Казань - это третья столица России. Причем, если Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург, а также примкнувшие к ним Луховицы и прочие желающие могут претендовать на это звание только теоретически, то у Казани все серьезно. Город официально имеет зарегистрированный бренд третьей столицы нашей страны. В принципе, это логично. Ибо, даже когда мы только приземлились в казанском аэропорту, то сразу почувствовали, что Казань - очень необычный город.
Аэропорт явно был не хуже любого из наших московских, и я бы даже сказала, что вполне тянул на уровень европейского. Причем, даже по ценам в кафе. 260 рублей за чашку капучино, 130 рублей за круассан - это да... Кстати, а что обязательно всегда есть в европейских столичных аэропортах для туристов? Именно! Информационные туристические стойки, бесплатные карты и путеводители. И представьте себе, всё это в казанском аэропорту тоже было.
Впрочем, аэропортом наши удивления не ограничились. До города мы решили добираться на маршрутке, она подошла буквально сразу, мы сели и поехали. Ехали минут 40-45, проезжали всевозможные села и деревни. Ехали и удивлялись! Нигде никакой разрухи, никакой грязи, никакого ужасного граффити, мусора, бурьяна с человеческий рост, к которому мы так привыкли в нашей России. Кругом чистота, порядок, аккурантные домики, клумбы.
Понятное дело, что всё это не просто так, не без денег и не без финансирования из вне. В 2005 году Казань отпраздновала свое 1000-летие, на которое было выделено немало средств. В 2011 году здесь проходил чемпионат Европы по тяжелой атлетике. В 2013-м - всемирная летняя универсиада. В 2014-м - чемпионат мира по фехтованию. В этом году Казань встретит чемпионат мира по водным видам спорта. А в 2017-2018 годам станет одним из городов, в которых будут проводиться кубок конфидераций и чемпионат мира по футболу. Разумеется, на все эти мероприятия приезжало и еще приедет множество гостей, в том числе, и иностранных. А потому ударить в грязь лицом Казань категорически не может.
Кстати, помните, в своей предыдущей, самой первой заметке о Казани я писала, как нам было трудно забронировать отель или снять квартиру уже за две недели до путешествия? Так вот, я нашла статистические данные, судя по которым в конце 2014 года Казань попала в десятку самых перспективных туристических направлений в мире. Она заняла восьмое место в общемировом рейтинге и третье место в Европе. Так что, ничего удивительного, что мы так попали с жильем на майские. Отелей в Казани хотя и много, но туристов еще больше.
2.
Но, разумеется, Казань, да и Татарстан в целом, это город-донор и регион-донор соответственно. Экономика здесь развита очень неплохо. Например, именно Казань занимает третье место в России по совокупному капиталу собственных банков, именно тут действует единственная за пределами Москвы электронная торговая площадка по размещению заказов для федеральных нужд. В городе активно работают старейший в России пороховой завод, химический комплекс Казаньоргсинтез, заводы самолетостроения КАПО (там производят бомбардировщики Ту-160), вертолетостроения КВЗ и двигателестроения КМПО.
В Казани успешно внедрили республиканскую программу ликвидации ветхого жилья, и теперь тут, помимо всевозможных современных бизнес-центров, можно увидеть огромное количество многоэтажных жилых новостроек, вполне себе, кстати, симпатичных, не а-ля коробки.
3.
4.
5.
А, вообще, строительство в Казани идет высочайшими темпами. Причем, как я уже говорила, возводят здесь всё: и бизнес-центры, и жилые дома, и социальные объекты, и культурные. Когда в предыдущей заметке я поставила фотографию с сооружением в виде татарской национальной чаши - казана (ее можно сейчас увидеть на первом фото), многие из вас поитересовались, что это такое, а кто-то даже отметил, что, мол, был в Казани несколько лет назад, но этого не видел. А сооружение так и называется - "Казан". Это - комплекс дворца бракосочетаний.
6.
Его, как символ древней Казани, воздвигли в 2011 году на искусственном полуострове в акватории реки Казанки напротив Казанского кремля. Оттуда на него, кстати, открывается великолепный вид.
7.
Почему казан? Потому что, во-первых, казан - это своеобразный символ традиций Татарстана, во-вторых, в казане "бурлит" городская жизнь с ее реальностью и мифами, а, в-третьих, казан, как большой котел, в котором смешались все культуры и религии в условиях многонациональной республики, образовав единую целостность в новом обществе. Вот так!
Помимо республиканского отделения ЗАГСа, в "Казане" есть музейный зал, ресторан, несколько залов заседаний и самое интересное - открытая смотровая площадка на высоте 37 метров над уровнем реки. Мы, конечно, поднялись туда и полюбовались панорамами города. Кстати, как раз оттуда можно увидеть всё многообразие казанских новостроек.
8.
9.
10.
11.
Царь Кощей над златом чахнет. :))
12.
Мама Кощея. :)
13.
А если продолжить разговор об интересных проектах, то на противоположном берегу Казанки, как раз там, где кремль, находится широченная набережная. Там мы заметили какой-то дорогой ресторан и что-то вроде бизнес-центра, но, в целом, набережная показалась нам весьма пустынной.
14.
Правда, это было большим плюсом для любителей покататься на велосипедах, скейт-бордах и роликах. Как пошутил Антон: "Круто, когда есть четырехполосные велодорожки!"
15.
Так вот, примерно там же несколько лет назад открыли дворец земледельцев, другими словами, здание, в котором заседает местное министерство сельского хозяйства продовольствия. Но вы бы видели этот дворец! Вы королевский дворец в Вене помните? Так вот, очень похож! Огромнейший, в том же самом стиле, с куполом, с колоннами и даже с деревом у главного входа. Говорят, проект был очень недешевый. Но с другой стороны, если город и регион денежные, то почему бы и нет? Кстати, не знаю, как вам, но дворец земледельцев мне понравился. Креативненько так. :)
16.
17.
Правда, стоящие рядом с ним три жилых здания, выстроенные в немного похожим на готический стиле, как говорят, так и стоят незаселенными. Видимо, квартиры там дорогие даже для Казани.
18.
Кстати, вот еще интересный момент. Как ни странно, несмотря на почти московские по многим позициям цены, зарплаты в Казани очень средненькие. Хотя, как бы там не было, но квартиры здесь точно дешевле московских.
Цирк - летающая тарелка.
19.
Пирамида.
20.
Театр.
21.
Или вот еще - мост "Миллениум" в виде буквы М через реку Казанку. Его построили к 1000-летию Казани, и именно поэтому дали такое название. Сейчас он считается самым высоким мостом города. Полная длина "Миллениума" 1524 метра. Интересно, что мост открывали в два этапа. И после того, как открыли его первую очередь, в народе мост окрестили "Линолеум", так как работал он только под одной половинкой буквы М, то есть, под буквой Л.
22.
Ну, а раз речь зашла о мостах и движении, то отмечу еще отличные казанские автодороги, с огромным количеством всевозможных развязок и эстакад и с почти полным отсутствием пробок. Говорят, что еще несколько лет назад то расстояние, которое сейчас в Казани проезжают за 20-30 минут, можно было запросто ехать полтора часа. Пробки были чуть ли не везде и очень нехилые и прочные. Но, в конце концов, власти города придумали, как с ними бороться. Во-первых, в Казани отменили маршрутки (помните, несколько лет назад у нас в Москве тоже был такой проект?). Вместо них запустили большие рейсовые красные автобусы.
23.
Во-вторых, на основных городских автомагистралях отменили левые повороты, и автомобили перестали выстраиваться в длинные хвостатые очереди по левой полосе, дабы их осуществить. Если хочешь повернуть налево, пожалуйся, поверни три раза направо и будет тебе счастье. В-третьих, у светофоров повесили камеры, которые фиксируют трафик. Данные передаются и обрабатываются одной общей городской системой, и тут же автоматически принимается решение, на каких светофорах изменить интервалы между красным и зеленым, как устроить "зеленую волну" через весь город и т.д. и т.п. Пробок реально практически нет.
Вообще, к правилам дорожного движения и в Казани, и в Татарстане в целом относятся очень серьезно. Даже взять такой момент, как детские кресла. У нас за перевозку детей без оных гаишники, конечно, тоже штрафуют, но, откровенно говоря, не зверствуют и специально, чтобы проверить есть оно или нет, как правило, не останавливают. В тех же такси, к примеру, особенно в последние год-два мы с Даней уже спокойно ездили без детского кресла, и водителей это нисколько не волновало. В Татарстане же с этим очень строго. Если в такси нет детского кресла, то ребенка не повезут или укажут родителям на то, что, в случае чего, штраф они будут платить сами. А он, если я не ошибаюсь, до 3000 рублей. Но обычно во всех такси детские кресла уже есть обязательно. Водители их возят в багажниках, а иногда и по два сразу, и если машину вызывает семейство с детьми, то моментально достают их оттуда и устанавливают. Мы сами в Казани и в Елабуге пользовались такси несколько раз, и все эти разы было именно так.
В последний день нашего путешествия мы вместе с мужем и сыном Олеси AbberlineArrol, которая нас любезно пригласила, ездили на машине в Татарский этнографический музей в Исаково, что в 40 километрах от Казани. Олеся сразу позаботилась о том, чтобы раздобыть для Дани автокресло, а Ильдар - ее муж - рассказал, что, к примеру, зимой, когда они ездили на горнолыжный курорт, расположенный в окрестностях города, гаишники на въезде туда останавливали буквально каждую машину с детьми и проверяли наличие детских кресел. Каждую машину, вы прикиньте!
Похожая штука в автобусах и микроавтобусах. Когда мы ездили в Елабугу, туда нам подали большой автобус. Кондукторша после того, как обилетила всех пассажиров, велела всем пристегнуться, включая детей, и предупредила, что штраф за проезд без ремня безопасности составляет 1500 рублей и платить его, в случае чего, будут сами пассажиры. А на обратном пути у нас был микроавтобус типа большой маршрутки. Нам всем там тоже велели пристегнуться, а для Дани водитель уже заранее установил в салоне детское кресло!
Кстати, вы, возможно, удивились, когда прочитали, что кресло для Дани в автобусе было установлено заранее. Тем не менее! А все дело в том, что междугородные автобусные компании в Казани очень крутые. Билеты в Елабугу мы бронировали заранее за несколько дней. Так накануне поездки нам прислали СМС и еще перезвонили и напомнили, во сколько и где будет автобус, как он выглядит, и дали прочие ориентиры, чтобы мы не заблудились. Точно так же было и на обратном пути.
Кстати, я думаю, что такое отношение к правилам дорожного движения и к безопасности детей в Татарстане сложилось еще и потому, что это - один из немногих (если даже вообще не единственный) регион в центральной части России, в котором очень много детей и молодежи, и где рождаемость превышает смертность.
Кстати, Казанский государственный университет, в котором учились еще Владимир Ленин, Лев Толстой, Сергей Аксаков, работали такие знаменитости, как Николай Лобачевский, Александр Арбузов и другие, до сих пор - самое популярное учебное заведение среди городской молодежи, да и студентов из других регионов тут тоже хватает.
24.
25.
26.
Мы, правда, побывали рядом с университетом вечером и в праздничной день, но на излюбленном студентами месте - небольшой полукруглой площади рядом с памятником молодому Ленину, которое они прозвали "сковородкой", все равно были люди.
Но что-то я отвлеклась. Думаю, что вторая причина такого трепетного отношения к соблюдению ПДД еще и в том, что тут очень много туристов, в том числе, иностранцев. А что будет, если вдруг какому-нибудь туристу-иностранцу взбредет в голову поехать куда-нибудь на междугороднем автобусе, в котором нет ремней безопасности, или где водитель будет смотреть на проблему сквозь пальцы, попадет в аварию, пострадает?.. Международный скандал!
Кстати, что касается иностранных туристов, то в Казани для них создана прекрасная дружественная среда. Во-первых, все указатели в центре города (да и не только в центре), все вывески, все описания экспонатов в музеях, все тексты информационных щитков у разных достопримечательных объектов дублируются по-английски. А, точнее, даны сразу на трех языках: татарском, русском и английском. Во-вторых, в рейсовых городских автобусах, троллейбусах и метро все остановки объявляют тоже на трех языках.
Особенно нас потрясло метро. Его здесь проложили к тысячелетию города.
Вход на одну из станций метро.
27.
Указатель в метро.
28.
Всего в Казанском метрополитене одна линия с десятью станциями.
29.
Проезд стоит 20 рублей, производится он по жетонам. Также можно купить и пластиковую карточку на большее количество поездок, а когда поездки заканчиваются, ее пополнять. Такая карточка стоит 45 рублей. Но поездки с нее обходятся дешевле, чем по жетонам и стоят всего 18 рублей. Такая, вот, мудреная система, да.
Внешне сами станции в казанском метро нам не особо понравились. Они все очень темные, имеющиеся люстры, фонари и канделябры там используются далеко не все, а в лучшем случае половина. Оформление станций тоже среднее, разве что, хороши три самые центральные - "Кремлевская", "Площадь Тукая" и "Суконная слобода" с мозаикой на стенах и скульптурными композициями и даже выставками в залах и переходах.
30.
31.
32.
А у этой станции "Аметьево" мы снимали квартиру.
33.
Кстати, на всех станциях метро установлены компьютерные торч-экраны с картой местности, с функцией поиска и с указанными на них достопримечательностями и разными полезными объектами.
34.
Поезда в метро такие же или почти такие же, какие бегают у нас на Арбатско-Покровской линии.
35.
Но что нас действительно впечатлило в казанском метро, помимо того, что указатели там написаны на трех языках, и что станции объявляют тоже на трех языках, так это то, что на каждой станции рассказывают, куда ты попадешь, и что сможешь увидеть, если на ней выйдешь. И да, опять же на татарском, русском и английском! Нам бы в Москве так же!
В общем, иностранным туристам в Казани очень хорошо.
Кстати, еще о туристах. Вот, интересно, в скольких городах России есть красные двухэтажные туристические автобусы - такие же, какие ходят по столицам и крупным городам разных развитых стран по маршрутам, проложенным мимо всяких особо интересных достопримечательностей? Туристы покупают билет на такой автобус, а, катаясь на нем, могут выходить на любой остановке маршрута, осматривать достопримечательности, потом снова садиться и ехать дальше. Экскурсия входит в стоимость билета. В Москве эти автобусы точно есть. В Питере есть? Наверняка. А еще где? В Казани есть! Мы, когда увидели его в первый раз, то были крайне и положительно удивлены. :)
36.
А еще в Казани до сих пор сохранились рейсовые трамваи, даже несмотря на то, что многие их линии уже закрыли: древние, дребезжащие, медленные. Правда, иностранным туристам на них, наверное, лучше не ездить, чтобы слишком не впечатляться.
37.
Им, если уж очень хочется, можно предложить другую трамвайную развлекаловку. У станции метро "Суконная слобода" есть небольшой скверик, разбитый, если я не ошибаюсь, к 130-летию первому казанскому трамваю, которое случилось в 2005 году. И в нем "на вечном приколе" стоят три старинных трамвайчика, причем, один из них - еще конка, которую тянули лошади по проложенным рельсам.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Вот такой туристический образцово-показательный город Казань. Ну, а мне осталось разве что рассказать вам еще о казанском аквапарке "Ривьера", коих считается самым крупным и навороченным в России, одним из крупнейших в Европе и чуть ли не самым навороченным в мире.
44.
Честно признаюсь, что, когда я готовила маршрут по Казани, у меня сначала не было в мыслях включать в него аквапарк. Но накануне я умудрилась посмотреть несколько передач о достопримечательностях Казани на ютубе. И когда увидела, что об аквапарке "Ривьера" рассказывается буквально в каждой из них, подумала, что он, наверное, и действительно того стоит и надо в нем побывать.
Что могу сказать? Если бы еще проредить количество народа в аквапарке, то ему бы точно не было цены! Хотя я сейчас, конечно же, привередничаю. Толп там тоже не было, и в целом, мы очень здорово провели в нем время.
Цена билетов в аквапарк меняется в зависимости от времени, которое вы там собираетесь провести: до 2 часов, до 4 часов или весь день. Сначала мы хотели купить билеты на 4 часа, но потом подумали, что разница между этими билетами и билетами на безлимитное посещение - всего-то 150 рублей с человека и взяли безлимитки. Удобнее и выгоднее они были сразу по нескольким причинам. Во-первых, если вы берете билет на 2 или 4 часа, то в это время нужно уложить все: и переодевание, и сушку волос после аквапарка, и стояние в очереди на выход, если она вдруг образуется (у нас, кстати, маленькая, но была). Если же вы опаздываете, то за каждую минуту нужно будет доплатить по 8 рублей с носа. Когда же покупаете билет на весь день, то никому нет дела, когда вы вошли и вышли из аквапарка. Главное, чтобы в часы его работы. Во-вторых, когда мы туда ходили, шла какая-то акция, и нам в качестве бонуса подарили билеты на еще одно посещение на целый день в сентябре-октябре. Кстати, друзья, напоминаю, что именно эти билеты я разыгрываю здесь: http://annataliya.livejournal.com/75262
В-третьих, в виде дополнительного бонуса можно было получить по два саженца елочек - мы их, правда, не взяли, но местным жителям они, наверное, могли быть актуальны, высадили бы у себя на даче, и вырастили бы полноценные елки к какому-нибудь из следующих новых годов. :) В общем, если сложить все удобства и бонусы, то безлимитки за 1000 рублей были явно круче билетов на 4 часа за 850. А еще оказалось, что дети ростом до 120 сантиметров могут купаться в аквапарке бесплатно. Так что, мы еще и на Дане сэкономили.
Вход. Он ниже, чем аквапарк, и получается так, что проходить надо подо дном одного из бассейнов. А там - иллюминаторы и можно смотреть, как там плавают люди. Пловцам тоже прикольно смотреть на тех, кто ходит внизу.
45.
46.
Единственный минус. Фотографирование в аквапарке платное и дорогое, хотя, в принципе, билеты на него особо никто не проверяет... Но я не фотографировала, потому что мне было просто неудобно таскаться там с фотоаппаратом, поэтому для общего представления покажу вам несколько фотографий из интернета.
"Ривьера" нам действительно сразу понравилась, и каждый из нас нашел развлечение на свой вкус. Здесь были и горки, и река с течением, и волновой бассейн, и многочисленные джакузи, и аква-бар, где можно было заказывать напитки, сидя на стульчиках прямо в воде.
47.
48.
49.
50.
В качестве приятных и экзотических штук имелись всякие массажи и спа, сауны, дайвинг и серфинг. Все это, кроме саун, уже, конечно, за дополнительную плату, но таскать с собой деньги было не нужно, в аквапарке нам сразу выдали грамотные браслеты с магнитным носителем, на которые можно было положить любое количество денег перед заходом внутрь, и которые списывались при покупке еды, напитков или каких-нибудь приятных услуг, а остаток можно было получить назад перед уходом.
Даня моментально проникся детским Пиратским фортом с горками, водяными пушками, фонтанами и переворачивающейся пиратской головой, из коей в этот моменты выливалось море воды.
51.
Там он практически и провел всё время, лишь однажды выбравшись оттуда и решив попробовать пиллинг тропическими рыбками. :)) Это когда вы опускаете ноги в специальный аквариум, а рыбки налетают и начинают скусывать сухие и ненужные микроскопические кусочки кожи. Мне делали такой пиллинг в Камбодже, так что, Даня, можно сказать, пошел по моим стопам.
Я сходила на лимфо-дренажный массаж. Оооо, никогда не думала, что он настолько ядренный! Ну, и конечно же, мне очень понравилось в Долине гейзеров - зоне джакузи, где стоит сразу несколько бурлящий ванн. Там же по-соседству находятся финская сауна и хамам, в которые я тоже с радостью ходила, и аква-бар со стульчиками прямо в воде.
А Антона я уговорила попробовать серфинг. Аттракцион назывался "Flow Rider". Он устроен таким хитрым образом, что в нем действительно имитируется настоящая океанская волна.
52.
Антону дали доску для серфа и объяснили, что нужно делать. Катание длилось пять минут, но муж потом признался, что на следующий день у него даже болели мышцы. Непростым делом оказался серфинг, но, по-моему, ему понравилось, и он теперь не прочь попробовать его в океане. :) Ну, я надеюсь, что не прочь. :)
На этом я заканчиваю свою заметку, но не рассказ о Казани. В следующий раз я поведую вам о Казанском кремле, о Татарской слободе, а местных котах и о всяких прочих достопримечательностях. Оставайтесь на связи. :)
Источник: annataliya.livejournal.com