USD:
EUR:

Мифы о «мертвом сезоне»

Кинокритик Александр Голубчиков — о заблуждениях прокатчиков, очередях перед кассами и особенностях кинематографического календаря.

Текст: Александр Голубчиков
Мифы о «мертвом сезоне»

У российских продюсеров есть мантра: летом все зрители куда-то уезжают, а потому показывать отечественное кино в этот период бессмысленно — не сезон. Но в минувшие выходные случился, что называется, разрыв шаблона. Все отпускники и дачники как будто бы вернулись в столицу на пару часов и выстроились в очереди в кинотеатры, чтобы устроить маленькую революцию с «Миньонами» — фильм собрал у экранов рекордное 3,5 миллиона зрителей (больше, чем у «Сумерек») и по сборам первых дней проката обогнал «Форсаж-7». Выходит, что зритель никуда не исчезает и готов приходить в кино, если оно того заслуживает.

Но прокатчики и продюсеры продолжают твердить, мол, летом наше кино ну никак не может конкурировать с блокбастерами. Давайте будем честными. Российские фильмы не могут конкурировать с блокбастерами в любое время года — хоть летом, хоть зимой. Единственное календарное «окошко», куда деятели отечественной киноиндустрии пытаются утрамбовать по несколько премьер в неделю ( тонуть — так в одном тазу!), — это осень. В эти три месяца у голливудских блокбастеров, как правило, каникулы. А еще отечественные ленты гурьбой собираются на афишах в новогодние праздники — зрителю деваться некуда, и он идет в кино. Вот тогда-то игроки и пытаются урвать свой кусок кассы у «изголодавшегося по российскому кино» зрителя. Но на самом деле билеты на новинки отечественного «кинопрома» достаются тем, кто не попал на зарубежные премьеры или никуда не уехал на каникулы и теперь скучает в хмурой Москве, поглядывая все подряд.

В первом полугодии российское кино показало, что чувствует себя не очень хорошо — сборы упали (пока немного, с 6,03 до 5,83 миллиардов рублей в сравнении с первым полугодием 2014 года), не было ожидаемых народных премьер вроде «Вия» и «Кухни в Париже», да и до конца года не предвидится. Сомневаюсь, что к декабрю наберется десяток фильмов, которые по итогам проката соберут в два раза больше своего бюджета. А если доля российского кино в прокате сократится до 13-14 %, то снова пойдут разговоры о введении квотирования. А кто виноват? Опять злобные американцы со своими «Форсажами», «Мстителями» и «Миньонами»?

Ведь было время, когда наше кино могло показать американцам Кузькину мать. Так, снятый на голом энтузиазме (все мало-мальски способные делать спецэффекты студии тогда работали на общее дело) «Ночной дозор» собрал в прокате 16,15 миллиона долларов — на четыре миллиона больше, чем стартовавший тогда же «Терминатор 3: Восстание машин»! «9 рота», ради съемок которой продюсер Елена Яцура закладывала свое имущество, собрала 25,56 миллиона долларов! «Турецкий гамбит», «Статский советник». Знаете, что отличало те фильмы от сегодняшних? За ними стояло желание сделать больше и лучше. И не было у нас тогда «Фонда кино», призванного поддержать создание больших национальных фильмов, а на деле выступившего катализатором процессов, которые сделали наше кино интересным зрителю.

Повлиять на ситуацию можно. Например, ввести жанровое разнообразие отечественных кинолент, перестать выпускать военно-патриотическое кино в таком количестве, что у зрителя от него случилась изжога. А еще лучше — отлучить кино от государства. Индустрия должна сама себя регулировать, а на костылях государственного финансирования далеко не убежишь.

Источник: lifenews.ru

Также в рубрике
На территории музея "Прорыв блокады Ленинграда" в Ленинградской области построят новый корпус, где расскажут о работе поисковых отрядов
 0

Автор "Муравьев" и "Танатонавтов" стал сенсацией Международного фестиваля современной литературы

 0