«Исторический шанс был упущен»
В этом году в России из-за пандемии коронавируса как никогда популярным стал внутренний туризм. В Сочи и Калининграде наблюдается взрывной рост числа туристов из других регионов, но Свердловская область не воспользовалась уникальным шансом на рост этой сферы экономики, так как в последние 10 лет формирование инфраструктуры — сети гостиниц, туалетов, троп, мусорных баков — было фактически заброшено властями, считают опрошенные Znak.com эксперты. Зато увеличилось число «диких» туристов, отправляющихся на сплавы и в походы, что может сильно повредить природе как раз из-за отсутствия инфраструктуры.
«Кризис подчеркнул проблемы, которые копились 10 лет»
«Сейчас мы наблюдаем серьезный рост интереса к внутреннему туризму, особенно турам выходного дня», — заявила 27 июля министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова через пресс-релиз департамента информполитики. «С 19 мая 2020 года в Свердловской области открыты природные парки. Они пользуются большей популярностью, чем в прошлые годы. Все средства размещения в 100-километровой зоне от Екатеринбурга на выходные заняты. Также большой интерес к городам с развитой туристической инфраструктурой — Невьянску, Нижнему Тагилу, Верхотурью», — говорит директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.
Такова официальная позиция свердловских властей, но с ней категорически не согласен один из главных экспертов по турсфере Урала, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. По его мнению, внутренний туризм в Свердловской области не только не развивается, но деградирует.
«То, что они говорят, не соответствует не только правде, но и элементарной логике. Ситуация обратная. Кризис, возникший из-за пандемии, подчеркнул и выявил многолетние проблемы, недоработки и изъяны, которые копились на протяжении последних семи-девяти лет.
Все провальные шаги или отсутствие нормальных шагов, которые должны были быть нацелены на развитие внутреннего туризма: создание инвестклимата, который бы позволял развивать загородные средства размещения, продвижение Свердловской области как привлекательного места для туризма и отдыха, доверие со стороны инвесторов, консолидация с профессиональной общественностью — все эти пункты были полностью провалены. Коронавирус выявил не проблему приезжающих в область — этого и так было недостаточно, это были транзитные пассажиры или деловые туристы, а он продемонстрировал, что мы не можем обеспечить отдых и оздоровление граждан внутри области», — эмоционально говорит Мальцев.
Туристы из других регионов не могут уехать дальше Екатеринбурга и Нижнего Тагила
Znak.com
По его мнению, сейчас единственная возможность с комфортом отдохнуть в Свердловской области — прилететь в Екатеринбург и посещать экскурсии вокруг него, потому что Нижний Тагил — последняя точка региона, где можно рассчитывать на размещение в гостинице мирового уровня. Остальные предложения, по словам Мальцева, — это мини-отели с совсем небольшим количеством номеров, большой стоимости и зачастую не очень хорошим сервисом. Осложняет ситуацию и то, что самые популярные санатории региона, например Обуховский, закрыты из-за коронавируса либо превращены в обсерваторы.
«Этот год — колоссальный шанс для экономики туризма всех регионов. И для Свердловской области это был бы огромный шанс. Было бы логично поток [пассажиров, пересаживающихся в] Кольцово сделать входящим в [Свердловскую область]. Но этого сделать не удалось, для нас этот исторический шанс был упущен», — резюмирует Мальцев.
«Первая тургруппа заехала на этой неделе»
Об отсутствии в Свердловской области нормальной инфраструктуры для туристов говорит и руководитель Центра авторских экскурсий Дмитрий Москвин. «Есть прекрасное направление в сторону Алапаевска. Там не только гостиниц нет, но и туалета не найти, особенно при закрытых музеях. Это примитивнейшие вещи, я уже не говорю о парковках, беседках, дорожках с перетертой древесиной или корой. Теперь все наглядно должны были увидеть, что у нас красиво и прекрасно, но доступ к этому ужасный. Людям сложно», — говорит эксперт.
Не заполнены даже отели в Екатеринбурге, где летом обычно останавливались туристы из других регионов.
Как рассказал Znak.com директор ООО «Хотелбург» (управляющая компания отеля «Эмеральд») Сергей Дерендяев, первая за сезон небольшая группа туристов из Москвы заехала в гостиницу на этой неделе, причем они бронировали места еще в феврале.
«У них были планы на базу отдыха, но этим планам не суждено было сбыться, потому что базы отдыха официально закрыты. Поэтому они сказали, что будут вынуждены провести все время до 7 августа в Екатеринбурге. Будут куда-то выезжать на экскурсии, программа у них обширная», — говорит Дерендяев и добавляет, что такая же ситуация и у других представителей отельного бизнеса.
Первые туристические группы начали приезжать в Свердловскую область во второй половине июля
Яромир Романов / Znak.com
Чтобы привлечь туристов, министерство инвестиций региона организовало акцию «3! 4! 5!». При размещении с пятницы по воскресенье двух взрослых и ребенка до 12 лет с завтраком, стоимость ночи в трехзвездочном отеле составит 3 тыс. рублей, за ночь в отеле 4* — 4 тыс. рублей, за ночь в пятизвездочном отеле — 5 тыс. рублей.
«Главный камень преткновения — антропогенная нагрузка на природу»
В этом сезоне в Свердловской области развивается только дикий туризм — в соцсетях становится все больше фото с походов в горы и сплавов по рекам, которые местные жители организуют самостоятельно, без привлечения туристических агентств. Но, по мнению Михаила Мальцева, число таких туристов невелико и никак не влияет на развитие экономики региона.
«Это незначительные цифры. Интерес к сплавам, походам объясняется довольно легко — люди, которые могли ездить на охоту в Южной Чехии или в ЮАР, ездили в Скандинавию или даже Турцию, сейчас такой возможности лишены. Но это крайне узкий пласт, который держится на энтузиастах. К туризму как к экономике это имеет крайне косвенное отношение», — говорит Мальцев.
Масштабы «дикого» туризма сложно подсчитать, говорит Дмитрий Москвин. Но по его личным ощущениям, число людей, посещающих горы и леса, все же увеличилось, а с ним увеличилась и нагрузка на природу. «Главный камень преткновения — антропогенная нагрузка на природу. Есть определенный баланс, экосистема. Сейчас начался экстремальный рост, когда люди поехали с палатками, жгут костры, плюс еще жаркая сухая погода, влажность низкая. Это стопроцентно как-то влияет на природу, как — могут сказать только специалисты. В некоторых точках, где отсутствует инфраструктура или она в очень примитивном состоянии, это приводит к свалкам, к расширению ареала, где люди садятся на пикники или ночуют. Еще одна проблема — автотранспорт. На машине человек хочет забраться туда, где ему пообещали самый прекрасный вид: на гору, на озеро, к реке», — говорит специалист.
Число неопытных походников и сплавщиков резко выросло
Znak.com
О неумении массового туриста вести себя на природе говорит и предприниматель Олег Чегодаев из Уфы, который в соцсетях ведет страницы «Амбассадор Уральских гор». По его словам, число походников в горах увеличивается все последние годы, но этим летом действительно произошел взрывной рост.
«Это очень плохо. У нас и так на Урале инфраструктура была достаточно слабо развита. Если бы это развивалось постепенно, было бы хорошо. А сейчас фактически ничего не изменилось в инфраструктуре, а количество людей увеличилось в разы. Это приведет к тому, что они все истопчут, загадят.
И когда все откроется, люди подумают, что здесь грязновато, неудобно и слишком людно, и поедут куда-нибудь еще, где хорошо», — говорит Чегодаев.
По мнению предпринимателя, Уральские горы как раз подходят для неподготовленных, а не экстремальных туристов, поэтому здесь, как нигде, необходима инфраструктура: хорошие тропы, навигация, туалеты, парковки.
При этом в природном парке «Оленьи Ручьи» Znak.com сказали, что этим летом не наблюдают роста числа туристов.
«Те, кто предпочитал Французскую Полинезию, поехали на Курильские острова»
По словам Михаила Мальцева, самым большим спросом в этом году пользуется юг России и Калининград. По словам директора ассоциации, в Сочи самолеты из Екатеринбурга летают семь раз в день, а Калининград в этом году стал популярным из-за выгодных предложений — 11 тыс. рублей за недельный тур.
Кроме того, жители региона ездят в Челябинскую область, в меньшей степени — в Татарстан и Тюменскую область. В Республику Алтай, Алтайский край, Калужскую область и Бурятию прирост туристов меньше. «Те, кто ранее предпочитал Французскую Полинезию, поехали на Курильские острова. Это интересующиеся люди», — говорит Мальцев.
Границы России были закрыты с марта из-за пандемии коронавируса. В июле некоторые страны постепенно начали разрешать некоторым категориям россиян въезд. Правительство РФ, в свою очередь, разрешило пассажирские авиаперелеты в Турцию, Великобританию и Танзанию с 1 августа. Рейсы возможны только из аэропортов Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.
Ольга Балюк