USD:
EUR:

Из Киргизии - в Китай

Один из самых живописных автомобильных маршрутов в бывшем СССР

Из Киргизии - в Китай

Два самых экстремальных автомобильных маршрута в бывшем СССР связаны с Памиром: первый - таджикский, от Хорога до Мургаба и далее в Киргизию и все это через перевалы высотой до 4,5 тысяч метров; второй - из Киргизии в Китай через не менее живописный и поражающий воображение Иркештамский перевал, где вокруг вас стеной возвышаются горы Памира и пик Ленина, высотой в 7134 метра. Сегодня мы прошли Иркештам, пересекли границу из Киргизии в Китай и добрались до старинного города Кашгар, что на крайнем западе Китая, на стыке границ Киргизии, Таджикистана и Пакистана. Восторгам нет предела и я в очередной раз убедился в том, что нет ничего величественнее природы!





Как вы помните, началось путешествие в Ташкенте, затем путь в Андижан, что на востоке Ферганской долины, затем два дня в гостях у моего друга Мурада и ео чудесной семьи (об этом расскажу отдельно), затем были неприятные приключения на границе Узбекистана и Киргизии, см. Беспредел и вымогательство на границе , затем был киргизский город Ош, где я отравился рыбой и слег с температурой под 39 на целые сутки в отеле. Потом, едва оклемавшись от сей неприятности и худо-бедно распрощавшись с посиделками на унитазе, мы выдвинулись в горы -



В Оше остановились в лучшей гостинице города, "Ош Нуру", где отличные номера с ремонтом стоят всего $15. Из окна видна главная достопримечательность города - гора Солайман Тоо, священное место для мусульман, считающееся троном царя Соломона -



От Оша до границы с Китаем в Иркештаме около 300 километров по серпантинам и с транспортом там неважно. Трижды в неделю автобус со спальными местами отправляется из Оша в Кашгар через Иркештам и стоит порядка 90 долларов; путь занимает ровно сутки с ночлегом прямо на границе, в автобусе. Признаться, подобная перспектива мне абсолютно не понравилась: во-первых вы едете в ночь и красоту Памира не видите (а ведь именно ради Памира мы сюда и приехали), во-вторых, таки дорого - 90 долларов. Поэтому, накануне идем на автовокзал Оша, точнее ту часть автовокзала, которая называется "Аргамак гараж". По сути, это задворки давно загнувшегося завода, пыльное и хаотичное место; найти его самостоятельно нереально, спрашивайте у людей, они подскажут. Так вот, там тусутся водители, отправляющиеся на Памир. Здесь можно договориться о транспорте до границы с Китаем в Иркештаме, либо до Мургаба в Таджикистане. Конечно же, торг не просто уместен, а необходим. В Lonely Planet написано, что машина до Иркештама обойдется в 155-200 долларов. После небольшого торга мы сошлись на 6000 киргизских сомах (1 к 1 с рублем РФ, или 100 долларов). Утром следующего дня, шофер заехал за нами в гостиницу и мы тронулись в путь -



Сразу же за Ошем дорога начинает подниматься в горы, вокруг время от времени встречаются колоритные аулы -





Чем дальше, тем горы выше и живописнее -



Примечательный факт: до недавних пор маршрут считался крайне экстремальным из-за убитой автодороги, разрушаемой селями и общей разрухой в этой красовой стране. Раньше путь из Оша до Иркештама занимал 10-12 часов и пройти его мог только джип. Года три назад, китайцы, заинтересованные в стабильном транспортном маршруте в Среднюю Азию, построили дорогу от границы до самого Оша и теперь любой автомобиль способен пройти маршрут за 4 часа максимум. Стал ли из-за этого Памир менее впечатляющим? Конечно нет! Но он стал доступнее и это круто -









Перевал Талгар, 3 615 метров и новая, "китайская" дорога -





Юрты горных киргизов -







Село Сары-Таш и горы таджикского Памира на горизонте. От Сары-Таша до границы с Китаем 75 километров, до таджикской - 40 километров. Транспортный узел, если можно так выразиться. Многие туристы останавливатся здесь с ночлегом, чтобы сделать треки в горы. Отелей как таковых в Сары-Таше нет, но есть вариант с ночлегами в домах у киргизов -













Между прочим, на фотографии ниже - одна из трех самых высоких гор бывшего СССР, пик Ленина, 7 134 метра над уровнем моря. Граница между Киргизией и Таджикистаном расположена неподалеку от пика Ленина, фактически на высоте 4 615 метров над уровнем моря. Долина, что между нами и Таджикистаном называется "Алай" -









Какая Европа? Швейцарская "попсятина" даже близко не валялась -



За каждым поворотом неописуемая красота. Здесь, напимер, виды напоминают Исландию, где побывал в прошлом году -



Пик Ленина настолько велик со своими семью тысячами метров, что даже не влезает целиком в кадр. Надо отметить, что нам чертовски повезло с погодой, обычно гора скрыта в облаках -







Китайские фуры, держащие путь в Киргизию и Узбекистан -



За 10 километров до границы с Китаем - пограничный пункт киргизской армии, где ваши паспорта запишут в большую амбарную книгу -



Подъезжаем к границе и собственно внизу уже виден Китай: если посмотрите на автодорогу, делающую петлю внизу в правой части фото, то там и расположен китайский пограничный терминал -



Справа пограничный забор между Киргизией и Китаем, последний, соответственно, справа -



Последние метры киргизской территории -



Конные киргизские пограничники -



Ровно на границе расположена старая русская крепость Иркештам, построенная в 1885 году на берегу речки Кызыл-Суу и контролировавшая торговый путь между Российской империей и Китаем. Имено здесь проходила изрядная часть торгового оборота между двумя странами и именно здесь проходит так называемый "Великий шелковый путь" -



Примерно километр нейтральной территории и вот мы уже на китайской стороне границы -



Интересный нюанс: китайцы проверят ваши паспорта там, на границе, но полноценный пограничный и таможенный контроль осуществляется не здесь, а в 150 (ста пятидесяти!) километрах отсюда, в глубине Китая, рядом с городком Улучат. Въезд в Китай через Иркештам, таким образом, имеет ряд особеностей, которые следует иметь в виду. Итак:

1. От киргизского поста до китайского вам идти примерно километр и если влом, то ловите попутную фуру.

2. От первичного китайского поста (непосредственно на линии границы) до вторичного, где ваши вещи проверят - еще 4 километра и снова выбор за вами: пешком, либо ловите попутную машину. Советую ловить машину, поскольку будете топать пешком мимо какой-то стройки, где живет стая злобных псов. Нам пришлось вооружиться камнями и пустить их в ход, чтобы не испытать на себе зубы китайских четвероногих друзей человека.

3. На вторичном посту у вас только один вариант: берете такси до Улучата (150км), где осуществляется паспортный и пограничный контроль КНР. Никакие попутки и дружественые водители фур вам не помогут. Дело в том, что китайские военные заберут у вас паспорта и передадут их в руки одному из таксистов, который проследит, чтобы вы не сбежали по пути в Улучат. Думаю, что это своего рода мафия, обойти которую невозможно. Такси до Улучата стоит 400 юаней (76 долларов) за всю машину. Из этой формулы можете прикинуть, что чем вас больше, тем потратите меньше. Нас было всего двое и других туристов мы не видели, так что после долгого торга сбили цену до 350 юаней (68 долларов) и выдвинулись в путь.

4. Критически важно иметь в виду, что в Китае время на 2 часа больше, чем в Киргизии. Китайский пограничный пункт в Улучате работает с 8 утра до 8 вечера, поэтому, чем вы раньше выедете из Оша, тем больше шансов, что успеете. И не забудьте сразу после перехода раницы перевести часы на 2 часа вперед. Когда мы пересекли границу, на часах было 15:00, ерунда, до восьми вечера полно времени! Но потом сообразили, что в Китае уже 17:00, а нам ехать не менее двух часов. В итоге, примчались в Улучат за 20 минут до закрытия пограничного пункта.

Собственно, едем уже по Китаю. На их стороне тоже красиво, но величия памирских пиков нет, красота осталась в Киргизии. Виды напоминают пустынный египетский Синай -







В Улучате контроль не занимает много времени, минут десять и готово, получили печати в паспорта. Далее, вы можете либо там же переночевать в одном из трех местных отелей (цены от 150 юаней, или 25 долларов), или ехать оставшиеся 100км в Кашгар. Имейте в виду, что последний автобус из Улучата в Кашгар уходит в 18:00 по китайскому времени и если не успеете, то только такси, которое стоит 200 юаней за машину.

С приветом из Кашгара!

p.s Теоретически, из Кашгара при наличии пакистанской визы можно проехать Каркурумской трассой в Пакистан, но, увы и ах, пакистанско визы у нас нет.

Источник: puerrtto.livejournal.com

Также в рубрике

Как пишут иностранные СМИ, проект строительства у ворот Европы целого города с обрабатывающей промышленностью уже разработан

 0

Гомельский район. Часть 1.

 0