USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Из китайцев в греки

Крым отдают Китаю под игорный бизнес и логистический узел

Текст: Игорь СЫТНИК
Из китайцев в греки

С 1 января 2015 года на территории всего Крыма, кроме Севастополя, вводится свободная экономическая зона (СЭЗ). Предпринимателям упростят визовый режим, сократят налоги и таможенные пошлины – вплоть до полного обнуления. По нашей информации, закон фактически принят ради китайских инвестиций. Бизнесмены из Поднебесной организуют в Крыму игорный бизнес и транспортный узел по транзиту китайских товаров из Китая в Европу.

Уникальный регион, где на небольшом полуострове в 27 тысяч квадратных километров умудрились разместиться сразу несколько климатических зон планеты Земля. Где на маленьком пятачке соседствуют роскошные горные хребты, знаменитые морские пляжи, пышные реликтовые леса, протяжные степи… Помимо несравненных красот пейзажа, здесь находятся десятки уникальных исторических памятников.
 
Согласно определению из Послания президента Федеральному собранию, Крым – это вообще для России «сакральное место». Для того чтобы придать этому месту подобающий историческому моменту цветущий вид, было решено создать в нем СЭЗ. Согласно новому закону, инвесторы смогут пользоваться в Крыму налоговыми льготами. В частности, для участников СЭЗ предлагается установить нулевую ставку по налогу на прибыль от доли, зачисляемой в федеральный бюджет, и по сельхозналогу. Предусмотрено освобождение на 10 лет от уплаты налога на имущество организаций и на срок до 3 лет от земельного налога. В течение 10 лет с момента получения статуса резидента он будет платить пониженные тарифы страховых взносов.
 
Кроме того, Крым станет еще и фактически безвизовой и беспошлинной зоной. Визы на 30 дней будут оформляться прямо на месте – непосредственно в пункте пропуска через госграницу, то есть их получение станет в Крыму для иностранцев совершенной формальностью. Мало того, вводится и режим свободной таможенной зоны. На территорию полуострова можно будет беспошлинно провезти и любые импортные товары, и оборудование, необходимое для ведения бизнеса.
 
ПОТЕРИ КРЫМСКОГО ТУРИЗМА В 2014 ГОДУ СОСТАВИЛИ 80 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
 
В пору существования СССР Крым конкурировал в борьбе за титул «всесоюзной здравницы» с Черноморским побережьем Кавказа. Симпатии соотечественников делились между ними примерно поровну, а с ними и доходы от туристической деятельности. После развала Советского Союза, что вполне естественно, летний поток россиян сместился в сторону Сочи – Туапсе. А на побережье Крыма стали преобладать отдыхающие из Украины. По оценкам туроператоров, соотношение между ними и гражданами РФ составляло в Крыму примерно 70 к 30.
 
Было бы преувеличением сказать, что экономика полуострова процветала. Однако его обитатели жили за счет курортного сезона побогаче, чем во многих других регионах Украины. Но фактический переход Крыма под контроль России, выстраивание таможенной границы и переход Крыма в российскую рублевую зону резко сократили количество жителей Украины, желающих отдохнуть летом 2014 года на крымском берегу.
 
В конце апреля, выступая на медиафоруме «Объединенного народного фронта», Владимир Путин пообещал, что Крыму помогут российские госкомпании – направят туда своих сотрудников на отдых. Представители «Роснефти», «Транснефти», «РусГидро», Газпрома, Росатома тут же выразили готовность исполнить поручение. В конце мая врио главы Ростуризма Олег Сафонов направил в эти и другие крупнейшие госкорпорации телеграммы с предложением активнее выкупать места в крымских здравницах «во исполнение поручений Президента РФ… и для обеспечения курортного сезона 2014 года».
 
Однако курортный сезон-2014 в Крыму все равно оказался провальным. Председатель правления Ассоциации малых отелей Крыма Валентина Марнопольская отметила, что загрузка крымских мини-отелей в этом сезоне оказалась на 30–40 % ниже, чем годом ранее. В 2013 году, подводя итоги туристического сезона, тогдашний министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев заявил, что отдыхающие потратили на полуострове 40 млрд гривен – это порядка 160 млрд рублей. Общая же выручка туристического сезона-2014 в Крыму составила лишь около 80 млрд рублей – вполовину меньше, чем в прошлом году.
 
Бывший министр курортов Крыма Александр Лиев заявил: «Власть пытается делать титанические усилия, но методы, которые они выбрали, неэффективны». Местные жители подсчитывают убытки. У них они еще ощутимее, чем у гостиничных комплексов. Если тем помогали российские госкорпорации, то простым жителям пришлось принять на себя весь экономический удар от крымских политических треволнений. Моя феодосийская знакомая, зарабатывающая сдачей жилья в курортный сезон, жаловалась мне. Если в прошлом году она сдавала комнату за 300 гривен в сутки, то есть примерно 1200 рублей, то в этом году максимум, на что могла рассчитывать – это 500 рублей в день. Лишь 40 % от прошлогодних доходов…
 
КИТАЙЦЫ БУДУТ ОБУСТРАИВАТЬ В КРЫМУ ИГОРНУЮ ЗОНУ
 
Крымский «офшор», согласно закону, будет введен на 25 лет – но с возможностью немедленного продления. Для того чтобы стать участником СЭЗ, резидент должен в течение трех лет вложить в свой инвестиционный проект три миллиона рублей. По нынешнему курсу это для западного или восточного бизнесмена сумма небольшая…
 
Счетная палата РФ, как и положено, дала свое экспертное заключение на законопроект, в котором высказала массу претензий к его качеству. Дескать, «финансово-экономическое обоснование к законопроекту носит формальный характер, в нем не приводятся ни сведения о возможных объемах расходов бюджетов РФ на его реализацию, ни описание экономического эффекта, а лишь информация о предполагаемой необходимости увеличения штатной численности Министерства РФ по делам Крыма». Да и не определен «механизм продления срока» действия СЭЗ.
 
Впрочем, по нашей информации, главным бенефициаром от нового статуса Крыма станет вовсе не российский госбюджет, а китайские бизнесмены. По словам президента Торгово-промышленной палаты Крыма Александра Басова, инвесторы из Китая ждали принятия закона о СЭЗ на территории республики, потому что «их интересует крымская инфраструктура – дороги, коммуникации, ЖКХ, сфера утилизации ТБО».
 
Китайский бизнес также намерен на полуострове активно вкладывать финансы в свои любимые зарубежные проекты – развитие гостиничного и игорного бизнеса, сельское хозяйство. Напомним, в России азартные игры за деньги запрещены с 2009 года. Однако на всякое правило есть исключения – законодательно созданы пять специальных игорных зон: в Алтайском и Приморском краях, в Калининградской области, на Азовско-Черноморском побережье Краснодарского края, а с лета этого года – и в Крыму.
 
В Китае азартные игры запрещены везде, кроме маленького пятачка в Макао, и этот запрет жестко соблюдается – не так, как в России. А ведь богатые жители Поднебесной весьма азартны и любят просаживать деньги в рулетку, маджонг и прочие рискованные с финансовой точки зрения развлечения. Разумеется, получить в свое распоряжение огромную территорию, где можно будет понастроить разно­образных казино, для китайских богачей очень заманчиво.
 
Предположительно, игорный бизнес в Крыму появится на самой лакомой для отдыха прибрежной полосе – от Ялты до Гурзуфа. О том, что игорная зона появится на закрытой территории в районе Большой Ялты, сказал глава Крыма Сергей Аксёнов. Председатель Комитета крымского парламента по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Виталий Нахлупин заявил, что игорную зону целесообразнее всего строить на земельном участке под Гурзуфом. А глава Госсовета республики Владимир Константинов сообщил, что приоритетным регионом для ее создания является западное побережье Крыма.
 
Фото: Виктор Коротаев. Коммерсантъ
 
ПЕКИН ХОЧЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ МИРОВУЮ ЛОГИСТИКУ
 
Главное, как отметил Басов, Китай «очень интересует Крым как транзитный коридор для поставок товаров в Европу – подсчеты говорят, что таким образом сокращается транспортное плечо на две тысячи километров». Поднебесная готова выстраивать новый Великий шелковый путь, и Крым призван стать в нем ключевым узлом. В настоящее время в мире существует несколько ключевых логистических узлов – Северный морской путь, Суэцкий и Панамский каналы, туннель под Ла-Маншем, Транссибирская магистраль, российский Дальний Восток…
 
Уже подписано несколько соглашений между Израилем и Китаем, готовым инвестировать средства в развитие Суэцкого канала, который обеспечивает транспортный поток из Средиземного моря в Индийский океан. Поднебесная ведет активные переговоры за право обладания Северным путем, выкупает заводы и транспортные сети в Африке, Азии, Европе (Греция, Кипр, Мальта), Латинской Америке. Либо скупает, либо модернизирует, либо строит новые порты в ключевых в этом смысле странах.
 
Цена китайских бизнесменов не смущает. Например, фирма China Harbour Engineering Co Ltd (СНЕС) выиграла тендер на строительство двух новых морских портов в Израиле – в Ашдоде и Хайфе. Стоимость проекта – более 1 млрд долларов. Но это – лишь цветочки по сравнению с масштабнейшим проектом в Никарагуа. Та же компания СНЕС будет строить канал, который соединит Атлантический и Тихий океаны. Он станет прямым конкурентом Панамского канала. Тот канал, построенный в 1914 году, имеет ограничения по тоннажу пропускаемых судов.
 
У нового же проекта никаких ограничений нет, так что можно ожидать, что он обойдет предшественника по популярности. Стоимость проекта – 40 млрд долларов, в два раза больше всего ВВП Никарагуа! Длина канала составит 278 км, ширина – до 520 м. В него органично будет включено озеро Никарагуа (около 100 км) – самое большое в Центральной Америке. На побережье обоих океанов будут построены два порта, два аэропорта и две зоны свободной торговли. Кроме канала, их свяжут нефтепровод и наземные коммуникации. Завершение строительства намечено на 2020 год. При этом осторожные китайцы вкладывают 5,5 млрд долларов в модернизацию Панамского канала. Получается, одновременно кладут яйца в несколько корзин…

Источник: sovsekretno.ru

Также в рубрике

Продуктовая корзина в селах оказалась дороже московской

 0
Откровенный монолог управляющего крымского отеля о персонале, клиентах и конкурентах накануне открытия нового сезона
 0