«Охрипший от ярости гений добра»…
Выставка Александра Лабаса "Отзвуки Хиросимы" в Музее Востока – не забыть, не допустить вновь!
Фото: Олег Злобин
Александр Аркадьевич Лабас (1900-1983) – художник с мировым именем, и в специальном представлении не нуждается. Русский авангард без него немыслим и непредставим. Его работы всегда узнаваемы и исключительно индивидуальны.
Ровесник XX века, Александр Лабас и сегодня остается удивительно остросовременным художником – в его работах можно увидеть то, что волнует сегодня каждого. Что и подтверждает выставка «Отзвуки Хиросимы», открытая в Государственном Музее Востока 25 августа. Экспонаты выставки – собственность семьи художника, открыла выставку внучка Александра Лабаса, Алиса Лабас. Сама идея представить до сих пор не выставлявшиеся работы художника, посвященные трагедии Хиросимы, возникла именно в его семье, которая бережно сохраняет память об Александре Лабасе.
Как охарактеризовал серию акварелей «Отзвуки Хиросимы» публицист Игорь Дудинский, - «Это наш ответ «Гернике» Пабло Пикассо». Такие ассоциации возникают не случайно. Классическая работа Пикассо, созданная после варварской бомбардировки, стершей в 1937 году с лица земли испанский город Гернику, впервые художественным языком масштабно показала миру, что такое преступление против человечности.
«Отзвуки Хиросимы» предельно эмоциональны. Удивительно светлый и лиричный художник, Александр Лабас, в этом цикле как будто воплощает «охрипший от ярости гений добра», говоря словами погибшего в 1942 году поэта Алексея Годзева. Изображения умирающих в адском атомном пламени беззащитных людей, матерей, пытающихся спасти детей, и их предельно спокойных палачей, напоминающих роботов – два полюса мира. Мира, который допустил недопустимое.
Напомним, совсем недавно навестивший Японию президент США Барак Обама даже не счел нужным принести извинения за атомные бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки в 1945 году. В военном отношении эти трагедии были бессмысленны – унеся сотни тысяч жизней мирных людей, они ничего не добавили к победе над Японией, чья основная сила – миллионная Квантунская армия к тому времени была разгромлена советскими войсками и капитулировала.
Когда в 1957 году Александр Лабас создавал цикл «Отзвуки Хиросимы», уже было известно, что трагедия не закончилась в 1945 году. Люди продолжали умирать, лучевая болезнь передавалась следующему поколению. Потому мысль художника можно выразить, как предельно эмоциональное – «НЕ ЗАБЫВАЙТЕ! НЕ ДОПУСТИТЕ ВНОВЬ!»
Важная деталь: под каждой работой, экспонируемой на выставке, организаторы поставили циферблат часов - тех самых, что были в пилотской кабине бомбардировщика... Время оживает. И становится страшно от ощущения, что в мире слово «демократия» и слово «бомбардировки» - понятия, вызывающие близкие ассоциации.
Выставка продлится до 18 сентября.
В Тверской области откроют «объект военно-исторического маршрута» Верховного главнокомандующего