USD: 92.5058
EUR: 98.9118

Пересадка с яхтами и вертолётами

Почему жители против нового ТПУ, а мэрия — за

Текст: Павел Кочегаров
Пересадка с яхтами и вертолётами
У МКАД хотят построить транспортно-пересадочный узел с яхт-клубом, вертолётной площадкой и лишь одним автобусным маршрутом. Местные жители выступили против проекта на публичных слушаниях, но вместо диалога с властями и инвестором получили синяки и шишки. Почему дептранс и его глава Максим Ликсутов игнорируют вопросы жителей, выяснял Лайф.

В конце октября прокуратура и префектура Северного округа столицы получили от граждан ворох жалоб на проект нового транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на Ленинградском шоссе. Обращения примерно одинаковые: жители Левобережного района жалуются на многочисленные нарушения при согласовании проекта. Раньше власти обещали устроить на берегу Химкинского водохранилища в САО парк, а теперь хотят построить на набережной причал для яхт и вертолётную площадку. При этом придётся вырубить часть деревьев в природоохранной зоне и затронуть активы, принадлежащие местным коммерсантам. Жители Левобережного утверждают, что их мнением по развитию района особо не интересовались: на публичные слушания охрана не пустила половину собравшихся, зато в зал провели группу людей, приехавших заранее на автобусе. Теперь местные опасаются, что результаты слушаний подтасуют.

Проект, вокруг которого разгорелись такие страсти, не обещал быть скандальным. Планы реконструкции прибрежной зоны Бутаковского залива (это самый краешек Химкинского водохранилища) у городских властей родились ещё в 2010 году. Поначалу собирались просто облагородить прибрежную зону, оформить парк. В 2014-м порешили сверх того устроить и маленький пересадочный узел, чтобы разгрузить маршрут 905-го автобуса.

А в сентябре — октябре 2016-го в проект добавили вертолётную площадку и причал для яхт. По словам чиновников, вертолётная площадка нужна будет исключительно для нужд спасателей и медиков, а причал на 32 яхты будет использовать детская школа парусного спорта. Жители, впрочем, чиновникам не поверили, тем более что изменения проекта прошли, по их мнению, с нарушениями.

Каждое существенное изменение инфраструктуры района необходимо утверждать с местными жителями через публичные слушания. На них жители могут высказаться, что думают по поводу изменений: без их замечаний проект переустройства утвердить нельзя. И если первые варианты строительства полностью устраивали местных, то новому проекту рады далеко не все. По словам жителей Левобережного, публичные слушания проходили и в этот раз, но сопровождались серьёзными нарушениями и окончились дракой. Теперь участники слушаний считают, что результаты подтасуют. В связи с этим они обратились в прокуратуру и префектуру округа. Фото: © Префектура Северного административного округа

Инициативные граждане составили акт нарушений и направили его в прокуратуру округа. В акте десять пунктов, в основном претензии касаются организации слушаний. Как следует из заявления, жителей оповестили не за неделю, как положено по закону, а за пару дней до проведения слушаний. Кроме того, под мероприятие выделили местный детский клуб с маленькими помещениями, явно не рассчитанными на такое количество народу. Дошкольники, кстати, на момент скандала и драки тоже были в клубе (у них только окончились занятия в кружках) и испуганно за происходящим наблюдали. Но наибольшее возмущение участников слушаний вызвало не это.  

— За полтора часа до начала слушаний к зданию клуба "Ладога" доставили группу людей <...> около 90 человек (в основном пенсионеры), которых провели в зал по списку. После этого доступ в зал был перекрыт, — написано в обращении в прокуратуру. — Неизвестные лица, представившиеся администрацией клуба, препятствовали входу жителей района в зал [под предлогом того, что] больше нет свободных мест. <...> Неизвестные лица вступали в конфликты с гражданами, провоцировали драки. В результате у жителя Левобережного было разбито лицо. 

Представитель активистов, жительница Левобережного Тамара Танатарова, побывала с жалобой на личном приёме у старшего помощника прокурора САО. Но результатов, по её словам, пока нет. Проверка по обращению не назначена.

Жалобы, по словам Танатаровой, были отправлены и в природоохранную прокуратуру — ведь большая доля участка под ТПУ находится в природоохранной зоне. Там должны были разбить парк. И сейчас, согласно кадастровой выписке, часть этих земель отдана в бессрочное пользование государственному парку "Тушинский". А с новым проектом, опасаются жители, не видать им новой зелёной зоны.

— Проект планировки на 39,9 гектара. Из них не природного комплекса — в лучшем случае 5—6 гектаров. Всё остальное — природоохранный комплекс. И есть постановление Москвы, по которому они обязаны разбить там парк и скверы, привести эту зону в порядок, — сообщила Танатарова. — Но они никаких работ не ведут, а вместо этого заблокировали всё и теперь отдают это всё инвесторам. То есть нам уже не видать оставшейся части природоохранного комплекса.

Вместо парка, по словам активистов, будут вертолёты и яхт-клуб. Даже большого количества транспорта здесь нет — ТПУ "охватывает" маршрут лишь одного автобуса, № 905, который курсирует по Дмитровскому шоссе. Активисты теперь шутят, что будут пересаживаться с яхт на вертолёты.

— В проекте пересадочного узла предусмотрен только один маршрут общественного транспорта — это 905-й автобус, который ходит и сейчас. Что мы, с яхт на вертолёты пересаживаться будем? — иронизирует Танатарова. — Выходит, что цель данного ТПУ — не достичь общественного блага, а воплотить частный инвестиционный проект под покровительством городских властей.

Частный инвестиционный проект, о котором говорят активисты, осуществляет компания "Унвия строительство и инвестирование". Говоря проще, именно на её деньги планируется построить ТПУ. Согласно базе данных Kartoteka.ru, ей владеет строительная компания "НДВ-Москва". Её директор и совладелец всей группы компаний НДВ Александр Хрусталев заявил Лайфу, что никаких нарушений не было.

— Местные жители приходили, и, если были у кого-то какие-то вопросы, они записывали, когда было для этого определённое время. Они высказывали свои вопросы. Эти вопросы были озвучены на общественных слушаниях, — рассказал Хрусталев Лайфу. — Потом пьянота, порядка 50 человек, приехала туда под видом местных жителей и начала рассказывать о том, что были какие-то нарушения. 

Но недовольных результатами слушаний оказалось не 50 пьяных человек, как заявляет Хрусталев, а почти четыре тысячи (всего в Левобережном живёт 55 тыс.). Именно столько человек подписалось под обращением в префектуру САО — копия есть у Лайфа. 

От проекта ТПУ, если его реализуют, могут пострадать интересы не только простых жителей, но и бизнесменов, чьи активы расположены в зоне строительства. В пятно застройки попадает добрый десяток частных недвижимых активов. Среди владельцев недвижки и крупные коммерсанты (строительные фирмы, сельхозпредприятия, газораспределяющая компания, АЗС), и бизнесмены помельче (сервисный центр, автомойка, консалтинговая контора). Кому-то из них выделили участок в бессрочное пользование, у кого-то долгосрочная аренда на полвека — основания для управления недвижкой у всех разные. Но они на своих правах используют землю, которую вот-вот отдадут под ТПУ. При этом, по словам бизнесменов, никто не спрашивал их позицию.

— К собственникам объектов ни инвестор, ни правительство Москвы не обращались, — сообщил Лайфу на условиях анонимности один из представителей бизнеса в Левобережном. — Нам не предлагали ни участвовать в проекте, ни компенсировать возможные убытки или выкупать активы. 

Столичные же власти считают, что с проектом ТПУ всё в порядке. Департамент транспорта, для которого фактически этот узел строится и который будет им пользоваться, от вопросов устранился. В пресс-службе перенаправили запрос в Москомархитектуру: мол, согласование подобных проектов — вотчина этого ведомства.

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Ведомство Максима Ликсутова является заказчиком ТПУ и не может не знать, что происходит с этим проектом. Зачем главе дептранса узел с яхтами и вертолётными площадками? Почему они не выходят на связь с жителями и бизнесменами, которые пострадают из-за изменения проекта? Не исключено, что Ликсутов лично заинтересован в том, чтобы проект был реализован именно в таком виде, — заявили жители САО в разговоре с Лайфом. 

Ликсутова и дептранс уже обвиняли в наживе при строительстве ТПУ. Так, в феврале прошлого года власти решили разом снести сотни "незаконно установленных палаток". При этом на местах, где располагался так называемый самострой, мэрия запланировала новое строительство. Вместо реконструкции и благоустройства прилегающей территории дептранс использовал дорогую землю в центре Москвы для возведения транспортно-пересадочных узлов, которые, по мнению аналитиков, фактически представляют собой торговые центры с выходами на остановки наземного транспорта.

— Снос самовольных построек позволил городским властям не выплачивать компенсацию собственникам, тогда как процедура изъятия земель предусматривает такие выплаты, — заявляли эксперты. То же самое может повториться теперь при строительстве ТПУ в САО.

В Москомархитектуре же претензии горожан назвали необоснованными.

— Претензии не обоснованы, транспортная инфраструктура состоит из комплекса объектов различного вида собственности. Представленный проект включает в себя четыре вида транспорта с обеспечением комфортных и безопасных условий для пассажиров и посетителей ТПУ, — сообщили Лайфу в пресс-службе Москомархитектуры.  

Саму необходимость создавать такой тип пересадочного узла с вертолётами и яхтами в Москомархитектуре обуславливают географией участка. По их словам, это одна из немногих зон в Москве, открытая для полётов, а постройка причала способствует "благоустройству набережных реки Москвы". 

С тем, что будет разрушена природная зона, в ведомстве не согласны.  

— Особоохраняемая природная территория сохраняется, а используемые под строительство озеленённые территории полностью компенсированы иными земельными участками, на которые получены все согласования, — отметили в пресс-службе. 

Москомархитектура порой не замечает тех нарушений, которые замечают местные жители. Так произошло, например, в 2012-м при строительстве развязки в Ясеневе — одном из самых зелёных районов столицы. Проект, по мнению жителей, угрожал зелёной зоне между Тарусской и Ясногорской улицами. Жители Ясенева остались недовольны проведёнными слушаниями, собрали тысячу подписей против проекта и отнесли в префектуру. В итоге конкурс на строительство развязки всё же был объявлен. 

И в других случаях Москомархитектура зачастую оставалась глуха к просьбам жителей. Вот, например, недавний документ с публичных слушаний, которые проходили в Троицком административном округе. Там обсуждали новую схему территориального устройства округа. Дороги по проекту должны пройти по объектам общественного хозяйства и по зелёной зоне. В документе — сотни возражений жителей, почти все участники слушаний выступили против.

И очень наглядна реакция чиновников: к сведению принимаются лишь единичные предложения. Зато почти в каждой строке напротив замечаний, просьб и жалоб граждан стоит одинаковая формулировка: "Указанное обращение не содержит замечаний и предложений по предмету публичных слушаний". 

Как будет развиваться противостояние в Левобережном, неизвестно. Пока чиновники тоже пропускают мимо ушей обращения граждан. Ответа от прокуроров нет, в префектуре нарушений не нашли. И даже дежурившие в клубе "Ладога" полицейские во время пресловутой драки вместо того, чтобы пресекать беспорядки, предложили просто вызвать скорую парню, который получил в нос.

Источник: life.ru

Также в рубрике

Президент Белоруссии подписал указ о введении безвизового режима с 80 странами

 0

Четыре джентльмена на пикнике в горах

 0