USD: 92.1314
EUR: 98.7079

Авиаперелеты по России стали дешевле

Путешествовать по России на самолетах теперь можно дешевле: цены на билеты за первый квартал этого года упали на 30%

Текст: Евгений Смирнов
Авиаперелеты по России стали дешевле

Очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам авиакомпаний, считают эксперты. Некоторые предсказывают в связи с этим в дальнейшем неизбежный рост цен на перелеты.

Минус 30%

Представитель российского метапоисковика Aviasales Янис Дзенис заявил РБК, что в январе-марте 2014г. авиабилеты подешевели по сравнению с прошлым годом. На внутрироссийских направлениях средний чек упал на 26,7%, на международных - на 2,85%. Произошло это вопреки всем ожиданиям рынка.
То, что в марте 2014г. по сравнению с мартом прошлого года билеты на российские направления подешевели на 27%, за рубеж - на 1%, подтвердил и генеральный директор OZON.travel Дмитрий Яковлев. На фоне увеличения курса доллара на 20% в валютном эквиваленте билеты подешевели на 21%, уточнил он. Такую динамику подтверждают и другие продавцы авиабилетов - AnyWayAnyDay, Biletix, Pososhok, "Агент.ру", "Связной".

В случае с UTair это связано с введением гибридной бизнес-модели на некоторых направлениях, пояснил представитель авиакомпании. Например, на рейсах в Омск и Челябинск за счет использования новых самолетов максимальной вместимости удалось в два раза снизить цены, напомнил он. Представитель "Аэрофлота" подтвердил снижение тарифов на международных рейсах.

Виной всему «Добролет»?

Эксперты, подобное снижение цен демпингом не считают. Дзенис считает, что у авиакомпаний сейчас нет причин демпинговать, цены обычно снижаются только под выход сильных конкурентов - EasyJet, Ryanair, ожидаемого "Добролета".

Падение средней цены объясняется перетеканием пассажиров в сторону более дешевых билетов и направлений, говорит директор по развитию агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. Снижение тарифов происходит для стимулирования спроса в условиях необходимости достижения приемлемой загрузки самолетов, напоминает аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. В январе-марте 2014г. прирост пассажиропотока российских авиакомпаний составил 11,1%, тогда как в прошлом году за три месяца количество пассажиров выросло на 22%.

Также можно сказать, что авиакомпании готовятся к приходу на рынок нового российского лоукостера "Добролет", внедряя в свой бизнес элементы модели низкобюджетных перевозок, рассуждает Юрова. С появлением "Добролета" тарифы могут снизиться на 10%, подсчитал Фаминский. Сам "Добролет" обещает цены на билеты на 20-40% дешевле предлагаемых традиционными авиакомпаниями.

Цена как стимул

Издержки авиакомпаний росли медленней инфляции, и это дало им возможность немного поиграть с тарифами, не впадая в убытки, поясняет главный редактор отраслевого аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Также авиакомпании за счет выросшей загрузки кресел повысили свою эффективность в пересчете на пассажиро-километр, авиакомпании ценой стимулировали спрос, добавил эксперт.

Из-за того что возможности перевозчиков по снижению издержек ограничены из-за законодательных ограничений и проблем аэропортовой инфраструктуры, существует опасность, что очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам в отрасли, считает Юрова.

Ранее ожидалось, что рост лизинговых платежей российских авиакомпаний от девальвации рубля увеличит в этом году цену авиабилетов минимум на 200 руб.

С начала года рубль потерял в цене более 10%. Лизинговые контракты авиакомпаний в основном номинированы в валюте, ослабление рубля может привести к росту расходов на лизинг, пояснила аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. Издержки в рублевом выражении вырастут на величину обесценения рубля, подтвердил аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

Увеличение тарифов произойдет не сразу, пояснил эксперт комитета по транспорту Государственной думы России Роман Гусаров. В первую очередь проиграют от скачка курса валюты авиакомпании, потери которых будут особенно сильными в низкий сезон, когда самолеты заполняются не полностью, отметил он. "Часть компаний либо обанкротится и уйдет с рынка, либо наберет кредитов, а потом эти отсроченные долги будут "висеть" еще долго за компанией, оказывая влияние на стоимость билета", - пояснил Гусаров.

Скачок курса может привести к дополнительным расходам авиакомпаний на лизинг в размере до 15 млн руб. в год в расчете на один самолет Airbus A320, подсчитал Пискун. В парках крупнейших российских авиакомпаний более сотни самолетов этого семейства. В лизинговых компаниях рассказали, что процентная лизинговая ставка составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Самые распространенные типы Boeing 737 и Airbus A320 стоят $90,5 млн и $93,9 млн.

Также в рубрике

Международное признание полуостров так и не получил, однако крымчане научились жить в условиях ограничений

 0

После победы россиян в фигурном катании хэштеги «Липницкая» и «фигурное катание» возглавили мировые тренды

 0