешно снимают комедии и стали в сознании зрителя своеобразным брендом. Нельзя не упомянуть и родственные связи, часто перерастающие в профессиональные: режиссёры нередко снимают в своих картинах детей, жен и других членов семьи. Например, так началась карьера Константина Крюкова: Федор Бондарчук пригласил племянника — юриста и ювелира по образованию —9-й роте».
сниматься в «