USD:
EUR:

От «Сестёр» к «Хардкору»

КиноПоиск про российское кино в XXI веке 

 

 

От «Сестёр» к «Хардкору»

Чего достигли российские кинематографисты за первые 15 лет нового века? Сколько сняли картин и сколько на них заработали? Сколько появилось новых звезд? Какие фильмы полюбились широкой аудитории, а какие получили признание на мировом уровне? Аналитики Яндекса вместе с редакцией КиноПоиска на основе данных kinopoisk.ru составили подробный обзор того, что происходило с российским кино в 2001–2015 годах.

Выход из сумрака

15 лет в цифрах и фактах

К 2001 году российский кинематограф подошел в состоянии, далеком от благополучного. В производство вкладывались сомнительные инвесторы, главные фильмы эпохи расходились на видеокассетах, а в кинотеатрах легче было найти шубы и запчасти, чем репертуарные новинки. Зрители почти перестали ходить в кино.

Российский кинематограф как индустрия сформировался именно в первой половине 2000-х. Общее укрепление экономики не могло не сказаться на кинобизнесе: в крупных городах стали появляться современные кинозалы и первые мультиплексы; у зрителя вырос доход и потребность в развлечениях; на телевидение потекли большие рекламные бюджеты. Российские продюсеры, живо реагируя на это, стали предлагать людям все больше самых разных картин, экспериментируя с научной фантастикой, крупнобюджетными военными драмами, ремейками советских фильмов и даже авторским кино. И если в конце 90-х в среднем появлялось около 90 отечественных фильмов в год, то к середине 2010-х эта цифра перевалила за 250.

$1,78 млрд

собрали российские фильмы в прокате за 15 лет 

Тематически и стилистически новый век стартовал с отголосков 90-х. Но постепенно российские режиссеры отошли от фильмов о войне и бандитах, освоили массовое кино (первым настоящим прорывом в котором стал «Ночной дозор»), большие бюджеты, а некоторые даже отправились попытать счастья в Голливуде. Одновременно с этим зародилось и свежее слово в авторском кинематографе — так называемая «новая волна» режиссеров (Хомерики, Попогребский, Хлебников), поехавшая, в свою очередь, покорять международные фестивали.

Внутри кинематографического сообщества все эти 15 лет было не очень спокойно: то раскол в Союзе кинематографистов, то постоянные изменения в системе субсидий (устаканившейся только с появлением Фонда кино), то назначение нового министра культуры. Все это не добавляло еще не окрепшей индустрии стабильности. Но несмотря на это, на протяжении всех 15 лет отечественные режиссеры снимали фильмы, вызывавшие бурные дискуссии как в среде профессиональных критиков, так и у обычных зрителей. От «Груза 200» до «Левиафана», от «Школы» до «Горько!» — российский кинематограф и телевидение постоянно находили, чем удивить и взволновать аудиторию.

Редакция КиноПоиска вместе с аналитиками Яндекса посмотрела, как эпоха с 2001 по 2015 год отражена в крупнейшей российской базе данных о кино. Мы изучили, как менялись популярность разных жанров и количество выходящих фильмов, какие проекты и режиссеры пользовались наибольшим успехом на международных фестивалях, а также какие российские картины получили самый высокий рейтинг и самое большое количество оценок на КиноПоиске. Посмотрели мы и на кадровый состав в российском кино: какие профессии выбирают чаще всего, какие актеры поставили рекорд по количеству фильмов, с какими профессионалами предпочитают работать те или иные режиссеры или продюсеры. На основе исследования составили рейтинг главных людей в киноиндустрии в соответствии с популярностью проектов, в которых они участвовали. Отдельное внимание мы уделили сериалам, изучив, как с годами менялись предпочтения телезрителей.

Смех и пафос

Какие жанры предпочитают кинематографисты и зрители

В графе «жанр» на КиноПоиске часто указано несколько категорий, и в исследовании учитывались все. На графике отражены абсолютные цифры: можно заметить, что в целом драм появлялось больше, чем комедий, а вот триллеров, боевиков и криминальных историй — примерно поровну. Наименее популярные в российском кино темы — биографические и детские фильмы, мюзиклы и кино о спорте. Легко отследить, как менялась производительность российской киноиндустрии — от скромных 68 фильмов в 2001 году до урожайного 2008 года (200 фильмов) и, через небольшое падение после финансового кризиса, к новому подъему в  2015-м (252 фильма). Важно помнить о производственном цикле фильма, который порой длится 2–3 года (именно поэтому кризис отражается на киноотрасли не сразу), и о новой системе государственной поддержки, которая как раз начала давать плоды в 2014 и 2015 годах. При подсчете количества фильмов учитывались все полнометражные игровые проекты с датой производства с 2001 по 2015 год (в том числе в график могли попасть не вышедшие в прокат и незавершенные картины). Поэтому график производительности отличается от графика проката — так, по данным Фонда кино, в прокат в 2015 году вышло всего 123 ленты.

Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне (у них самый высокий средний рейтинг). В основном такие картины относятся к драмам («В августе 44-го», «9-я рота», «Сталинград», «Битва за Севастополь» и другие), но встречаются и комедии (например, «Пять невест»).

Популярности военных фильмов есть несколько объяснений. С одной стороны, подобные ленты продолжают традиции классического советского военного кино и напоминают зрителям о героях прошлого. С другой стороны, они сочетают в себе зрелище, адресованное зрителям разных полов и поколений: тут есть и драматические обстоятельства, которые провоцируют актеров на создание сложных образов, и эффектные батальные сцены, требующие высоких затрат и нестандартных технических решений. Нельзя забывать, что в России, как и за рубежом, зрители ходят в кино либо за лёгким времяпрепровождением (отсюда стабильный интерес к комедиям), либо за определённого рода визуальным аттракционом, который до пришествия на российские экраны IMAX заменяли именно сложнопостановочные фильмы о войне.

Великолепные пятёрки

Какие картины пользуются популярностью у зрителя

Для определения значимости фильма мы выбрали три критерия: кассовые сборы, количество оценок и рейтинг на КиноПоиске. Из более чем двух тысяч полнометражных игровых фильмов далеко не все нашли признание у публики и критиков. Каждый год появлялось в среднем всего 50–60 кинолент, которые смогли набрать свыше тысячи оценок на КиноПоиске. И совсем немногие получили высочайший рейтинг одобрения пользователей — больше 7.5 балла из 10 возможных.

Учитывая любовь россиян к фильмам о войне, логично, что самым кассовым фильмом нового века оказался «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Не стоит забывать и о том, что проект Бондарчука стал первым отечественным фильмом в формате IMAX. Это побудило зрителя, скептически настроенного по отношению к отечественному кино, сходить в кинотеатр, чтобы в том числе оценить умение российских кинематографистов работать с новыми технологиями.

Однако самые кассовые фильмы далеко не всегда становятся самыми популярными у зрителей.

Так, спортивная драма «Легенда №17» про победу советской сборной по хоккею не попала в пятерку самых кассовых фильмов, однако возглавила два других топа — по рейтингу и по количеству оценок. У картины был широкий — 1400 копий — прокат, однако популярным и любимым его сделали в первую очередь ностальгия по советским победам, крепкий сценарий и сильные актерские работы. В итоге «Легенда №17» стала одним из двух российских фильмов последних 15 лет (вместе с комедией «О чём говорят мужчины»), которым удалось преодолеть планку в 100 тысяч пользовательских оценок. Картина с Данилой Козловским также стала лидером и по среднему рейтингу на КиноПоиске — 8.03 балла.

Львы, пальмы и медведи

Российское кино на международных фестивалях

Российское кино пользуется популярностью и за рубежом, регулярно посещая влиятельные кинофестивали. Самый любимый режиссёр международного киносообщества — создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Каждая его картина была неоднократно отмечена за рубежом, с ним же были связаны все наши значительные успехи в Каннах. А номинация его «Левиафана» на «Оскар» стала поводом для ожесточенных споров внутри страны.

Может показаться, что Берлинский кинофестиваль игнорирует российских режиссёров, однако это не так: организаторы смотра редко включали фильмы из России в основной конкурс (и только две картины за последние 15 лет ушли с него с наградами), но авторское и экспериментальное кино регулярно появлялось и появляется в программах «Форум» и «Панорама». Отборщики Берлинале обращали внимание на работы Игоря Волошина, Анны Меликян, Алексея Мизгирёва, Светланы Басковой.

Самым «лояльным» к российскому кино из мировых смотров остаётся Венецианский фестиваль.

Если в Берлине и Каннах отечественные фильмы за 15 лет так и не получили главного приза, то в Венеции «Золотой лев» доставался российским режиссёрам аж дважды (Звягинцеву за «Возвращение» и Сокурову за «Фауста»). Всего же с фестиваля наши фильмы, которые регулярно попадают в основной конкурс, увезли восемь наград.

Однако Венеции не переплюнуть показатели Московского международного фестиваля: смотр в столице России давно не является событием мирового масштаба, но его основная программа традиционно включает громкие российские премьеры, а интернациональное жюри регулярно отмечает их наградами.

Также в рубрике

Посетители выставки могут погрузиться в атмосферу тыловой жизни времен Великой Отечественной войны

 0
В Эрмитаже в понедельник состоится премьера проекта "Флора"
 0