Турист на воле
Как клиент турфирм становится путешественником
В эпоху Instagram хвастаться богатствами неприлично, в моде — эмоции и впечатления (и фоточки), которые дают путешествия. Следуя за модой, даже консервативные российские туристы, любители all inclusive, меняют привычки, не говоря уже о самостоятельных путешественниках, среди которых все больше «туристических шопоголиков».
«Раньше вы сидели в кругу друзей и обсуждали покупки новых машин, гаджетов или каких-то модных вещей. В общем, чего-то материального. А сейчас обсуждаются путешествия. Именно путешествия стали предметом гордости. И чем они сложнее, тем это больше ценится»,— говорит генеральный директор компании Mayel Travel Майя Котляр.
По ее словам, самостоятельные туристы заметно изменились за последние годы: «Слетать в Таиланд, уже не говоря о Европе, стало так же легко, как нашим родителям — съездить на дачу».
Всего несколько лет назад российским туристам, даже самостоятельно составлявшим свой маршрут, хватало набора популярных столиц. Но сегодня приоритеты изменились.
«Грузия, Португалия, Норвегия, Марокко — новый модный тренд. Неизведанная Италия, Ирландия, Шотландия, среди эксклюзивных направлений — Австралия, Новая Зеландии, Япония, Латинская Америка — Чили и Коста-Рика. Вот что сегодня выбирают люди»,— перечисляет Майя Котляр страны, которые сейчас пользуются популярностью у индивидуальных туристов.
Путешественники выбирают не только новое для себя направление. «Если люди летят в Грузию, то они хотят просыпаться в горах, пить парное коровье молоко, побывать на настоящей грузинской свадьбе, полностью погрузиться в эту культуру»,— говорит Майя Котляр.
Путешественники хотят узнать «этнико-историческую часть», познакомиться с жизнью местных жителей, бытом, понять их корни. То есть люди хотят полного погружения. «Например, гастротур — это уже не кулинарные мастер-классы и винные дегустации. Это походы на рынки, готовка с местными жителями, охота на трюфели с собаками, посещение устричных фабрик»,— рассказывает Майя Котляр. Впрочем, по ее словам, устрицы и трюфели не самоцель, главный тренд в другом: «Люди больше не хотят путешествия “как у всех”».
Как ни странно, но туроператоры, специализирующиеся на организованном туризме, отмечают те же самые настроения и у туристов, выбирающих массовые направления.
«Раньше люди могли купить горящий тур и улететь лишь бы куда. А теперь они выбирают пусть и из более экономичных вариантов, но те направления, куда они изначально задумали путешествие»,— рассказывает директор по продажам компании «Интурист» Сергей Толчин.
«Наши туристы стали вести себя фактически как европейцы,— констатирует и PR-директор компании Tez Tour Лариса Аханова.— Если раньше все дружно ехали в июле—августе, то сейчас люди понимают, что это два самых топовых месяца. И все курорты заполнены не только отдыхающими русскими, но и туристами из других стран. Соответственно цены выше, народу много. Все наелись такого массового туризма. И теперь люди разбивают свой отдых на несколько частей и едут туда вне сезона».
«Потребитель сейчас просчитывает все. И выбирает не только направление, но и курорт, объект размещения и тип номера. То есть выбирает достаточно скрупулезно»,— говорит генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная. По акциям раннего бронирования этот выбор сделать можно, а ближе к поездке приходится выбирать без скидок отельеров, которые доходят до 50%, и из того, что осталось.
Раннее планирование путешествий обычно было несвойственно нашим туристам, а сейчас это один из наиболее заметных трендов. «Туристы поверили в акции раннего бронирования»,— отмечает изменения в поведении туристов на организованном рынке Лариса Аханова.
Спрос на туры по акциям раннего бронирования вырос в этом году у некоторых туроператоров более чем в пять раз. «У нас, в частности, глубина и объем бронирований находятся на исторических максимумах»,— рассказывает Сергей Толчин.
По крайней мере, на такую глубину, как сейчас, никогда не бронировались отели экономсегмента — это скорее можно было наблюдать у путешественников, останавливавшихся в люксах пятизвездных гостиниц.
«А сейчас туристы глубоко заранее бронируют трех-четырехзвездные отели. Раньше такого не было»,— говорит Сергей Толчин. По словам Ларисы Ахановой, раннее бронирование помимо ВИП-сегмента очень хорошо распробовали туристы-горнолыжники.
Охота за впечатлениями
В 2016 году компания GfK опубликовала исследование о путешественниках в России, отметив один из магистральных трендов — смещение фокуса потребителей с того, «что я имею», к тому, «что я сделал». То есть потребитель определяет и характеризует себя не по тому, что у него есть, что он приобрел материального, а по тому, где он был, какие впечатления получил, что пережил.
В качестве главного и долгосрочного тренда эксперты GfK назвали стремление туристов к новому опыту и впечатлениям, предложив концепцию «шопинга впечатлений». Применительно к индустрии туризма и гостеприимства, по мнению экспертов GfK, это говорит о том, что потребители, планирующие путешествия, находятся в поисках новых впечатлений и ожидают от поездок вдохновения и новых позитивных эмоций.
Я бы назвал эту тенденцию экономикой впечатлений, где основная роль принадлежит опыту, который ты в итоге получишь от путешествия»,— говорит генеральный директор Airbnb в России и странах Восточной Европы Андрей Вербицкий.
В целом формулировка концепции «шопинга впечатлений» многое объясняет в поведении наших туристов. Например, эксперты систем поиска авиабилетов неоднократно обращали внимание на спонтанность российских туристов.
В случае с «шопингом» это вполне можно отнести к так называемым эмоциональным покупкам: погода плохая или авиакомпания запустила акцию со скидками, человек берет и покупает тур или авиабилет. Есть и настоящие охотники за распродажами, которые отслеживают скидки на авиабилеты или покупают горящие туры.
За последние несколько лет существенно выросло и число настоящих «туристических шопоголиков», которых легко отследить по страницам пользователей соцсетей. «Я склоняюсь к тому, что на туризм существует мода. И эта мода резко меняется из года в год, появляются какие-то новые продукты, удовлетворяющие меняющийся спрос»,— считает Майя Котляр.
То есть в целом модно путешествовать, и путешествовать «не как все». «На пике моды туры, адаптированные под интересы, увлечения, характер и темперамент человека»,— рассказывает Майя Котляр. Другими словами, наиболее востребовано то, что туристы могут организовать себе либо в индивидуальных турах, собирающихся как конструктор, по желанию людей, либо самостоятельно.
Сам себе турагент
Наиболее продвинутые самостоятельные туристы арендуют не отель или апартаменты, а жилье у местных жителей.
Специально для “Ъ” Airbnb провел исследование пользователей его услуг из России и выяснил, что с момента основания сервиса около 3,5 млн российских путешественников останавливались в квартирах, которые они сняли на Airbnb. Почти 85% пользователей — это люди экономически активного возраста (от 22 до 55 лет). На первом месте среди клиентов Airbnb в России — представители IT-индустрии (17%).
Доля студентов и пенсионеров среди пользователей Airbnb не превышает 10%. Однако здесь есть интересный тренд: самая быстрорастущая группа отечественных путешественников — это туристы старше 60 (за последний год рост 52%).
И если посмотреть на динамику числа пользователей сервиса за последние три года, когда в сегменте организованного выездного туризма наблюдалось резкое падение спроса, число пользователей Airbnb росло. В 2015 году число туристов, воспользовавшихся сервисом, выросло на 38%, а в 2016-м — еще на 60%.
Говоря о тренде на погружение в местную среду, следует отметить, что в качестве такого мотива использование сервиса назвали 79%. Однако это все же лишь пятый по популярности фактор — на первом месте стоит экономия средств (96%), а второе и третье места поделили доступность и удобное расположение жилья (по 90%).
«Путешествия становятся все более обыденной частью нашей жизни. С появлением бюджетных авиалиний и альтернативных способов размещения поездки за рубеж становятся доступными для большего числа россиян. И если раньше основным источником вдохновения для наших граждан служили каталоги в турагентствах, то сейчас у путешественников есть доступ к информации об абсолютно любой стране и возможность спланировать маршрут любой сложности, не выходя из дома»,— говорит Андрей Вербицкий.
Впрочем, к рейтингам популярности городов надо относиться осторожно. Если верить официальной статистике Росстата по числу выездных туристских поездок наших сограждан, то получится, что в топ-3 наиболее посещаемых направлений за три последних года входят Абхазия, Финляндия и Казахстан. Такие же особенности отмечают и в сервисах бронирования авиабилетов.
По словам PR-директора компании Aviasales Яниса Дзениса, если смотреть на популярные направления по годам, то в России топ-10 городов, куда покупается наибольшее количество билетов, примерно один и тот же от года к году. А вот зарубежный топ-10 каждый год обновляется.
Так, в последние годы в первую десятку уверенно вошли города на постсоветском пространстве, вытеснившие европейские направления.
«Но если в Ереван, Тбилиси, Минск или Баку летают путешественники из России, то в Бишкек, Ташкент, Кишинев скорее летят домой жители этих городов, стран. То есть популярность условной Молдавии связана с тем, что рабочие пришли в интернет»,— отмечает Янис Дзенис.
Туристический калькулятор
Россияне, как потребители путешествий — самостоятельные или покупающие тур, стали вести себя более рационально. Один и тот же турист может быть как покупателем тура, так и самостоятельно организовать себе путешествие. Выбор зависит скорее от состава группы и направления.
«Люди считают, что им не нужно турагентство, чтобы поехать в Берлин. А вот отправиться в Грецию с детьми, скорее всего, дешевле через турагентство. При этом если ты еще и с маленькими детьми, то вряд ли тебе захочется каждый раз заморачиваться насчет питания, думать, куда пойти в ресторан»,— говорит директор по клиентскому сервису GfK Марина Синило.
В начале этого года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) опубликовало результаты исследования, согласно которому путешествия за границу в этом году планирует каждый третий россиянин, а по России — каждый второй. И запланированные бюджеты на эти поездки вполне укладываются в рыночные рамки.
Слабое место российских курортов — это погода и короткий сезон. Но размытие у туристов такого понятия, как сезон, это один из самых заметных трендов на рынке туризма. «Если раньше в сегменте организованного туризма сезон на курортах начинался с мая и заканчивался в октябре, сейчас он существенно расширился, и сейчас скорее речь идет о периоде с апреля и почти до конца ноября»,— говорит Лариса Аханова.
А у самостоятельных и индивидуальных туристов, по словам Майи Котляр, полностью исчезло понятие сезонности. Речь идет о круглогодичном отдыхе, который может включать и недельный отдых, и краткосрочные поездки и путешествия.