«Есть такая профессия… Реставрация музейных предметов. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство»
Место проведения: Музей-заповедник «Абрамцево», Поленовская дача
15 января 2016 года в 14:00 часов во флигеле «Поленовская дача» Музея-заповедника «Абрамцево» открывается выставка «Есть такая профессия… Реставрация музейных предметов. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство».
На выставке представлены разновременные и разностильные произведения – живопись на холсте и на картоне, графика, документы, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, керамика. Все они – из коллекции Музея-заповедника «Абрамцево». Собранные вместе, они позволяют по достоинству оценить многолетнюю кропотливую работу музейных реставраторов, привлечь внимание к людям этой уникальной профессии.
Должность реставратора в штате Абрамцевского музея впервые появилась в 1976 году. Первым официальным реставратором музея 1 февраля 1976 года стала выпускница Абрамцевского художественного училища Татьяна Ивановна Бабурина. Сегодня семь художников-реставраторов музея ведут сложную работу по сохранению и консервации памятников национального искусства.
В настоящее время коллекция Музея-заповедника «Абрамцево» насчитывает около тридцати тысяч произведений изобразительного и прикладного искусства. При этом музейными реставраторами выполнены реставрационные и консервационные работы различной степени сложности с более чем тысячью экспонатов.
Реставраторам живописи чаще всего приходится иметь дело с устранением поверхностных загрязнений, деформаций холста, заделкой прорывов и восполнением утрат, профилактикой и консервацией. Примером драматической судьбы художественного произведения, оказавшегося в тяжёлом состоянии, может служить каминный экран «Гвидон» работы М.А. Врубеля, находящийся в экспозиции Усадебного дома.
В собрании Музея-заповедника «Абрамцево» находится около 6500 произведений графики. Реставраторы удаляют с бумаги интенсивные пожелтения, затёки, устраняют поражения бактериологического характера и пятна жира высокой концентрации – все эти операции нацелены на повышение сопротивляемости экспонатов процессам разрушения, придание стабильной белизны, приближение произведения к первоначальному виду.
Особенностью реставрации книг является проведение полного демонтажа книги, начиная с разбора книжного блока на тетради. После проведения полного цикла реставрационных мероприятий блок книги сшивается заново, производится «кругление» корешка, обложка монтируется на прежнее место.
Основное внимание при реставрации икон, а их в коллекции более 100, уделяется раскрытию изображения от старого лакового покрытия и загрязнений без ущерба для сохранности, удалению поздних записей, восполнению утрат красочного слоя. Реставратор древнерусской темперной живописи должен обладать знаниями по иконографии, стилю и особенностям художественного языка.
Реставрация тканей включает в себя следующие процессы: удаление загрязнений разными способами, укрепление, восполнение утрат. Особо ветхие ткани дублируются на новую основу: театральный газ, шёлковое полотно, туаль. Укрепление тканей сочетается с укреплением шитья и различных текстильных материалов иглой.
Жемчужиной собрания Музея «Абрамцево», конечно, является керамика Абрамцевской гончарной мастерской. Вместе с этим в коллекции находятся предметы из фарфора Мейсенского и Императорского фарфоровых заводов, завода А. Г. Попова, фаянс заводов Кузнецова и Гарднера, предметы из глины фабрики Дунаева, керамика работы художников XX века. Всё вместе составляет более 3500 экспонатов. Многие произведения, находившиеся в неблагоприятных условиях до поступления в музей, изменили свой первоначальный вид. Трещины, сколы, различного рода загрязнения, разломы, утраченные фрагменты – далеко не полный перечень наиболее характерных повреждений, требующих вмешательства реставратора.
Благодаря труду реставратора многие предметы возвращены к жизни. В его чутких руках молчаливое произведение раскрывается и повествует об авторе, своей неповторимой судьбе или, говоря музейным языком, рассказывает свою историю бытования.