Серьезный разговор. Винные напитки Крыма
Россия не заинтересована в присутствии на рынке «винных напитков», поэтому акцизный сбор на них выше, чем на вино
Своеобразной новостью вчерашнего дня стало опубликованное и широко разошедшееся по социальным сетям интервью генерального директора винодельческого предприятия «Массандра», в первых строках которого прозвучало «сенсационное» заявление, что Россия не признает продукцию «Массандры» вином. С просьбой прокомментировать этот текст ко мне не обратился, наверное, только ленивый – одних телефонных звонков я получил с десяток, не говоря уже о личных сообщениях, почте и прямых обращениях в комментариях.
Что же, давайте попробуем прочитать текст внимательно и проанализировать его детально. Опустив лирику про то, что за 23 года винные законодательства России и Украины несколько разошлись, обратимся к самому главному:
Крепленые вина, которые мы крепим хлебным или свекловичным спиртом, это, по российским нормам, «винный напиток». Представляете, наш всемирно известный «Мускат белый Красного камня» – это «винный напиток»! Наша гордость – кагор «Южнобережный», мадера «Массандра», херес «Массандра» – это все «винные напитки»! Наш красный портвейн «Ливадия» – любимый портвейн Николая II – стал «винным напитком»!
Да, действительно, согласно современным российским нормам винодельческая продукция, при производстве которой используется пищевой спирт-ректификат должна маркироваться как «винные напитки». Но есть нюанс – произошло это не сегодня, когда винодельни Крыма стали российскими, а произошло это ДВА ГОДА НАЗАД – изменения к правилам маркировки были приняты и РАБОТАЛИ с с 01.07.2012 (ФС РАР). Уже без малого два года вся продукция «Массандры» и аналогичные крепленые вина продаются в России с маркировкой «винные напитки». Да, все кагоры, мадеры и хересы были промаркированы именно так. И что? Как это повлияло на продажи? Никак. Потому что за два года, без интервью директора этого факта НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ! Потребителю глубоко все равно, что написано на контр-этикетке, если на этикетке написано «Массандра». Поэтому давайте не будем делать трагического лица по поводу того, что «вдруг» потребитель перестанет покупать.
И, потом, скажите мне, а что, Николаю II тоже вино крепили ректификатом? Или все-таки дистиллятом?
Плюс Россия не заинтересована в присутствии на рынке «винных напитков», поэтому акцизный сбор на них выше, чем на вино. Акцизный сбор на продукцию «Массандры» будет примерно в 50 раз выше, чем мы платили на Украине.
Да, это так – акциз на «винные напитки» намного выше. Но при этом полностью исчезла необходимость оформлять экспортно-импортную деятельность, платить экспортную пошлину, которая, на секундочку, в России – 20% от цены. Давайте аккуратно посмотрим, что это значит.
Сегодняшняя ставка акциза на алкогольную продукцию крепче 9% с добавлением спирта-ректификата составляет 500 рублей за 1 литр спирта, содержащегося в подакцизном товаре. 16% алкоголя, каковые в среднем являются наиболее частыми в крымских крепленых винах – это 160 граммов безводного спирта на литр, соответственно налог составляет 80 рублей на бутылку. Что, конечно же, очень немало, с одной стороны.
Закупочная цена, от которой платится ввозная пошлина, если и не составляет коммерческую тайну, то, по крайней мере, не сильно афишируется. Но давайте возьмем за отправную точку розничную цену вин и разделим ее на 4, что будет более-менее близко к закупке. Итак, интернет-витрина Альтавины показывает нам цену в 1200 рублей за бутылку, значит закупка у нас в районе 300 рублей и пошлина, которой больше нет, составляла 60 рублей.
Таким образом что произошло в реальности для «всемирно знаменитого» Муската белого Красного камня? Акциз увеличился с 2.33 гривен (7 рублей) до 80 рублей (если вспомнить, что крепость того самого муската не 16%, а только 13%, то до 65 рублей). Кстати, вы видите увеличение в 50 раз? Я – не вижу.
Мало того, из этих 58 рублей прибавки к акцизу следует вычесть 60 рублей отмененной пошлины. Итого – снижение общей нагрузки на 2 рубля. При отпускной цене, которую мы с вами считали примерно равной 300 рублям.
Пока ситуация складывается так, словно нас никто не ждет, и в родной стране условия для «Массандры» хуже, чем были раньше. Это для нас трагедия. Трагедия личная, только наша – потому что во всей России только «Массандра» делает вино по принципам классической, академической школы виноделия.
Минус два рубля общей нагрузки. Вы видите трагедию? Я – снова нет.
Ну и, конечно, совершенно замечательное «только «Массандра» делает вино по принципам классической, академической школы виноделия» - это просто прекрасно. Значит прекрасные крепленые вина «Кубань-вино» - это, например, какая-то альтернативная школа виноделия? Да ну? А в чем ее альтернативность, к примеру?
Люди, которые делают вино из концентратов за две-три недели, оказались в более выигрышном положении. А наш продукт становится неконкурентоспособным.
Ах, вот оно что! Мои любимые «порошковые вина» в ход пошли. «Массандра» хочет конкурировать с «Портвейном 777», последней отрадой законченных алкоголиков?
Мы экспериментировали, пробовали крепить виноградным спиртом, как нам рекомендуют. Такие попытки делаются уже вторую сотню лет – еще в 1880‑е годы виноделы Сергей Охрименко и Саломон Александр Егорович пробовали это сделать. Только продукт испортили. Не получили того результата, который получили бы, если бы крепили вино хорошим хлебным спиртом.
А португальцы-то с испанцами не в курсе. Как лили в портвейн «агуарденте» так и льют, и в мадеру, и в херес. И странным образом ничего не портят. Может секрет какой знают, неведомый еще в 1880-е годы?
Хлебный спирт по уровню очистки в десятки раз превосходит виноградный. Виноградный спирт – это сивуха, там явные сивушные тона. Если в Португалии зайти в подвалы фирмы «Сандеман» – одного из ведущих в мире производителей портвейна – вас угостят вином не моложе девяти-десяти лет. Столько времени нужно, чтобы выветрился сивушный дух, который вино приобретает от виноградного спирта. Молодой портвейн просто пить нельзя!
Одна из больших проблем всех отечественных производителей состоит в том, для пущей убедительности свои аргументы всегда приукрашаются. Давайте посмотрим, что-же есть на самом деле? А на самом деле портвейны типа «руби» выдерживаются 2-3 года, портвейны типа «руби резерв», «тони резерв» и «LBV» выдерживаются 3-4 года, портвейны типа «тони колейта» выдерживаются от 7 лет и это (особенно последние) превосходные, местами даже шикарные вина. Конечно, дорогого гостя в подвалах «Сандемана» встретят портвейном с выдержкой 10-20-30-40 лет, конечно, но зачем же преувеличивать?
Мировые стандарты разрешают нам использовать нынешние технологии крепления
Да, это так, кодекс винодельческих практик OIV разрешает использование любого пищевого спирта для крепления и это не ставит такие вина в какой-то «особый ряд». Более того, история португальского портвейна знает случай, когда для производства портвейнов вынужденно использовался ректификат и это, действительно, никого не беспокоит.
Так что я удивлен позицией российских законодателей. Не могу понять, с какой целью они ввели эту норму
А я – нет. Цель вполне понятна – увеличить нагрузку на дешевый сегмент крепленых вин, тех самых пресловутых «трех топоров», которые продавались с нижних полок супермаркетов по цене 60 рублей за бутылку. Собственно именно с этим сегментом, сегментом дешевого вина, и есть проблема у «Массандры». Мускат белый Красного камня, как мы уже видели, ничуть не пострадает ни в деньгах, ни в продажах. А вот дешевый, ординарный портвейн, типа «Алушты», действительно должен подорожать - акциз вырастет, а отмена пошлины этого не компенсирует. И это по большому счету единственная проблема.
Почему единственная? По одной простой причине – российское законодательство жестко возражает против картофельного и зернового ректификата, но виноградный ректификат относит к той же категории, что и виноградный дистиллят. При этом в нем нет никакой «сивухи», той, что беспокоит производителей.
Ликерное вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята
Да, такого ректификата производится мало, но это тот путь решения, который закроет вопрос всерьез и надолго. В том числе – вопрос качества. А все остальное – лишь хлопоты о деньгах, получаемых с дешевого «крепяка». Под гордым флагом борьбы за "Мускат белый Красного камня" и прочие "всемирно известные".
Источник: daily-winegraph.livejournal.com