USD: 93.2519
EUR: 99.3648

Генпрокуратура потребовала от Минкультуры контроля за туриндустрией

Надзорное ведомство пришло к выводу, что министерство не выполняет своих обязанностей по обеспечению госконтроля в сфере туризма

Текст: Светлана Субботина, Игорь Казаков
Генпрокуратура потребовала от Минкультуры контроля за туриндустрией

Генеральная прокуратура в ходе проверки, проведенной после обращения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), установила нарушения законодательства со стороны Министерства культуры РФ при проведении госконтроля в сфере туризма. Главе Минкультуры Владимиру Мединскому направлено представление об устранении нарушений. Об этом «Известиям» рассказал инициатор проверки — член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов.

Чтобы избежать повторения коллапса в туротрасли, Михаил Старшинов еще осенью обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой провести проверку работы подразделений Минкультуры, уполномоченных осуществлять госнадзор за деятельностью туроператоров, и дать оценку действиям ответственных лиц по осуществлению мониторинга деятельности участников туристического рынка. В ОНФ надеются, что это поможет предупредить банкротство турфирм во время новогодних праздников.

Причиной обращения Михаила Старшинова в правоохранительные органы стали банкротства в летние месяцы 14 туроператоров, в результате чего, по данным Российского союза туриндустрии, пострадало около 130 тыс. россиян, у 56 тыс. клиентов были проблемы с оплатой отелей и обратных билетов. При этом никто из отвечающих за отрасль чиновников не был привлечен к ответственности.

В ответ на обращение Михаила Старшинова первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил, что проверкой выявлена неполнота нормативно-правового регулирования Минкультуры России в сфере туристической деятельности. Полномочия подведомственного министерству Федерального агентства по туризму сводятся к ведению государственного реестра туроператоров, внесение сведений в который носит уведомительный характер. При этом основания для исключения из данного реестра в связи с несоблюдением размера финансового обеспечения и нарушениями прав потребителей туристических услуг законодательно не закреплены.

В ходе ревизии также выяснилось, что ведомство не разработало административный регламент проведения федерального государственного надзора в сфере туризма и не определило перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за нарушения туристического законодательства. При этом в течение 2013–2014 годов Минкультуры вообще не проводило проверки исполнения туроператорами действующего законодательства.

По результатам рассмотрения обращения ОНФ Генпрокуратура внесла министру культуры РФ Владимиру Мединскому представление об устранении нарушений законодательства об основах туристической деятельности.

— Сложилась недопустимая ситуация. Турфирмы банкротятся, их клиенты страдают. Чтобы российские граждане благополучно вернулись домой, расходуются огромные средства из федерального бюджета, привлекаются силы МЧС. А чиновники Минкультуры при этом ни за что не отвечают. До сих пор они не обеспечили внесение необходимых изменений в законодательство, не наладили регулирование туристической отрасли, и в результате — госконтроля в этой сфере по факту просто нет. А ведь скоро новогодние праздники, а значит, и значительное увеличение потока туристов! Знают ли в министерстве, в каком состоянии находятся туроператоры страны? Не ждет ли нас новая волна банкротств с вытекающими из них проблемами сограждан, застрявших за пределами России? — ставит вопросы Михаил Старшинов.

Вследствие банкротства турфирм только за июль–сентябрь заявленные убытки страховых компаний, по данным Всероссийского союза страховщиков, превысили 4,3427 млрд рублей. Ситуация усугубляется тем, что весной 2015 года почти у всех туроператоров заканчивается срок действия договора финансовой ответственности со страховщиками, но заключать новые на фоне последних событий страховые компании отказываются. Основной причиной этого является как раз отсутствие изменений в законодательстве и госконтроля за туристическими компаниями. А без финансового обеспечения, которым и является договор страхования или банковская гарантия, туристическая компания не может вести свою деятельность. Однако банковскую гарантию получить намного сложнее, чем страховой полис, так как обычно банки при этом требуют залог или поручительство, предоставить которые для туроператоров затруднительно.

— Получается замкнутый круг: законодательство не меняется — страховщики не хотят рисковать — туристические компании не получают страховку и не могут осуществлять деятельность — за этим следуют новая череда банкротств и новые страховые выплаты. Вывод очевиден: необходимо ускорить принятие поправок в законодательство, нацеленных на усиление ответственности участников туристского рынка и повышение уровня правовой защиты туристов. Вариант поправок, разработанных Минкультуры, сейчас проходит обсуждение в правительстве. Но необходимо наладить результативный диалог всех заинтересованных сторон — чиновников, туроператоров, страховщиков и граждан, — провести широкое обсуждение поправок в законодательство и, наконец, обеспечить прозрачность этого сегмента рынка и его эффективный контроль, — подытожил Михаил Старшинов.

Эксперты также отмечают непрофессиональность работы министерства и обращают внимание на то, что это негативно сказывается на отрасли в целом и на российских туристах. Председатель клуба по защите прав туристов Дмитрий Давыденко отметил, что выявленные Генпрокуратурой нарушения не стали для экспертного сообщества новостью.

— О нарушениях уже давно говорят эксперты. Поэтому, по сути, Генпрокуратура подтвердила те факты, которые и так давно известны. Всё это указывает на то, что департамент туризма в Министерстве культуры работает плохо, поскольку специалистов в области туризма сейчас в министерстве нет, а услугами Ростуризма они не пользуются, — пояснил Дмитрий Давыденко.

В Министерстве культуры на момент публикации материала прокомментировать сложившуюся ситуацию не смогли.

Источник: izvestia.ru

Также в рубрике

Британская газета Daily Mail рассказала о семье из России, которая воспитывает 140-килограммового медведя Степана. 23-летний медведь появился у Светланы и Юрия Пантелеенко, когда ему было три месяца.

 0

Как москвичка переехала в Париж

 0