USD: 92.2628
EUR: 99.7057

«Билетов нет»: что мешает путешествовать по Енисею?

«Билетов нет»: что мешает путешествовать по Енисею?
Многие ли из вас рассматривали речной транспорт края как вариант для туристического маршрута? Вряд ли. Плыть до северных красот на теплоходах готовы немногие, но в чем причина грустной статистики? Мы поговорили с Полиной Поповой, которой неоднократно приходилось путешествовать на теплоходе по Енисею, и попросили рассказать обо всех тонкостях, прелестях и проблемах подобных трипов.

Так как я родилась на Севере, каждый год мы собирались ехать на теплоходе, потому что это дешевле, чем самолетом. У нас только два вида транспорта — воздушный или водный. Раньше теплоходов было много, а сейчас осталось всего два («Матросов» и «Чкалов»). Это крайне мало — чтобы мне добраться до Сургутихи (деревня в Туруханском районе края) из Красноярска, нужно двое суток, до Дудинки — около пяти. Против течения ехать в два раза дольше. Получается, что между теплоходами большой промежуток времени — людям сложно подстроиться под расписание.

От моей деревни до Туруханска мы с дочкой долетели сюда за 6,5 тыс. рублей, от Туруханска до Красноярска — 11,5 тыс. рублей. За ребенка в 2,5 года платить приходиться 80% от стоимости билета. Летом хорошие самолеты часто меняют на Ан-24 — летишь три часа, уши закладывает, ребенка тошнит и не кормят.

О количестве

Когда раньше было много теплоходов, можно было подстроиться — туда и обратно ехать по воде, а сейчас сделать это практически невозможно. Мы покупали билеты на август в апреле одними из последних. Самый бум — начало лета, когда домой уезжают студенты, и конец — когда все возвращаются обратно.

Был теплоход «Лермонтов» — его судьба неизвестна, кто-то говорит, что он больше не рентабелен и его нельзя использовать, а кто-то, что его продали под гостиницу на воде. «Чехов» был очень комфортабельным теплоходом, ездили на нем иностранные туристы, сейчас он стоит в Москве как гостиница. Был маленький теплоход «Близняк» — его тоже убрали из-за несоответствий требованиям безопасности, а он был быстрее всех — приходил на четыре-пять часов раньше.

Два раза в год по северным льготам мы можем ездить за счет государства, билеты берем в первый класс — поедем с комфортом, в каюте с диваном и раковиной, на верхней палубе и с хорошим видом.

О желаниях иностранцев

Теплоходы все старые, но красивые. Каждый год встречаю иностранных туристов — из Америки, Финляндии, Европы. Едут посмотреть пейзажи, в музей вечной мерзлоты в Дудинке. Проблемы с покупкой билетов актуальны и для них: если европейцы скажут «ага, давайте-ка летом съездим!» и приедут покупать билеты, им скажут, что их нет. Бывает, что тебе говорят: «За двое суток до выезда позвоните, мы вам точно скажем, может, кто-то сдаст билеты».

О комфорте на месте

До Енисейска маршрутов много, а попасть в более северные районы тяжело. В некоторых населенных пунктах нет никакого комфорта для пассажиров — например, причала. Наша деревня в 12 км от Енисея, чтобы попасть на теплоход или сойти с него, нужно ехать на лодке, ждать под дождем или в охотничьей избушке. Во многих поселках точно такая же ситуация.

Теплоход подходит, заглушает двигатель — подплываешь на лодке. Теплоход — огромная махина — и ты. Если лодка неправильно привязана, может просто изрубить винтом. Так тонули целые семьи.

Сотовой связи до сих пор нет — только спутниковая, дорогая, поэтому связываются с теплоходом по рации. Об этом не принято говорить, но о движении теплоходов помогают узнать браконьеры. Местные ловят осетра, потому что работы нет, и приезжают к теплоходу, чтобы тайно сдать туда груз. У них есть свои контакты, они знают точно, когда теплоход будет. Так мы и узнаём о прибытии транспорта.

О каютах и пассажирах

На теплоходе несколько классов кают. Третий подразделяется на классы А и Б: на палубе и в трюме. Это двухместные и одноместные каюты, в которых очень удобно ехать студентам — всё время они проводят на палубе, а в каюте только ночуют. Есть полки, шкаф, кресло, столик — всё необходимое. Каюты второго класса более комфортные — четырехместные, но не особо отличаются от третьего класса. Первый класс — это диван, картины на стенах, а люкс — уже комната с кухней для двоих. Ценник у люкса от третьего класса отличается чуть ли не втрое.

Раньше был четвертый класс — это когда ты едешь на палубе, и с добрыми людьми договариваешься, чтобы поспать в каюте. В целях безопасности такие билеты больше не продают.

В принципе, на теплоходах очень комфортно, красиво и интересно, только не хватает помощи — матросы, конечно, всегда помогут, но не всегда персонал уважительно относится к пассажирам, не всегда получается договориться о, например, переезде в пустую каюту.

О ежедневных потребностях

Сейчас душ на теплоходе можно принимать практически круглосуточно, но он не закрывается — просто перевернул табличку «Занято» и моешься.

Питание приходиться оплачивать отдельно. В ресторане проходят концерты, хорошо кормят; если заказываешь, например, картофельное пюре, то оно будет стоит в три раза дешевле, чем в общепите Красноярск. Есть комплексные обеды — раньше они стоили около 250 рублей.

По вечерам люди начинают выпивать. Если в городе ты можешь купить алкоголь до 23 часов, то там — практически круглосуточно. Был случай, когда подвыпивший мужчина вышел на одной из остановок на местный рынок, и не успел — догонял теплоход на лодке. Как-то раз выпившие буянили — их посадили в машинное отделение и чуть ли не наручниками пристегивали.

О ритуалах и развлечениях

Есть и свои ритуалы — от Красноярска теплоход отходит под «Прощание Славянки», некоторые достопримечательности тоже сопровождают песнями.

За окном очень красиво, если жарко — можно позагорать, если шторм — тоже здорово. В ресторане большие окна — смотришь, как волны бьют в Енисей. Любая погода хороша. На ракете таких впечатлений от рейса ты не получишь.

О северных туристах и перспективах

В 60 км от нас есть село Верещагино, там живет молодой человек, который организовал туристический клуб. У него свои угодья, где он может проводить экологическую рыбалку: поймали, сфотографировались с уловом, отпустили — на теплоходе перевозить рыбу невозможно, потому что нет морозилок. Если у тебя нет знакомых среди команды, рыбу ты не довезешь.

В 90-е, когда зарплату не платили, мы выживали за счет теплоходов. У нас был знакомый на одном, который покупал у нас ведро брусники за 200 рублей, ехал и продавал намного дороже. Недаром говорят, что Енисей — артерия жизни.

Раньше был отдельный теплоход, который возил на Север иностранных туристов. Местное население ездило их встречать, чтобы продать копченую рыбу, пушнину или купить экзотику — от разливного пива до фруктов. Для населения это был способ подзаработать.

Было бы здорово в каждом поселке построить хотя бы маленькую туристическую базу, чтобы иностранцы и россияне приезжали туда на рыбалку. Найдется куча желающих из местного населения, которые могут научить, показать места. Летом на Севере белые ночи — можно рыбачить круглосуточно, ближе к осени — шишки, ягоды, грибы. Северный туризм мог бы стать массовым, но для этого нужна инфраструктура и конкретные действия.

Источник:newslab.ru

Также в рубрике
Кто может рассчитывать на компенсации и как получить средства?
 0