USD: 64.3352
EUR: 72.2291

Из Москвы на Северный Полюс!

Арктика - четверть территории нашей страны. Будет ли она доступной для туристов?

Текст: Елена ГРИШИНА, Олег ЗЛОБИН, Ольга ЧИЖКОВА, «Отдых в России»
Из Москвы на Северный Полюс!

Страна вновь обратила взор к Арктике. Утвержденная Владимиром Путиным стратегия развития Арктической зоны РФ в числе приоритетных направлений  включает и развитие арктического туризма, улучшение  качества жизни северян, экологическую безопасность. О том, насколько,  доступным для обычных российских граждан может быть арктический туризм, и какова здесь  роль Министерства экономического развития Российской Федерации, рассказывает заместитель Министра Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ.

- Александр Витальевич,  в недавнем вашем интервью журналу «Отдых в России» затрагивалась  тема  развития  особых экономических зон и туристических кластеров. Как заместитель Министра, вы  курируете  и вопросы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Расскажите об основных направлениях этой работы…

- Министр экономического развития  Российской Федерации Алексей Улюкаев во время своего посещения архипелага Шпицберген обозначил развитие арктического туризма как крайне перспективное и востребованное направление.  Мы считаем, что развитие арктического и северного туризма в настоящее время крайне недооценено: у этого макрорегиона  существует не только определенный экономический потенциал для развития, здесь удивительное природное разнообразие и  богатейшее культурное наследие. Эти факторы способны значительно увеличить туристический поток в Арктику.

Вдумайтесь: только по своей площади российская Арктика занимает около 25 процентов нашей страны!

Для нас крайне важно, чтобы развитие туризма оказало мультипликативный эффект на развитие арктических субъектов Российской Федерации. Прежде всего, цель  нашего ведомства  – повысить общий уровень жизни в этих регионах за счет создания логистической и транспортной инфраструктуры.

Нам хотелось бы, чтобы регионы использовали свои естественные природные и географические преимущества.

- Говоря о недооцененном потенциале арктического туризма, какие направления  можно  выделить как наиболее перспективные в Арктике?

-  Пилотным направлением арктического направления могло бы стать развитие круизного туризма. Востребованным может оказаться и развитие экспедиционного и экстремального туризма. Российская Арктика подходит для этого как нельзя лучше.

У  арктических круизов, повторюсь, довольно высокий потенциал, который в целом способен позитивно повлиять на развитие всего комплекса задач в Арктике.  Прежде всего, в  районе Баренцева моря, которое среди всех арктических морей имеет наиболее благоприятную ледовую и климатическую обстановку для судоходства и наиболее продолжительный временной период, в который возможно осуществлять туристическую деятельность. Уже сейчас частный бизнес довольно активно включился в освоение данного региона,  всячески приветствует создание условий для активизации там экономической деятельности, в том числе и в вопросах развития туризма.

Если говорить о западном направлении в развитии арктического туризма, в том числе круизного, необходимо активизировать работу трех субъектов, имеющих выход к Баренцеву морю. Это Мурманская и Архангельская области, а также Ненецкий автономный округ. В данное направление развития входит и российское поселение, находящееся на архипелаге Шпицберген.

Мне кажется, с точки зрения логистики и обеспечивающей инфраструктуры перспективным могло бы стать круизное направление Мурманск – архипелаг Шпицберген – архипелаг Земля Франца-Иосифа – Новая Земля – Архангельск.

Развитие этого маршрута, туристического квадрата Арктики, способно повысить инвестиционную привлекательность данного направления, привлечь в регионы отечественные и иностранные туристические и инвестиционные компании.

В качестве пилота мы рассматриваем именно это направление, здесь уже в наличии транспортная инфраструктура, а главное все точки имеют незамерзающие и круглогодичные порты. В Мурманске и Архангельске имеется сеть аэропортов и железнодорожные линии. Архипелаг Шпицберген в норвежской части имеет международный аэропорт, которым граждане России могут воспользоваться без необходимости оформлять визы и прочих въездных документов.

- По вашему мнению, какие объективные факторы на этом направлении  могут оказать  сдерживающий эффект? С какими трудностями могут столкнуться инвесторы, и как государство планирует минимизировать эти риски и возможные потери?

- Прежде всего, основным сдерживающим фактором является недостаточная развитость обеспечивающей и транспортной инфраструктуры. Имеются определенные административные барьеры, в том числе связанные с визовым режимом для потенциальных иностранных туристов.

 Кроме того, необходимо развивать рекламу этого направления. Крайне мало детальной и понятной информации, которая способна  дать полную картину об арктическом туризме: ее надо специально искать, и то – сильно потрудиться.

Пока еще не создан комплексный туристический продукт, в котором нашли бы отражение все запросы потенциальных туристов.

Надо признать, что арктическое направление не самое дешевое, и поэтому человеку, заплатившему значительную сумму за такой вид отдыха необходима гарантия качественного и интересного времяпрепровождения.

В настоящее время имеется несколько туристических операторов, которые оказывают свои услуги на данном направлении, но все  так или иначе  аффилированы с иностранными компаниями. К сожалению, иностранные турфирмы являются фактически монополистами, которые предлагают круизный продукт в Арктике.

Говоря о рисках для инвесторов, государство будет по максимуму стараться создать позитивные и честные условия игры.

Совместно с арктическими субъектами в рамках наших программных мероприятий нам необходимо модернизировать и привести в надлежащее состояние транспортную и туристическую инфраструктуру. Нашим министерством  ведется  работа по формированию необходимого перечня объектов и мероприятий, разрабатывается дорожная карта.

Кстати,  в этом году на российском архипелаге Земля Франца-Иосифа  уже  реализуется  пилотный проект по упрощенному пересечению государственной границы. Визы и штамп о пересечении границы будут ставиться непосредственно на месте, не заходя в отдаленные порты Мурманска и Архангельска. Это способно увеличить турпоток между норвежским архипелагом Шпицберген и Землей Франца-Иосифа.

Мы предполагаем, что для привлечения иностранных туристов на арктическое направление, необходимо, совместно с компетентными органами проработать возможные схемы по упрощенному пересечению государственной границы в целях туризма.

Хорошим примером нам мог бы послужить упрощенный порядок получения виз во время крупных международных мероприятий, таких как Олимпиада в Сочи 2014 или запланированный на 2018 год Чемпионат мира по футболу.

Я говорил ранее, что необходимо  в  дорожной карте учесть мероприятия, направленные на создание качественного информационного сопровождения, данные направления нужно популяризировать и заграницей, сейчас оттуда идет самый активный турпоток. По нашим данным, это, прежде всего Китай, скандинавские страны, а также США и Канада.

- Какие ключевые места в Арктике вы могли бы отметить, чем они могут быть интересны потенциальным туристам?

- Опорными точками развития арктического круизного направления станут города Мурманск и Архангельск. Это крупные логистические центры на Севере России.

В  Архангельской области располагается одно из особенных и знаковых мест для истории России, это Соловецкий архипелаг, который также должен войти в туристическое направление развитие Северного и арктического туризма России.

В  российской Арктике  есть большое количество памятников советской эпохи, эпохи освоения этих территорий нашими соотечественниками. Например, музей на базе атомного ледокола «Ленин» в Мурманске.

Хорошим примером  мог бы стать российский поселок Баренцбург на архипелаге Шпицберген. В наших планах  -  реконструкция причальных сооружений и обеспечивающей туристической инфраструктуры в Баренцбурге.  С 1937 года  государственным трестом «Арктикуголь»  здесь  ведется  добыча угля. Поселок активно модернизируется, приводится в современное состояние туристическая инфраструктура. Недавно была закончена реконструкция двух гостиниц и  бюджетного хостела. Открыт русский туристический дом в норвежском поселке Лонгйир. Руководством треста организуются всевозможные экскурсии, а также культурные и просветительские мероприятия. В поселке функционирует музей  Поморской культуры, флоры и фауны Арктики. В Баренцбурге планируется организация постоянной базы экспедиционного центра РГО, а также создание центра экстремального и экологического туризма, дайвер- центра.

Шпицберген  -  ключевая  перевалочная точка  для научных и туристических экспедиций на Северный полюс Земли. Визы для путешествий на архипелаге россиянам не требуются.

Еще одной ключевой точкой арктического круизного маршрута призвана стать гряда российских островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Это самые северные сухопутные территории на Земле, они находятся наиболее близко к точке географического Северного полюса Земли. На территории архипелага находится государственный природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа», который входит в состав национального парка «Русская Арктика».

Этот архипелаг поистине олицетворение российской Арктики! Здесь большое разнообразие арктических птиц, можно встретить  китов-касаток и прочих морских жителей. Архипелаг являет «родильным домом» для белых медведей. Здесь они выхаживают и обучают жизни в суровых арктических условиях свое потомство. Кроме природных памятников на архипелаге находятся исторические памятники и места, связанные с первооткрывателями и исследователями этих суровых просторов. Сейчас рассматривается возможность постройки гостиничного комплекса и культурно просветительского центра на одном из островов архипелага.

- Важна  межведомственная  кооперация  в вопросах развития арктического туризма. Какие механизмы государственной поддержки могут быть применены?

- Ключевым  механизмом  мы видим государственно-частное партнерство. Государство готово брать на себя обязанности по созданию обеспечивающей инфраструктуры, формированию приемлемых условий для развития бизнеса. Но мы ждем, что и частный бизнес заинтересует данное туристическое направление, государство в таком случае готово оказывать поддержку. И я уверен в безусловной поддержке нашей инициативы частным бизнесом.

- Александр Витальевич, Арктика – это суровые пространства, здесь нужные серьезные гарантии безопасности для туристов, необходимы надежные суда и развитая сеть спасательных станций. 

- Безусловно, вопросы безопасности туристов,  надежности транспортного флота и инфраструктуры  являются приоритетными.  В Арктике  это отдельная тема: это регион  с особыми климатическими условиями.  Безопасность  выходит на первый план.  МЧС  активно  развивает  здесь  сеть  комплексных аварийно-спасательных центров.   Их будет больше десяти.   Уже завершено строительство  таких центров в Архангельске и Нарьян-Маре. Планируется завершение строительства центра в Мурманске.

 - А в целом, кто, по-вашему, должен заниматься вопросом безопасности туристов?

- Все зависит от вида туризма. Есть экстремальный индивидуальный туризм, где обеспечение безопасности – это, необходимость, которую должен брать на себя турист. Если мы говорим об организованном туризме, об оказании туруслуг, то, наверное, здесь должно и государство регулировать те или иные нормы по предоставлению конкретной услуги.

- А вы сами бывали в Арктике?

- Да, в Арктике я был, по служебным делам, а, вот, путешествовать, отдыхать пока не довелось.  Очень надеюсь, что мне это удастся в будущем. Давайте активнее, вместе с вашим журналом пропагандировать этот уникальный край.  

Также в рубрике

Госбанк ищет выход из будущего курорта

 0

Сегодня мы расскажем вам о самых таинственных, странных и даже опасных российских маршрутах

 0