Скопино: Поющая глина
Глиняную посуду в том месте, где позднее возник город Скопин, начали делать еще во времена Киевской Руси
Столетия спустя надобность в качественной, а главное, экологически чистой посуде не просто не отпала, а выросла в разы, поэтому скопинские мастера продолжают хранить верность традициям, лишь иногда приоткрывая завесу тайны над производственным процессом.
В окрестностях Скопина глина залегает в большом количестве, что и определило дальнейшую ремесленную судьбу города, с XVII века славного своим гончарным промыслом.
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинский краеведческий музей
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинский краеведческий музей
Павел Пелевин / Strana.ru
Рязанская область. Скопин. Скопинская фабрика художественной керамики
В окрестностях Скопина глина залегает в большом количестве, что и определило дальнейшую ремесленную судьбу города, с XVII века славного своим гончарным промыслом.
Экспонаты скопинского краеведческого музея. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Глиняное тесто, из которого делают крынки, миски, горшки и прочие необходимые в хозяйстве предметы, получается, если смешать сухую глину с водой. Если тесто выходит слишком пластичным («жирным»), его нужно сделать более «тощим»: то есть добавить в массу, например, песок.
Экспонаты скопинского краеведческого музея. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Эта масса, в которой при этом должно быть достаточно влаги, доводится до однородного состояния и освобождается (вручную или машинным способом) от воздушных пузырьков, которые при обжиге могут разорвать черепок на мелкие кусочки.
Скопинская фабрика художественный керамики. Главный художник фабрики Татьяна Голованова. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Скопинская фабрика художественный керамики. Главный художник фабрики Татьяна Голованова. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Сами изделия изготавливают несколькими способами: есть лепка и точение на гончарном круге, а также прессование и литье.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Сырое изделие (или «сырец») даже в обычных условиях высыхает и затвердевает достаточно быстро. Для ускорения процесса сушки полуфабрикат помещают в теплое сухое место или в специальное подогреваемое помещение.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Если в процессе изготовления возникает необходимость подправить изделие, доработать его или нанести рельефный декор, то сделать это можно, но в достаточно ограниченный промежуток времени. Здесь надо учитывать свойства глины, а также продолжительность сушки и условия, при которых она осуществлялась.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Если «сырец» хранится в обычных условиях, то его легкая обработка с помощью резца доступна приблизительно в течение суток.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Первый обжиг (утельный) придает изделиям почти каменную прочность. Теперь материал будет не только твердым, но и неразмокающим в воде.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
После того как изделие остынет, его глазуруют, еще раз обжигают и декорируют. Также возможна схема, по которой изделие сначала декорируется и только потом обжигается. После второго обжига изделие становится водонепроницаемым и готовым к использованию.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Наши предки знали об удивительных свойствах этой посуды: в ней хорошо сбивалось масло, заквашивалось тесто, а также хранились, долго не теряя своих вкусовых качеств, молоко и квас.
Скопинская фабрика художественный керамики. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru
Источник: strana.ru
Руководство музея обратилось к главе департамента с просьбой о снижении ставке по аренде, иначе из-за долга в 24 млн рублей с молотка может пойти художественное наследие Рерихов
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства презентует новый проект биеннале, реализация которого запланирована на 2017 год.